27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(Мк. 11:27-33) Мк.11:27. Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
Мк.11:28. и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
Мк.11:29. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
Мк.11:30. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
Мк.11:31. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, – то Он скажет; почему же вы не поверили ему?
Мк.11:32. а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
Мк.11:33. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
В ярости за то, что Христос изгнал из храма меновщиков, они приходят к Нему с вопросом: «какою властью Ты это делаешь?» Они как бы так говорили Ему с поношением: «Кто Ты такой, что это делаешь? Разве Ты поставлен учителем? Разве в архиерея рукоположен?» Говорили же это, стараясь привести Его в затруднение, чтоб уловить Его. Если бы Он сказал: «Я творю это Моею властью», то они побили бы Его камнями как богопротивника, а если бы сказал: «(Творю это) властью Божией», в таком случае они могли бы отвлечь от Него народ, так как Он признавал Себя за Бога. Но Господь предлагает им вопрос об Иоанне, не без причины и не с какой-либо хитростью. Но поскольку Иоанн свидетельствовал о Нем, то Он и спрашивает злодейственных иудеев об Иоанне, дабы они, если признают Иоанна за посланника Божия, принуждены были принять свидетельство Иоанна и о Христе. А как они не могли ничего ответить, то Он, чтобы еще более уничижить их, говорит: «и Я не скажу вам». Не сказал: «Я не знаю, что отвечать вам», но «и Я не скажу», то есть поскольку вы злобствуете, то Я не удостаиваю вас ответа.
Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, - молчат, ибо нечего было сказать против, а все не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, - придумали изворот: "о князе бесовском". Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, - тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличем разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию - дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма - уж не от отца ли она тьмы?
протоиерей Павел Великанов
После торжественного входа Иисуса в Иерусалим народ ожидал, что теперь уж точно этот пророк объявит Себя Царём Израиля и возвысит Свой голос для объединения всех сил против ненавистных римлян! Но Иисус молчит. Проходят дни – ничего не происходит, кроме того, что Он регулярно приходит в Храм и ведёт Себя там, словно хозяин. Все недоумевают. Что происходит? Главный авторитетный религиозный орган – синедрион – должен вынести какое-то решение об этом пророке – ведь только в его компетенции производить расследования о пророках и выносить суждение: это действительно пророк или самозванец? И тогда к Иисусу в храме подходит практически весь синедрион, чтобы наконец-то непосредственно выяснить – что это за человек, и по какому праву Он Себя так ведёт? В этом вопросе – «какой властью Ты всё это делаешь – совершаешь чудеса, хозяйничаешь в храме, входишь в Иерусалим словно царь» – мудрые и хитрые старейшины хотели вынудить Иисуса прямо сказать: «Я – Мессия, Я – от Бога!» И следующий ход был давно продуман: пусть тогда, немедленно, при всех – совершит конкретное и явное для окружающих великое чудо. Если этого не произойдет, или Он откажется – тогда есть все основания объявить Его лжемессией и предать осуждению на смерть. Прекрасно зная, зачем Ему задают этот казалось бы простой вопрос, Иисус одной фразой вводит еврейских мудрецов в полное замешательство: а крещение Иоанна откуда было – от Бога или от людей? Понимая, что любой вариант ответа для них невыгоден, они говорят: ну, не знаем, откуда. И этот ответ – вовсе не безвинное свидетельство своего незнания. Это публичное признание своей неспособности судить о самых важных вещах, признание полной профессиональной некомпетентности. Те, которые утверждали себя, как духовные вожди нации – оказались пафосными пустышками, которые совсем запутались в своих хитросплетённых интригах. Если они сами себе не верят – какой смысл им открывать истину о Себе? Если они не могут даже друг перед другом, наедине, быть честными – зачем перед ними бросать бисер? Если лицемерие этих людей уже стало высокопрофессиональным и неотъемлемой частью их профессии – бессмысленно давать им настоящий ответ – ведь они тотчас извратят его в свою пользу! Отказавшись от прямого ответа, Иисус дальше даёт ответ – только посредством притчи о злых виноградарях, в которых фарисеи и книжники были призваны узнать самих себя.
Как полезно вспоминать этот евангельский эпизод, когда нам так и хочется получить от Бога простой и конкретный ответ! Все эти наши «за что мне, Боже! Почему так? Когда это кончится? Чем я Тебя прогневал?» – зачастую схожи с вопрошаниями фарисеев Христа. Мы тоже хотим, чтобы Бог играл по нашим правилам. И объяснял нам всё тогда, когда мы сами этого изволим. И только так, как мы готовы услышать. Но Бог терпеливо молчит – и продолжает усердно ваять из нашей жизни Свой замысел, невзирая на взвизгивания и всхлипывания этого неподдатливого, но такого дорогого и любимого материала!
О искушениях, о пастырях и о вдовице
(1Пет.4:12–5:5; Мк.11:27–33)
Протоиерей Вячеслав Резников
«Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения, для вас странного», – пишет Апостол Петр, – «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». И хотя в любых страданиях есть очищающая сила, но как все-таки важно, чтобы страдания были именно «Христовы». И если страдаешь «как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое». Такая опасность есть всегда, и особенно в смутные времена, когда все путается, и не сразу разберешь: обманываешь ты законную власть, или применяешь военную хитрость против врага.
Особенно Апостол беспокоится о пастырях. «Пастырей ваших умоляю»: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия». Пастыри в церкви всегда пользовались уважением и заботой. Но отсюда для них опасность: чувствовать себя, как ослица, на которой ехал Христос. Она вполне могла думать, что именно ради нее ей под копыта постилают одежды. Такой «пастырь» только покрикивает, да укоряет, да поучает: «будем же, братья и сестры, то-то и то-то»! «Сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение». А в случае гонений – падает первым. А за ним и все овцы оказываются разогнанными. И Апостол умоляет пастырей управлять своей паствой, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду».
Гонения для церкви неизбежны. Надо пройти сквозь тьму, и не дать при этом угасить в своей душе свет Христов. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится»?
Когда-то Господь сказал: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3:19-21). Вот и получается, что те, которые поднимаются к свету, встречают на своем пути поток опускающихся во тьму, и этот поток старается увлечь и их за собою.
И как устоять в этом потоке, если подниматься и так труднее, чем лететь вниз? – А только так, как бедная вдова, которая, когда все клали в церковную сокровищницу «от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела». Что сможет помешать ей? Кто сможет остановить ее? За что сможет уцепиться враг, чтобы увлечь ее в бездну, когда она возложила всю надежду на Бога, положив в сокровищницу «все пропитание свое».
«Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро».
|