15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 и на имя Его будут уповать народы.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
(Мф. 12:15-21) Мф.12:15. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
Мф.12:16. и запретил им объявлять о Нем,
Укрощая зависть врагов, не хочет, чтоб объявляли о Нем, но, однако, всеми способами старался уврачевать больных.
Мф.12:17. да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит (Ис.42:1–2):
Мф.12:18. Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд;
Мф.12:19. не воспрекословит, ни возопиет,
Евангелист приводит и пророка, как свидетеля кротости Иисуса. Ибо чего бы, говорит, ни хотели иудеи, Он сделает. Если они хотят, чтобы Он не являлся, Он и это сделает и не станет противиться, подобно честолюбцу, и не будет спорить, но возвестит толпам следующих за ним, чтобы не объявляли о Нем. Но Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников, ибо суд – научение, знание и различение добра; или возвестит и о грядущем суде язычникам, которые никогда не слыхали о будущем суде.
и никто не услышит на улицах голоса Его;
Ибо не среди площади, подобно честолюбцам, но в храме и в синагогах, и на горе, и на морском берегу учил Он.
Мф.12:20. трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит,
Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.
доколе не доставит суду победы;
Мф.12:21. и на имя Его будут уповать народы.
Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.
Протоиерей Павел Великанов
Евангелист Матфей рассказывает нам, как Иисус с каждым днём Своего публичного служения набирает всё большую популярность. За Ним идут толпы людей: одни жаждут исцелиться от давних недугов, другие — избавиться от демонской одержимости, третьи — услышать мудрые наставления и вдохновиться простыми, но глубокими речами Иисуса. И при этом — парадоксальные слова: Иисус запрещает «объявлять о Нём», то есть буквально «не рассказывать», «не распространять о Нём информацию», «не делать Его известным». С точки зрения современного медиапространства — это — полное безумие: иметь все основания для активного публичного продвижения как выдающегося общественного лидера — и запрещать кому бы то ни было заниматься «пиаром». Но почему? Зачем этот столь странный и непонятный нам сегодня запрет?
В современном мире мы зачастую находимся во власти тех образов, которые активно создают средства массовой информации. Не имея возможности быть непосредственно включёнными в то или иное событие, пережить личный опыт общения с тем или иным человекам, мы обречены воспринимать жизнь через экран телевизора или смартфона. Но это — очень ущербное, неполноценное отражение сути происходящего! Зачастую — намеренно искажённое, вплоть до полной противоположности. Но было бы наивным полагать, что проблема неадекватности «образа» содержанию появилась только в информационную эпоху! Принцип «испорченного телефона» работал и задолго до появления телекоммуникаций. Каждая человеческая голова — это уникальный аппарат по интерпретации входящей информации сообразно внутреннему устроению; и пройдя через ряд таких «толкований», смысл может исказиться до неузнаваемости.
Мы возвращаемся к вопросу, почему Иисус запрещал распространять о Себе слухи. Причина простая: Ему не только не нужна была человеческая, мирская слава — она представляла собой существенное препятствие для выполнения миссии, возложенной на Него Небесным Отцом! Наиболее ярко эта ситуация проявится, когда Он накормит чудесным образом пять тысяч людей — и они уже будут готовы взять Его силой и принудить провозгласить Себя Царём Израиля! Иисус понимал: оторвавшись от своего первоисточника, слухи о Нём неизбежно приобретут такую тональность, какая будет желанна и говорящим, и слушающим — при этом к реальным словам и делам Иисуса не будет иметь никакого отношения! Эту опасность испытывает всякий публичный человек, который однажды понимает: в сознании людей формируется некий образ, имидж человека — который начинает жить уже своей жизнью, в очень слабой связи с тем, кто и являлся его родителем — самим человеком! Такая ситуация опасна тем, что в определённый момент созданный «образ» может оказаться сильнее его «носителя» и в каком-то смысле «поглотить» самого человека!
Как важно помнить об этом, когда мы создаём свои «образы» в океане современных средств коммуникации! Причём зачастую, мы делаем это искренне, из самых благих намерений, вовсе не желая кого-то обмануть. Но тот мысленный образ, который мы транслируем через социальные сети, мессенджеры или иные способы — всегда будет всего лишь небольшим фрагментом того, чем мы являемся на самом деле. И здесь следует помнить о двух предосторожностях. Во-первых, не дать себе увлечься раздуванием этого информационного пузыря о себе самом — чтобы однажды не увидеть себя внутри этого «пузыря», неожиданно превратившемся в крепкую тюрьму с запорами. Во-вторых, общаясь с кем бы то ни было опосредованно, всегда помнить: это — ущербный, некачественный способ общения, где «работают» только лишь слова и образы, но мы не можем ощутить через них самое главное, чему и следует внимать при любом общении — действию духа, живущего в человеке, той самой главной «тональности», в которой живёт и действует наш собеседник!
Помоги же нам, Господи, быть аккуратными и внимательными при любом опосредованном общении — и при возможности стараться почаще встречаться друг с другом в реальном мире!
***
Епископ Городищенский Феоктист
Христианская жизнь может быть самой разной. Невозможно познать, вместить и описать всё многообразие христианских традиций и особенностей жизни христиан. Даже в рамках одной Поместной Церкви существует необозримое количество любопытных и зачастую неожиданных проявлений христианства. А уж если сравнить традиции православных христиан России с таковыми же где-нибудь в экваториальной Африке, то разница окажется способна надолго лишить покоя. По-разному воспринимают христианство не только целые народы, но и каждый отдельный человек. Причём разница восприятия может прослеживаться у каждого человека в зависимости от времени: сегодня христианин с ревностью и горением стремится к молитве, а завтра сама мысль о молитве не вызывает ничего, кроме отвращения. Подобные колебания могут иметь и значительно меньшую амплитуду, настроение и отношение к Евангелию может меняться чуть ли не каждую минуту. Если в периоды вдохновенного следования словам Христа вопросов не возникает, то в противоположные моменты они есть. И их много. Самый важный: что с этим всем делать и не означает ли упадок предательства Бога?
Апостол Матфей цитирует слова 42-й главы книги пророка Исайи: «Отрок Мой… трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:3) Эти слова нам стоит держать в памяти при столкновении как с непонятными для нас христианскими религиозными традициями, так и при переживании упадка собственного вдохновения. Святитель Василий Великий по поводу этих слов пророка Исайи применительно ко Христу Спасителю написал, что «трость сокрушённая… есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию». Очевидно, что, к примеру, пламенная молитва может быть вызвана страстью — как внутренней, так и внешней, она может быть и следствием состояния, которое близко к аффекту. Но Бог принимает и такую молитву. Бог не ломает эту сокрушённую трость и не отсекает, он ее врачует. Не ломает и не отсекает он и ту милостыню, которая творится напоказ вопреки заповеди Христа «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф. 6:1) Бог терпит и принимает любое, даже самое несовершенное, исполнение заповедей. Не является препятствием на пути к Богу и другое, противоположное первому, состояние, о нем также упоминал в своём комментарии святитель Василий Великий, он писал, что лен курящийся, который не угашает Господь это тот, кто «исполняет заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением». Такового тоже не оставляет Бог, а через людей и через книги «напоминает суды и обетования Божии». А раз Бог принимает надломленного, не гнушается и едва тлеющим, то и нам следует подражать Богу в отношении к ближним и в отношении к самим себе.
О видении на расстоянии. Суббота по Рождестве Христовом
Протоиерей Вячеслав Резников
Сегодня, в субботу по Рождестве Христовом, Евангелист Матфей приводит слова Пророка Исаии о Иисусе Христе. Но зачем очевидцу жизни Господа ссылаться на того, кто жил несколько сотен лет назад? Зачем указывать на то, что является только тенью событий? Но часто взор только на расстоянии может охватить всю картину. А тень порой может подчеркнуть то, чего не замечаешь, разглядывая сам предмет.
Итак, перед нами – повседневные дела Господни. В очередной раз «последовало за Ним множество народа», в очередной раз Он «исцелил их всех», и в очередной раз тщетно «запретил им объявлять о Нем». Все видят великого чудотворца. А Исаия смотрит издали, и вот что открывается его взору: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». Разве могли это увидеть те, кто со своими бедами и нуждами ходил за Ним? А Пророк увидел только это, и не увидел ни чудес, ни власти над стихиями.
А что мы видим сейчас, спустя две тысячи лет? Чудес, вроде бы, не видно; стихии текут своими путями. Но ведь обещал Он перед вознесением: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). И Апостолы свидетельствовали, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). И мы сейчас, как Исаия тогда, видим то, чего люди не замечали за Его чудесами: «Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах гласа Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». И сколько богохульства изливается на Него! А Он, «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете», все терпит, «не воспрекословит, не возопиет».
И только вдруг иногда какой-нибудь богохульник и гонитель услышит: «что ты гонишь Меня»? И в ответ – «Господи! Что повелишь мне делать» (Деян.9:4-6)? И вдруг станет ясно, что Он и всегда был рядом, но не ломал тебя, не угашал твоей свободы. И вдруг увидишь, как Он ждал, пока вырастет зерно веры в твоей душе, пока проникнет в твою душу закваска Его пришествия в мир. И увидишь, что весь мир пронизан Его присутствием. И – принесешь «доброе исповедание», и если надо, то и «перед многими свидетелями», и более всего видимого прославишь Того, «Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная. Аминь»!
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
(Мф. 3:1-11) Мф.3:1. В те дни
Не тогда, когда Господь был младенцем и жил в Назарете, но евангелист говорит так вообще о том времени, которое предшествовало настоящему, когда пришел Иоанн Креститель. Иоанн послан был от Бога для того, чтобы изобличать иудеев, привести их к сознанию своих грехов и таким образом подготовить к принятию Христа. Ибо если кто не сознал своих грехов, он не приходит к покаянию.
приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
Мф.3:2. и говорит: покайтесь,
Иудеи были заносчивы, поэтому Предтеча побуждает их к покаянию.
ибо приблизилось Царство Небесное.
Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное.
Мф.3:3. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
«Путем» называется Евангелие, «стезями» же – законные установления, потому что они изношены и древни. Поэтому Креститель говорит: будьте готовы к евангельскому жительству и законные заповеди делайте прямыми, то есть духовными; ибо слово «прямой» означает дух. Когда ты увидишь, что иудей плотски понимает подзаконный строй, то скажи, что он не делает стезей прямыми, то есть духовно не понимает закон.
Мф.3:4. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса
Предтеча призывал к покаянию и видом своим: ибо он имел плачевную одежду. Говорят, что верблюд занимает средину между чистым и нечистым животным: как отрыгивающий жвачку, он чист, а как имеющий нераздвоенные копыта – нечист. Так как Иоанн приводил к Богу и казавшийся чистым народ иудейский, и нечистый языческий и был посредником между Ветхим и Новым Заветом, то поэтому он и носил в качестве одежды волоса верблюда.
пояс кожаный на чреслах своих,
Все святые в Писании представляются опоясанными или как пребывающие постоянно в труде (ибо нерадивые и изнеженные не опоясываются, как, например, сарацины теперь), или потому, что они умертвили в себе страсти плотского вожделения, ибо кожа есть часть мертвого животного.
а пищею его были акриды и дикий мед.
Некоторые говорят, что «акриды» – это трава, которая называется и мелагрой, другие же разумеют под ними орехи или дикие ягоды. Дикий мед-мед, который приготовляется дикими пчелами и который находят в деревьях, равно и между камнями.
Мф.3:5. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
Мф.3:6. и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Хотя и крестились, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого – отпущение грехов.
Мф.3:7. Увидев же Иоанн многих фарисеев
Фарисей в переводе значит «отдельный», так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других.
и саддукеев,
Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духа. «Саддукеи» в переводе значит «праведные», ибо «седек» – праведность. Они сами называли себя праведными или назывались так по ересеначальнику их Садоку.
идущих к нему креститься, сказал им:
Фарисеи и саддукеи шли к крещению не с правым намерением, как прочие. Поэтому Предтеча и порицает их.
Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Предтеча строго говорит к ним, зная их строптивость, но, тем не менее, и похваляет их, говоря: «кто внушил вам?». Он удивляется, как случилось, что этот злой род покаялся. Порождением ехидны он называет их потому, что, как ехидны прогрызают ложесна и таким образом рождаются, так и они убивали отцов своих, то есть учителей и пророков. «От будущего гнева», – говорит о геенне.
Мф.3:8. cотворите же достойный плод покаяния
Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс.33:15).
Мф.3:9. и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»,
Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение.
Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Под камнями разумеются язычники, из которых многие уверовали. Кроме того, Иоанн говорит и так просто, что Бог и от камней может создать детей Аврааму. Ибо и ложесна Сарры по бесплодию были камнем, однако она родила. Когда же воздвиг Господь чад Аврааму от камней? В то время, когда распяли Его и многие, увидев рассевшиеся камни, уверовали.
Мф.3:10. Уже и секира при корне дерев лежит:
Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями – каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну.
всякое дерево,
хотя бы оно от Авраама происходило,
не приносящее доброго плода.
Не сказал: «не принесшее», но «не приносящее»; ибо всегда должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а сегодня похищаешь, то ты неугоден Богу. Такое дерево
срубают и бросают в огонь,
то есть огонь геенны.
Мф.3:11. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня;
Предтеча сказал им: «Принесите плод». Итак, он показывает, какой плод, именно, веру в Грядущего за ним. За ним же шел Христос. Он был позади его не только по рождению (только шестью месяцами), но и по явлению, ибо прежде явился Предтеча, а потом Христос, о котором Иоанн свидетельствовал.
я не достоин понести обувь Его;
Я, говорит, недостоин быть и последним рабом Его, чтобы носить обувь. Под обувью разумей и два сошествия Его – одно с неба на землю, другое с земли в ад, ибо обувь есть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча, не будучи в состоянии и понять, как они могут совершиться.
Он будет крестить вас Духом Святым...;
то есть обильно исполнит вас дарами Духа, тогда как мое крещение, говорит Предтеча, не дает ни благодати Духа, ни отпущения грехов. Он же обильно даст вам и отпущение грехов, и дары Духа.
Суббота пред Богоявлением (1Тим.3:14–4:5; Мф.3:1–11). "Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины". Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она - близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, - и будешь во истине, - будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Св. Апостолов и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и, как по христианскому сознанию, носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли. Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа через Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую уподобляются детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!
Протоиерей Александр Шаргунов
Из пустыни, из ее одиночества, из молитвенного молчания и тишины говорит нам Иоанн, и ничего не слышно, кроме голоса Бога, кроме тех слов, с которыми вышел Христос на проповедь после Крещения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн любил Бога, потому так дорог ему был народ, и он говорил то, что глубинами сердец люди знали и узнавали, что они жаждали услышать. И когда он призывал к покаянию, в глубинах сердец человеческих обреталась решимость ответить на этот призыв. И другой Иоанн, апостол любви, возвещает: «Я не говорю вам то, что вы не знаете, но то, что вы знаете, о том говорю вам».
Никакое слово не обладает такою силой, как то, которое обращено к совести человека, и это слово становится неодолимым, когда оно произносится человеком, который заслужил право его произносить. Люди долго ждали подлинного слова Божия, и они услышали его от Иоанна. Он был узнаваем, он пришел от Бога, и слушать его было — узнавать Бога, без Которого нет человека. И он был услышан, потому что говорил о даре спасения, превосходящем человеческие силы.
В чем величие Предтечи, почему он больше всех? Потому что он Ангел, как пишет пророк, — вестник воли Божией. И он имеет власть возвестить эту волю Господню, потому что обрел свободу от тех ценностей, прежде всего материальных, которым рабски служит род человеческий, ища благополучия и удобства. Его жизнь протекает в предельной скудости. Все земное для него — ничто, если нет в нем Бога. Он видит все происходящее в истинном свете: прах, который сегодня превозносится своим мнимым величием, завтра рассыплется.
У него самая нищенская одежда и пища. Но Господь питает его лучше, чем питается кто-либо на самых роскошных пирах, — Своей благодатью. Как говорит слово Божие: «Лучше немного зелени, но с любовью». Господь укрепляет его тело и душу, и он проповедует о покаянии, о том, что приблизилось Царствие Божие. Тридцать лет он провел в пустыне, и тридцать лет боролся с грехом, размышляя о смерти, о грехе и о Боге. Его проповедь не вычитана из книг, это то, что ему открыто Богом.
И мы слышим Его очень строгий, огненный призыв к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит» — при корне жизни всякого человека — «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Еще немного, и дерево будет срублено. Но не это страшно, а то, что его бросают в огонь — в вечный огонь.
Не с легкостью принимает Предтеча покаяние приходящих к нему. Он знает, что есть в сердце человеческом и как глубоко грех поразил наше естество. Грех стал у людей привычкой — второй природой. Потому одного покаяния недостаточно. Он говорит: «Сотворите же достойный плод покаяния». Надо, чтобы привычкой, нашим естеством для нас стало делание добра и правды.
Он видит всех приходящих к нему. Какое место они занимают в обществе или в Церкви, не имеет значения. Он воспринимает человека не телесно, для него важно, что собою представляет его душа. Потому его гневное слово обращено прежде всего к первосвященникам, к духовным вождям народа. «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Кажется, среди тех, кого он обличает, есть немало людей, которые могут сказать о себе, что у них нет грубых грехов. Они соблюдают весь закон и исполнены внешнего благочестия. Но яд змеиный всегда присутствует в жале змеи. Даже когда она не кусается, все равно это та же ядовитая змея. Придет час, когда их естество обнаружится. Они убьют не только большего из рожденных женами, но восстанут против самого Богочеловека.
И он говорит: «Не начинайте говорить, что мы имеем отца нашего Авраама». Не хвалитесь духовным наследием, потому что Бог силен воздвигнуть чад Аврааму из этих камней — из людей неверующих, которые грехами своими стали как камни — исполнены окамененного нечувствия. Господь знает, как коснуться глубин их сердец и как совершить их новое рождение.
«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня». Путь, ведущий к Иоанну Предтече, не был завершением. И крещение в водах Иордана, которого искали многие иудеи, не было решающим. Иоанн Предтеча не скрывал этого. За ним идет Другой, Сильнейший Его, Которого Он недостоин. «Я не достоин понести обувь Его — недостоин как раб снять обувь с Того, Кто идет вслед за мной». Он не заслоняет собою Христа — придут лжепророки и антихрист, которые попытаются это сделать. Он пришел, чтобы встретить Бога и устраниться, открыв всем Того, Кто больше и сильнее его. Люди слушали Предтечу, потому что он указывал на Того, в Ком они нуждались. После его крещения в воде, их ждет второе крещение — Духом и огнем. Вода Иордана имеет только временное значение. Она — только знамение, ведущее к страшной правде Царства Божия, которую являет Христос. И точно так же Иоанн — только Предтеча, который должен отступить в сторону, когда Мессия придет.
Дух Святой был с самого начала, когда Он носился над водами, над бесформенной еще материей (Быт. 1:2). Он не может не быть сейчас, когда Дыханием Божества рождается новое творение, сыны Божии. Таинственное Дыхание, подобно ветру, который может быть легким дуновением или жестокой бурей, и не знаешь, по слову Христову, откуда Он приходит и куда уходит (Ин. 3, 8). Ничего не знаешь, кроме того, что Он приносит в сердце жизнь Самого Бога.
Образ огня, раскрывающий действие Духа Святого на человека, так же таинственен, и так же различен. Святой Иоанн Предтеча говорит только об одной из возможностей этого действия: огонь уничтожает в человеке все, что мешает ему открыться навстречу Христу. Ибо огонь Духа Святого — разрушающий и уничтожающий — только малая часть того, что Он совершает. Он разрушает, созидая, чтобы дать место истинной жизни. И Он никогда не разрушает, предварительно не явив созидание. Прежде чем очистить золото от примесей, возжигают огонь. Точно так же действует Дух Святой в человеке. Прежде чем устранить из сердца то, что не может продолжать существовать вместе с Божественной жизнью, Дух Святой возгорается в нем и смягчает его. Ибо только вложив в глубину сердца от Своей кротости и Своего тепла, Дух Святой преображает крещеного человека и делает из него новое творение, сына Божия в Единородном Сыне Божием, молитва и дыхание которого соединяется с молитвой и дыханием Духа Святого, взывающего в глубине сердца: «Авва, Отче» (Рим. 8, 15).
Призыв Предтечи — глас вопиющего в пустыне, но он гремит во всех веках, достигая и нас: «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Его». Грех искривил все наши пути. Каждая душа человеческая должна стать тем путем, о котором говорит Предтеча. Каждая душа человеческая должна выпрямиться покаянной устремленностью к Богу. Этот глас будит нашу совесть. А совесть, говорят святые отцы, — это предтеча любви, как сам Иоанн Креститель — Предтеча Христа. К покаянию призывает он, а прощение дарует Господь.
Уготовим наши души к встрече праздника Крещения Господня. Да будет дано нам покаяние как второе крещение, чтобы очистились души наши от скверны всякого греха и мы узнали, что этой богоявленской водой мы становимся новым творением. Потому что не только приблизилось, но и открылось нам Царство Божие.
Cуббота пред Богоявлением
(1Тим.3:14–4:5; Мф.3:1–11)
Протоиерей Вячеслав Резников
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему».
Почему – все? – Во-первых, пришла некая полнота времен. Сошлись пророчества. Все чувствовали, что одно кончилось, а другое еще не началось. Все понимали, что так дальше жить нельзя: или все взорвется, или окончательно потеряет смысл. И у всех была потребность – смыть, наконец-то, с себя нечто, некую вековую нечистоту. А во-вторых, с самого рождения Иоанна Крестителя жители той земли с волнением ожидали: «Что будет младенец сей» (Лк.1:66)? А он еще «и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80).
И – самый облик: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед». Аскетический образ жизни сам по себе располагает к уважению, в то время, как толстый живот вызывает законное чувство недоверия, и напоминает библейский образ лжепастыря: «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли». (Иез.34:2-3). Но все же Апостол сегодня предостерегает именно от соблазна ложного аскетизма, от неких, «сожженных в совести своей». Они будут запрещать «вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». Ложные аскеты могут поражать воображение. Но они приходят «во имя свое» (Ин.5:43), и проповедуют только себя. И они могут научить лишь тому, как выделиться из толпы, а не как собственно приблизиться к Богу.
Иоанн же никому не запрещал ничего, кроме противозаконного. И он все время повторял: «Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». А его самого принимали за Христа. Недаром еще в Прологе Иоанн Богослов подчеркивает: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете» (Ин.1:8). И сам Иоанн Креститель на вопрос фарисеев, кто он? – первым делом ответил: «я не Христос» (Ин.8:20).
Выход Иоанна на проповедь всколыхнул всю Палестину. Евангелист Лука указывает и на время, когда это было: «в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря». Так вообще принято было датировать до пришествия Христа в мир. Не было всемирной, для всех важной точки отсчета. Людям достаточно было знать, в каком месте, при каком царе, в какой год его правления. Так и о рождестве Иоанна Крестителя: «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5)… И о Рождестве Спасителя говорится, что это было во время переписи, которая происходила при таком-то императоре, при таком-то правителе…
Но уже с этого момента весь мир начнет новый отсчет времени – от Рождества Христова. И теперь даже тот, кто утверждает, что все эти события – выдумка, что даже Иисуса Христа не было на свете, – даже такой человек, спустя даже две тысячи лет, твердо знает, когда все это произошло.
|