Униаты не имеют благодати Божией…
Действительны ли у униатов Святые Тайны (а точнее крещение, священство, хиротония)? Мы попросили ответить известного богослова, кандидата филологических наук, кандидата богословия, доцента исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакона Владимира Василика.
Униатство – это раскол и ересь, потому что униаты признают папский догмат, который, по мнению некоторых богословов, является основой, стержнем и причиной всех ересей Римо-католической церкви.
О таинстве униатов стоит спросить у иерархов и священников западных епархий Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которые перекрещивают униатов, так как не считают униатское крещение действительным Таинством. Иерархи и священники западных епархий представляют строгую позицию Русской Православной Церкви, с которой находятся в полном евхаристическом и каноническом общении.
Решением Московского Собора от 1620 года униатов перекрещивали, а на самом деле крестили. Как говорил святитель Киприан Карфагенский: «Мы же утверждаем, что приходящих оттуда мы у себя не перекрещиваем, но крестим». Соответственно, Миропомазание, которым заменили Крещение, по сути, показывает, что Таинств в униатстве нет, потому что для них нужна благодать Святаго Духа, а именно она и подается в Миропомазании. В ряде случаев, как пишет святитель Иларион (Троицкий): «Церковь не шла на повторение правильного, хотя и безблагодатного обряда из икономийных соображений, потому что главное – это воссоединить человека с Церковью. Если же Таинство Крещения над ним было совершено правильно, то оно благодатно восполнялось Миропомазанием или покаянием – соединением со Святой Соборной Апостольской Церковью.»
У униатов могут быть более-менее правильные обряды, но Таинств у них нет, потому что нет Церкви, ведь Церковь одна, и только она является, по словам святителя Киприана Карфагенского, непорочной невестой, свято блюдущей себя для Небесного Жениха. Таинства могут быть только в Церкви и более нигде, а римо-католики, очевидно, пребывают вне Ее, также как и присоединяющиеся к ней сочувствующие. Двух Церквей, взаимоотрицающих друг друга, быть не может! Может быть, только одна истинная Церковь.
Римо-католики только себя считают подлинною церковью, а все остальные христианские исповедания, в том числе и наше, двоякими хизматическими сообществами, в которых благодать, если и может быть, то лишь относительной, и служит она этим хизматикам-раскольникам только к осуждению. Соответственно выбор прост – либо мы, либо они. Но поскольку мы вкусили небесную благодать Святых Таинств и знаем, что Дух Святой во истину пребывает в Православной Церкви, то значит в другом месте Он не может пребывать.
В данном случае господствующей точкой зрения являются мнения таких видных богословов, как священномученик Иларион (Троицкий), Святейший Патриарх Сергий (Страгородский), святитель Серафим (Соболев) и другие. Церковь одна, как сказал апостол Павел: «Один Господь, одна Вера, одно Крещение.»
Диакон Владимир Василик
«Русская народная линия»
|