Статьи - ОСНОВЫ ВЕРЫ

90 НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ МИФОВ О БОГЕ, ВЕРЕ, ЦЕРКВИ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

1) Бога никто не видел.
2) Убедиться в существовании Бога можно только после смерти.
3) Для правильного Богопознания достаточно интеллектуального усилия.
4) Бог Отец старше Бога Сына. Бог Сын был когда-то рождён от Бога Отца.
5) Иисус Христос – наполовину Бог, наполовину – человек.
6) Богу требуется от человека вера в Его существование и исполнение религиозных обрядов.
7) Бог постоянно борется с дьяволом, это две равные силы.
8) Служат дьяволу только сатанисты и его почитатели.
9) Богу сложно понять трудности и проблемы простых людей.
10) Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает.
11) Вера – это слепое принятие догм или просто уверенность в том, что Бог существует.
12) Понятие «Бог в душе» эквивалентно понятию «вера в уме».
13) Все религии ведут к одному Богу и отличаются лишь обрядами. Стены религий не достигают небес.
14) Духовный человек – это человек искусства, знаток литературы, эстет, интеллигент.
15) В церковь нужно приходить, когда в жизни проблемы или требуется покреститься, повенчаться или отпеть(ся).
16) Одна из задач Церкви – участие в политической борьбе.
17) Организационно Православие представляет собой Русскую Православную Церковь.
18) Понятия добра и зла – это нормы, принятые в конкретном человеческом обществе.
19) Убийство оккупанта в освободительной войне автоматически грехом не является.
20) Грех маньяка Чикатило больше, чем доброй женщины абортмахера, производящей аборты желающим.
21) Православие – религия русского народа. Николай Угодник – один из главных русских святых.
22) Христианство заключается в соблюдении постов, участии в церковных богослужениях, молитве.
23) Христиане – это те, кто крещён.
24) Христианство лишает человека свободы, но зато и избавляет от ответственности, гарантируя райские блага.
25) Цель церковных постов – неядение определённых продуктов.
26) Цель христианской жизни – борьба с грехами.
27) Христиане поклоняются иконам.
28) Святые – это только официально канонизированные Церковью люди.
29) Решение человеческих проблем распределено по определённым святым.
30) Среди людей, достигших святости, ближе всех к Богу мужчина.
31) Бог и святые нуждаются в наших молитвах и свечах.
32) Молитва без свечи – недостаточная молитва.
33) Молиться можно только по-церковнославянски и каноническими молитвословиями.
34) Христиане должны ограничивать себя во всём радостном.
35) Церковь должна быть сообществом святых, безгрешных людей.
36) Христианство отрицает мистику.
37) Церковь создали люди.
38) Глава Церкви – Патриарх.
39) Основной критерий правильности в Церкви – древность.
40) В церкви особо нечему учиться, главное – знать, к какой иконе по каким нуждам обращаться.
41) Догматы – это то, что противоречит разуму.
42) Младенцы (дети до 7 лет) безгрешны.
43) Базисом веры являются чудеса.
44) Священник – посредник между человеком и Богом.
45) Священникам проще спастись, чем мирянам.
46) Деятельность Церкви, священников финансируется государством.
47) Священники являются начальниками для христиан без священного сана.
48) Мнения различных священников по любым богословским вопросам должны совпадать.
49) Ответственность за свою духовную жизнь христиане возлагают на духовника.
50) Молиться должны, главным образом, священники, это их работа, для этого им подают записки и оплачивают их прочтение.
51) Человек должен молиться главным образом в храме.
52) Основное назначение храмов – место установки свечей и совершения частных молитв.
53) Для спасения достаточно быть порядочным человеком (не воровать, не убивать).
54) Большинство людей спасутся.
55) Не согрешишь – не покаешься. Живи, как хочешь, только не забывай грехи вовремя смывать на исповеди.
56) Из 12 Апостолов отступил от Христа один Иуда.
57) Ни в одном православном храме невозможно получить всё необходимое для спасения бесплатно.
58) Святые – безгрешные люди.
59) Мощи – это только нетленные тела людей.
60) В Раю и аду будут находиться только души людей, без тел.
61) Отпевание – это практически пропуск в Рай.
62) В аду черти будут мучить грешников (в котлах, на сковородках).
63) В Раю люди будут бездельничать.
64) Все люди ответственны за грех Адама и Евы, все виновны в первородном грехе.
65) Человек, который не совершает тяжких (смертных) грехов, достоин блаженства Рая.
66) Покаяние состоит в том, что человек называет грехи вслух или подает бумажку с записанными на ней грехами, а священник их прощает.
67) Для распавшихся браков в Православии существует «церковный развод».
68) Обязанность жены – рабское повиновение мужу, так как в Библии написано: «да убоится жена мужа своего» (Еф. 5:33)
69) Креститься нужно для того, чтобы меньше болеть, защититься от проблем, стать настоящим русским.
70) Крещение – это церковный обряд.
71) Крещение даёт защиту в «энергетическом плане», любой крещёный уже защищён на всю жизнь.
72) Подготовка ко Крещению состоит в покупке необходимых принадлежностей и согласовании времени встречи.
73) Крёстным может быть любой знакомый. Роль крёстного подобна почётному гостю на празднике.
74) Именины – это день Ангела-Хранителя.
75) Ангелы имеют тело с крыльями.
76) Заповедей всего десять.
77) Существуют неверующие люди, но настолько хорошие, что соблюдают все 10 заповедей.
78) Заповеди ограничивают свободу человека.
79) Если какой-то христианин, а тем более священнослужитель, согрешил, то нужно избегать Церкви, считая, что там все такие.
80) Всё телесное, как и само тело, – греховно. Цель христианина – умертвить тело.
81) Главное в праздник Крещения Господня – набрать святой воды.
82) На Пасху и Троицу нужно постараться посетить кладбище, помянуть покойных.
83) Православный обязательно должен в праздник Крещения купаться в проруби, на Масленицу – печь блины, а на Пасху красить яйца и печь куличи.
84) В церковном календаре есть праздники: Масленица, Яблочный (Медовый, Ореховый) Спас, Красная Горка…
85) Экстрасенсы, знахари и белые маги, имеющие на стенах иконы, лечащие молитвами и посылающие в церковь, – делают угодное Богу.
86) Если отпеть живого человека или поставить за него свечу за упокой, то его ждут неприятности.
87) Святая вода приобретает необычные свойства из-за ионов серебра, исходящих от ёмкости или креста.
88) Антихрист – воплощённый сатана.
89) В монастырь уходят от житейских проблем и несчастий.
90) Еретики – это меньшинство, которое было подавлено большинством.

Комментарии к первым 10 мифам о христианстве

1) Бога никто не видел.

а) Воплотившегося Бога – Богочеловека Иисуса Христа видели многие тысячи людей.
б) Сам Бог даёт любому желающему возможность Боговидения: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
в) Любому желающему доступен опыт Богообщения святых угодников Божиих, изложенный в Предании Церкви.

Несмотря на Божие Вездеприсутствие, Бога невозможно видеть физическим зрением, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир. Бог есть Дух (Ин 4:24). Бог имеет особую природу, не имеющую аналогий в тварном мире.
Духовный мир закрыт от абсолютного большинства людей в этой жизни.
Неспособность ощущать проявления чего-либо не значит, что незамеченное нашими чувствами отсутствует. Иначе мы будем наивно ограничивать реальность лишь своими личным, далёким от совершенства, чувственным восприятием. В частности, мы не видим телесными глазами не только Бога, но и вполне материальные вещи и явления, такие как субатомный мир, статическое напряжение. Также мы не видим свой собственный ум (в существовании которого едва ли кто сомневается) и т. д.
Далеко не вся информация приходит через зрение, есть ещё разум, чувства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус)...

2) Убедиться в существовании Бога можно только после смерти.

а) Большую часть информации люди получают не из собственного опыта, а на основании доверия опыту других людей. Этот опыт зафиксирован во множестве источников и доступен всем желающим еще при жизни.
б) Основа христианства – опыт личного Богообщения. Внимательная, богоугодная жизнь позволяет явственно ощущать присутствие Господа, его Промысл.
в) Чаще всего Бог говорит с человеком языком обстоятельств, человек – отвечает языком поступков. Этот опыт есть у каждого из нас, но большинство склонно списывать его на волю случая.
г) Богом нельзя увлекаться, Богом нужно жить. У нас не вызывает сомнения реальность радиоволн и электричества, хотя мы и не видим их. Но мы имеем ежедневный опыт того, что они есть. Если мы ежедневно не обращаемся к Богу в молитве, не соединяемся с Ним в Таинствах, не синхронизируем свою жизнь с Его заповедями, Его волей, то Он будет казаться нам далёким и абстрактным. Если мы не будем заслоняться от Бога своим невниманием, не разменивать свою жизнь суетой, то Его действие в мире, в нашей жизни, станет для нас явственным, реальным.
д) Для Богопознания требуется собственное усилие. Бог не насилует человеческую волю и открывается тому, кому Он нужен, кто имеет жажду Его познать, кто стремится к Нему. Или тому, в чьей душе это может найти отклик.

3) Для правильного Богопознания достаточно интеллектуального усилия.

а) Даже с точки зрения исполнения элементарных нравственных норм ум не является гарантом правильного выбора. Вспомним хотя бы диктаторов последних столетий, разве им откажешь в уме? Разве атеистов можно обвинять в недостатке интеллекта? Важно помнить, что в результате грехопадения были повреждены все силы души, в том числе и разум человека.
б) Познавать Бога возможно исключительно из Его откровения. Оно различается на естественное – видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное – когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (Пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви.
Поэтому в собственных умозаключениях необходимо учитывать оба эти откровения.
в) Особенность нашего времени – попытка собственного богомыслия, без хотя бы элементарных знаний вероучения. Причём это свойственно и людям, интеллектуально развитым, которые ни в одной другой сфере не позволяют себе подобного дилетантизма – делать выводы, не имея даже базовых знаний предмета.
г) Для размышления о Боге необходимо иметь смирение, осознавать хотя бы то, что мы не равны Богу, мы Его создания и потому можем познавать Творца лишь в определённых пределах, ограниченных тем, что Он посчитал нужным открыть нам, и уровнем нашей духовной чистоты, нашего духовного развития.
д) Теория без практики, как и во многих других областях человеческого знания, бесплодна. Можно выучить сальфеджио на отлично, но это не даст возможность порадовать игрой на скрипке даже ближайших родственников. Можно зазубрить теорию иностранного языка, но без практики общаться на нём не получится.

4) Бог Отец старше Бога Сына. Бог Сын был когда-то рождён от Бога Отца.

Святая Троица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух. Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца. Рождение Сына осуществляется вне условий времени, не было момента, когда не было Отца, Сына и Святого Духа. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь. Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.

5) Иисус Христос – наполовину Бог, наполовину человек.

Иисус Христос – Богочеловек. Можно сказать, что Он на 100% Бог и на 100% человек, подобный нам, но без греха. Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын (Слово, Логос) в определённый исторический момент воплотился (от слова плоть), стал человеком.

6) Богу требуется от человека вера в Его существование и исполнение религиозных обрядов.

Бог Всемогущ и Вседоволен (обладает высшей степенью блаженства). Он ни в чём не нуждается, всё, что исходит от Бога в отношении нас, – чистый дар. Жизнь – дар, спасение – дар. Мы – творение Бога, Он желает нам вечного счастья. Отец Небесный желает общаться с любящими детьми, ему не нужны роботы или автоматы.
Бог ждёт от человека верности и любви, всё остальное обретает совершенный смысл в качестве их выражения.

7) Бог постоянно борется с дьяволом, это две равные силы.

Весь мир является Божиим творением. Дьявол (греч. diabolos – клеветник) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру. Дьявол совершает зло лишь в той мере, в которой ему попускает это делать Господь.

8) Служат дьяволу только сатанисты и его почитатели.

У человека всего два пути – исполнять волю Творца или не исполнять её. Второе соответствует воле дьявола и фактически является служением ему. "Кто не со Мною, тот против Меня" (Лк. 11:23).
По словам Апостола и евангелиста Иоанна "кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1Ин.3:8).

9) Богу сложно понять трудности и проблемы простых людей.

Бог, создатель человечества, обладает всеведением. Кроме того, вочеловечившись, Бог Сам жил на Земле среди людей более трёх десятков лет.
Сильно сказал об этом протодиакон Андрей Кураев: Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.

10) Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает.

Бог бесконечен, не ограничен ни временем, ни пространством. Вселенная – Его творение, она конечна (даже по мнению современной науки).
С другой стороны, Бог вообще находится вне категорий времени и пространства, являющихся атрибутами тварного, материального мира.

Комментарии к мифам о христианстве (11-20)

11) Вера – это слепое принятие догм или просто уверенность в том, что Бог существует.

В христианском понимании вера – это союз человека с Богом, доверие, верность Творцу. Любой союз подразумевает взаимность. Если не жить по вере, даже не знать заповеди, то не имеет значения, верить в глиняную статуэтку или в Творца Вселенной, потому что это будет бесплодная вера, её иллюзия.

12) Понятие «Бог в душе» эквивалентно понятию «вера в уме».

Задача христианина – соединиться с Богом, ощутить Царство Божие в своей душе как реальное Божественное присутствие. Теоретически же быть христианином невозможно, так же, как невозможно быть студентом или водителем, лишь осознавая себя таким.

13) Все религии ведут к одному Богу и отличаются лишь обрядами. Стены религий не достигают небес.

Заманчивый тезис, которому поклоняется всё больше и больше людей... если не вдаваться в его суть. Получается, что Творцу вселенной безразлична цель жизни человека, принципы этой жизни, взаимоотношения людей между собой и с Ним. Ведь на принципиальные вопросы бытия различные религии имеют принципиально разные ответы, зачастую кардинально противоположные. Более того, и представления о Боге у них взаимоисключающие. Честертон иронично заметил про такую точку зрения, что « христианство и буддизм очень похожи, особенно буддизм».

Два принципиальных вопроса в сравнении религий: их источник и их практика.

Религия может иметь своим источником только Бога, таково христианство; мусульмане верят откровению некоего духа некоему человеку; буддисты – духовным исканиям некоего человека. При этом не будем забывать, что в духовном мире есть и отпадшие от Бога, демонические сущности, стремящиеся отвратить человека от Бога.
Как мы уже отметили, вера – это не просто теория, вера выражается в практической духовной жизни. В христианстве цель жизни – реальное Богообщение, соединение с Богом; в исламе – исполнение закона; в буддизме – безразличие.

Таким образом правильнее ставить вопрос о том, достигает ли та или иная религия небес?...

14) Духовный человек – это человек искусства, знаток литературы, эстет, интеллигент.

Человек представляет собой единство тела, души и духа. В данной схеме душа – это психика, эмоции. В христианском понимании не каждый человек может именоваться духовным. Духовным можно назвать того, в чьём сердце живёт и действует Сам Бог, Который есть Дух.
Если же человек является деятелем искусства, знатоком литературы, эстетом, интеллигентом, однако не имеет Духа Божьего в сердце, то он не духовный, а душевный.
Именно поэтому нелепо звучит название «Духовное управление мусульман», ведь ислам отрицает духовность Бога, утверждая, что у Него есть руки и ноги и Он не желает вселяться в человека. Хотя, с точки зрения христианского религиоведения, это название можно считать верным, исходя из того, какой дух явился источником исламского откровения и почему он требует именно покорности.

15) В церковь нужно приходить, когда в жизни проблемы или требуется покреститься, повенчаться или отпеть(ся).

Существует порода христиан, которую англичане описывают так: христиане на четырех колесах. В коляске их привозят креститься, в автомобиле – венчаться и на катафалке – отпевать.
Бог создал нас по любви, мы Его дети. Бог настолько любит нас, что ради нашего спасения Он воплотился и восшел на Крест. Церковь – установление Божие, Сам Христос сказал: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её». Недаром Церковь называют кораблём спасения. Ошибочно воспринимать храм – дом Божий – как организацию по оказанию ритуальных услуг. Вполне естественно для человека просить что-то у Бога, но не унизительно ли выступать лишь как неблагодарный попрошайка у своего Отца Небесного?
В храме Господь нам даёт самый главный Дар – Таинство Святого Причащения, по выражению святых отцов, «лекарство бессмертия». Если человек избегает того, чтобы принять Дар, ради которого Бог стал человеком, то желает ли он общаться, соединяться с Богом? Нужен ли ему истинный, а не выдуманный им самим Бог?...

16) Одна из задач Церкви – участие в политической борьбе.

Предназначение Церкви – спасение людей. Отдельные миряне – члены Церкви Христовой – могут участвовать в политической жизни, но у Церкви иная задача. Сам Господь о Себе говорил «царство Моё не от мира сего» и даже не пытался свергать оккупационные римские власти и их наместника – Ирода.
Кроме того, не бывает партии, которую поддерживает 100% людей, значит, вольно или невольно эта деятельность оттолкнёт кого-то от Церкви, от спасения в вечности.

17) Организационно Православие представляет собой Русскую Православную Церковь.

Русская Православная Церковь – одна из 15 поместных Православных Церквей.

18) Понятия добра и зла – это нормы, принятые в конкретном человеческом обществе.

Если у вселенной есть Творец и Законодатель, то именно Он – Бог – устанавливает её законы, в том числе нравственные и духовные. Падшее человечество может искажать или не замечать законы, волю Бога, но это не может отменить их. Ведь даже в человеческом обществе незнание не освобождает от ответственности…

19) Убийство оккупанта в освободительной войне автоматически грехом не является.

Любая война – следствие грехопадения, искажения человеческой природы, отпадения от Бога. Не всякое убийство может являться личным грехом человека, в Священной истории Сам Бог давал военные приказы израильскому народу, ограничивая таким образом распространение на земле зла.
Но, с другой стороны, можно ли утверждать, что лётчик при бомбардировке уничтожает исключительно вооружённых врагов? А артиллерист? А минер: известно ли точно, кто подорвётся на заложенной мине? А шальная пуля из автомата не убивает невинных?
Теперь коснёмся нравственного и духовного состояния воинов. Все ли воины искренне ставят своей целью защиту ближних, все ли бесстрастно, без злобы, уничтожают врага?
Все эти вопросы показывают, что не нужно автоматически считать погибшего на войне деда-орденоносца святым, молитва за него будет не менее уместна, чем за погибшего в тылу от инфекции бухгалтера.

20) Грех маньяка Чикатило больше, чем доброй женщины абортмахера, производящей аборты желающим.

Чикатило убил 56 человек за 12 лет. Абортмахер порой убивает больше за 1 месяц. При этом учтём, что Чикатило был психически больным человеком, а большинство абортмахеров к явным маньякам не относятся.
Когда-то я разговаривал с одним опытным священником и спросил его, может ли он вспомнить самую тяжёлую исповедь в практике его служения? Он ответил, что его сложно удивить каким-либо грехом, но больше всего его потрясла исповедь одной женщины-абортмахера, которая произвела около тысячи абортов. Он буквально услышал вопль этих младенцев и испытал ужас. Господь даёт священникам благодать, позволяющую не повредиться от выслушивания чужих грехов, однако он хорошо запомнил эту исповедь. Естественно, что никаких подробностей об этой женщине священник мне не сообщал, тайну исповеди он не нарушил.

Комментарии к мифам о христианстве (21-30)

21) Православие – религия русского народа. Николай Угодник – один из главных русских святых.

Когда мы употребляем термин «восточные религии», то зачастую забываем, что к ним можно условно отнести и христианство (по месту воплощения и земной жизни его основателя – Богочеловека Иисуса Христа). Однако, христианство – транснациональная и транстерриториальная религия. В Россию благая весть о Спасителе была привнесена из Византии более через IX веков после Вознесения Христова. Фактически Православие и способствовало образованию Руси как самостоятельного единого государства, но пытаться монополизировать спасение рамками одной нации – грубейшее искажение Божественного замысла. Разве Христос желает спасения только русским?

Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, почитается всею Вселенскою Церковью. Родился свт. Николай (по-гречески его имя звучало как «Николаос» (Νικόλαος)) в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (совр. Анталия, Турция). Он служил епископом в г. Мира (совр. Демре).

22) Христианство заключается в соблюдении постов, участии в церковных богослужениях, молитве.

В данном тезисе смешаны цель и средства её достижения.
Хорошие мужья дарят жёнам цветы, общаются с ними, вместе гуляют, ходят в кино, театр, участвуют в воспитании детей, помогают им в домашнем хозяйстве. Но это всё не цель, а внешнее выражение любви, глубокого внутреннего чувства. Мы же не можем сказать, что цель брака – взаимные подарки и взаимопомощь, педагогика, цель брака – реализация любви, общения, единения с любимым человеком.

Цель жизни христианина – любовь ко Христу, стремление уподобиться Ему, пребывать в Его благодати, общаться с Ним. Средствами достижения этого и являются богослужения, пост и молитва.
Православие – это образ жизни. Не только учение, не только богослужения и молитвы, нравственные нормы и традиции Богопочитания, но вся жизнь целиком.

В заключение приведу слова прп. Серафима Саровского:
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее».

23) Христиане – это те, кто крещён.

Желающий управлять автомобилем, проходит курс обучения, затем получает водительские права. Получив их, он может стать профессиональным автогонщиком, а может спрятать права и забыть о желании управлять автомашиной. Права дают возможность, но не делают водителем автоматически.
Крещение – это важнейший этап воцерковления, которому предшествуют вера и покаяние и последует церковная жизнь. Крещение является духовным рождением, актом приобщения к Церкви. Для того, чтобы достойно прожить жизнь, реализовать себя, недостаточно просто родиться. Святые отцы сравнивают крещение с семенем, которое может вырасти и дать плод, а может засохнуть и умереть.
Благодать Крещения – это дар, который должен быть свободно усвоен (принят). Крещены были и Ленин, и Сталин, и Гитлер, и Берия, 70% россиян крещены, кто же тогда ворует, пьёт, изменяет? Крещение – начало пути преображения, перерождения, обожения, оно не происходит механически, это не индульгенция и не магический ритуал. Без духовной жизни крещение тщетно.
Таинство Крещения – залог вечной жизни, в нём человек омывается от скверны первородного греха и ему прощаются все предыдущие личные грехи, человеку даётся благодать для последующего духовного роста и Ангел-Хранитель, помогающий ему в духовной борьбе. Образно говоря, человек как бы выходит из тюрьмы на свободу. Однако зачастую люди стремятся обратно в темницу греха, отвергая дар вечной жизни. Во время Таинства новокрещёный (или восприемник (младенца)) отрицается от сатаны и всех дел его, если же человек не реализует это обещание своей жизнью, то это будет лишь пустая декларация…

24) Христианство лишает человека свободы, но зато и избавляет от ответственности, гарантируя райские блага.

Человек создан Творцом по Своему образу и подобию. Образ – то, что изначально вложено в нас Творцом, Его черты. Бог – Личность и мы личности, свободен – и мы обладаем свободой, разумен – и мы обладаем разумом, вечен – дал нам бессмертную душу и т.д. Подобие – возможность уподобиться Богу, обретать святость.
Одной из черт образа Божьего в человеке является свобода. Богу ничего не стоило создать людей в виде рабов, машин, марионеток, которые были бы лишены свободы выбора. Но Господь создал нас по любви и для любви, а любовь невозможна без свободы.
Духовную жизнь можно уподобить шествию по канату, даже в конце пути канатоходец не застрахован от падения, требуется непрестанное внимание и духовное трезвение.
Духовная жизнь человека строится при посредстве Божественной благодати и свободных человеческих усилий. От человека требуются желание и усердие воли в борьбе с грехом и стяжании добродетелей. От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в соработничестве Бога и человека. Духовная жизнь созидается в Церкви, поскольку в ней (в ее Таинствах и Богослужениях) пребывает и обильно изливается сама Божественная благодать.
В качестве примера приведём эпизод из жития преподобного Макария Великого:
Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:
– О, какой славы сподобился ты, Макарий!
Святой отвечал бесам:
– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.
Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:
– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!
Но он сказал:
– Нет, но надобно и еще избежать.
И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали:
– Избежал нас, избежал.
Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:
– Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней.

25) Цель церковных постов – неядение определённых продуктов.

Пищевые ограничения – это лишь гастрономическая составляющая поста.

По словам прп. Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».

26) Цель христианской жизни – борьба с грехами.

В аскетическом плане духовная жизнь христианина подразумевает два взаимосопряжённых аспекта:
– борьбы с грехами и
– возрастание в добродетелях.
Целью же христианской жизни является богоуподобление, богопознание и богообщение.
По словам игумена Петра (Мещеринова): «Христианство имеет определенную иерархию ценностей, и главное в нем – Сам Христос, Его божественная Личность. Он есть «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8); Он есть «Путь, Истина, Жизнь и Воскресение» (Ин. 14:6), (Ин.11:25); для верующего Христос – это всё (прп. Марк Подвижник). Цель жизни христианина — соединиться со Христом, жить Им и с Ним, и в Нем обрести спасение и мир, счастье и бессмертие. Именно для этой — ни для какой иной – цели Бог основал на земле Церковь, в которой через Таинства Духом Святым и происходит приобщение верующей души Христу Господу».
Целью церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия (Лк. 17:21) и святости Христовой (Мф. 5:48), (1 Пет. 1:15-16).

27) Христиане поклоняются иконам.

Догмат иконопочитания гласит: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Т.е. мы поклоняемся личности, изображённой на иконе, а не доске и краскам. Так же как, рассматривая фотографии близких людей, мы используем саму фотографию как средство, а не как объект поклонения.
Чудотворные иконы – иконы, через которые Господь, по ведомым Ему причинам, особо преподаёт благодать.

28) Святые – это только официально канонизированные Церковью люди.

По словам протодиакона Андрея Кураева, «канонизация – это не пропуск в рай (Господь туда сам зовет), а урок для нас». Кроме того, к канонизированным Церковью святым мы можем обращаться с просьбой о ходатайстве за нас перед Богом. Что, несомненно, не исключает возможность прямого молитвенного обращения ко Творцу.
Всех Своих святых знает только Бог, а Церковь свидетельствует о блаженной участи лишь некоторых из них.

29) Решение человеческих проблем распределено по определённым святым.

Всем известно, что, например, о благополучном морском путешествии молятся свт. Николаю Чудотворцу, о нахождении потерянной вещи – мученику Иоанну Воину, об успехах в учёбе – преподобному Сергию Радонежскому. Не нужно воспринимать это грубо-буквально, любому святому можно молиться в любых нуждах. Однако мы не можем исключить того, что Господь может даровать некоторым святым благодать помощи в особых случаях.

30) Среди людей, достигших святости, ближе всех к Богу мужчина.

Из всего сонма святых угодников Божиих только Пресвятую Богородицу мы именуем как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», то есть несравненно высшую даже двух ближайших к Богу ангельских чинов.

Комментарии к мифам о христианстве (31-40)

31) Бог и святые нуждаются в наших молитвах и свечах.

Одно из сущностных свойств Бога состоит в том, что Он Всеблажен, т.е. пребывает в высшей степени блаженства. Бог ни в чём не нуждается. Он желает, например, нашей любви, но наша любовь не является для Творца необходимостью.
Можно обойтись и без догматики для опровержения этого широко распространённого заблуждения. Если Бог сотворил весь мир, то зачем Ему наши свечи, они и так все Его.
Свеча же – это жертва на храм и вещественный символ молитвы.

32) Молитва без свечи – недостаточная молитва.

Свеча отражает наш молитвенный настрой, но не является обязательным атрибутом молитвы.
Странно было бы видеть идущих по улице православных со свечами в руках (ведь порой молятся не только дома утром и вечером, но и творят Иисусову молитву в течение дня). Но еще более странно видеть людей, которые расставляют свечи в храме и уходят, не помолившись... Неужели они искренне верят, что фитиль с воском будут молиться за них? Или это разновидность огнепоклонничества?

33) Молиться можно только по-церковнославянски и каноническими молитвословиями.

В настоящее время богослужебным языком нашей Поместной Церкви является церковнославянский. Это лишь традиция, но не каноническая норма. Послушайте как звучит Священное Писание на современном русском языке во время богослужения. Предположим, что русские завтра смешаются с китайцами. Ну, значит, богослужебным языком наших правнуков будет китайский, Господь его не хуже русского понимает.
Кстати, свт. Кирилла и Мефодия мы восхваляем, в составленном в их честь акафисте, следующими словами:
Икос 6. Радуйтеся, славити Бога всеми языки завещавшии; Радуйтеся, триязычную ересь добльственно обличившии.
Икос 12. Радуйтеся, службу Божию совершати комуждо своим еси языком завещавщии.

34) Христиане должны ограничивать себя во всём радостном.

Благочестивая радость угодна Богу. Апостол призывает нас: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Сол.5:16-18)…»
В Прологе, читаем: «Два инока однажды впали в тяжкий грех. Но, по времени, раскаялись и сказали: "ну, какую же пользу мы получили, оставивши ангельский образ и впадши в скверное житие? Не ждет ли нас за сие мука вечная? Пойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние". Сказавши сие, пошли в монастырь, открыли свои грех духовному отцу, и он наложил на них епитимью. Он повелел им целый год пребыть в затворе и посылал им туда только хлеб и воду, обоим в равной мере. Прошел год, окончился срок епитимьи, и старцам монастыря было открыто, что иноки прощены. Отворивши келлии, где они были заключены, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен, и вышел в унынии, а другой был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности, тем более, что иноки, как мы сказали, получали пищу одинаковую и в равной мере. И вот они спросили сначала скорбящего брата: "как ты пребывал в келии своей?" Инок отвечал: "Я помышлял о содеянном мною зле, и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти". Спросили радовавшегося инока: "ты о чем размышлял в келии твоей?" Сей сказал: "Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и паки приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился". Тогда старцы сказали: "покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил"».
Покаянию не чужда радость. Сегодня прочитал из воспоминаний об архиепископе Гаврииле (Воеводине) (1869-1937) - он "часто говорил о покаянии, но покаяние у него никогда не было уныло, оно всегда соединялось с радостью"... Также беседы митрополита Сурожского Антония названы "Радость покаяния".
Радость – внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения.

35) Церковь должна быть сообществом святых, безгрешных людей.

В истории Церкви действительно были такие раскольнические учения. Во 2 и 3 веках это были монтанисты и новациане. В 4 веке – донатисты. Они настаивали на том, что Церковь является обществом святых, а не смешанным сообществом праведников и грешников.
Святые отцы сравнивают церковь с лечебницей, одно из имён Спасителя – Врач.
Святитель Тихон Задонский: «Прочитай Евангелие: кому отказал в милости и человеколюбии Тот, Кто на то пришел, чтобы всем явить Свою милость? Кого от Себя прогнал, кого отринул Тот, Который пришел всех призвать к Себе? "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28). Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, ибо Он "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию"» (Мф. 9:13).

36) Христианство отрицает мистику.

Христианство глубоко мистично, но чуждо магизма.

37) Церковь создали люди.

«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее (Мф. 16:18)» – это слова Христа.
«С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой – это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви (живых, усопших и Ангелов)» – иерей Олег Давыденков

38) Глава Церкви – Патриарх.

Если честно, то даже католики считают своего первоиерарха – Римского папу лишь наместником Христа.
В православии единственным Главой Церкви является Иисус Христос, что основано на Св. Писании: (Еф.1:22-23), (Еф.5:23), (Кол.1:18). Церковь – тело, Христос – глава.
"Радуюсь в страданиях моих о вас… за Тело Его, еже есть Церковь" (Кол. 1:24) пишет о себе Апостол Павел.И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями,... для созидания тела Христова..., дабы мы ...истинною любовью всё возращали в Того, Который есть Глава, Христос, из Которого всё тело... получает приращение для созидания самого себя в любви,.. (Еф. 4). (подробнее)
Патриарх имеет первенство чести среди епископов, он именуется предстоятелем церкви, это не сан, а титул. Более того, патриархов сейчас в автокефальных Православных Церквах девять.

39) Основной критерий правильности в Церкви – древность.

Далеко не всё из истории Церкви является для нас образцом. Церковь – не труп, а живой организм, возглавляемый Богом Живым. «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20) – эти слова Христа являются для нас не завещанием, а подтверждением личного опыта реальности Бога в нашей жизни.
Когда приходится слышать фразы типа «а в III веке такого не было», то хочется ответить: «Так в ранней Церкви и канонических икон не было, и Литургии свт. Иоанна Златоуста, Евхаристия совершалась во время ужина, и даже Крест не сразу стал символом христианства»…

40) В церкви особо нечему учиться, главное – знать, к какой иконе по каким нуждам обращаться.

Сугубое попрошайничество не является идеалом христианского поведения. Срок подготовки ко Крещению в Древней Церкви достигал 3 лет, во время литургического возгласа «оглашенные, изыдите», некрещённые не просто выходили из храма, а шли на занятия.
Если лениться поднять взгляд в небо, находясь в аэропорту, то самолёты будут представлять собой объёмные металлические конструкции, прикованные к земле. Если же взглянуть вверх, то можно с удивлением заметить, что эта махина легко парит над облаками.
По этому поводу вспоминается недавний диалог на радио:
М.Королёва: Ну, раз уж вы сами об этом заговорили, вот тут есть вопрос от слушателя, который пришел по интернету: «Не кажется ли вам, что Русская Православная Церковь превратилась просто в фирму по оказанию определенного рода услуг? (ну, вы заговорили там про налог и так далее) А то, что люди называют храмами, – в офисы этой фирмы».
А.Кураев: Это зависит от желания людей. Для тех, кто желает в церкви видеть ритуальную контору, церковь таковой является.
М.Королёва: Ну, вот, вы входите и видите прайс-листы.
А.Кураев: Ну, я говорю, это для тех, кто желает в церкви видеть именно это. Если у человека нет вопросов к священнику, нет вопроса к Библии, если нет желания серьезного участия в церковной жизни... Хорошо,... если ты привык общаться через кассовое окошко, давай в привычном для тебя режиме будем общаться.

Комментарии к мифам о христианстве (41-50)

41) Догматы – это то, что противоречит разуму.

Если я что-то не понимаю, то, вероятнее всего, виноват не предмет моего непонимания, а недостаточное усилие, вложенное мною в изучение предмета. Например, я пользуюсь мобильным телефоном, но не понимаю, как волны передают информацию. С другой стороны, ничто не мешает мне повторить школьный курс физики и даже углубиться далее. Ха, ответят мне, сравнил! А что нужно сделать, чтобы быть способным объяснить, что Бог одновременно Един по существу, но Троичен в Лицах? Бог вне материального мира, Он непостижим нашими органами чувств вне Его откровения. Кроме того, истинное знание о Боге невозможно без внутреннего преображения человека. Для святого человека духовный мир также реален, как для нас мир физический. Как для учёного важны знания и эксперимент, так для истинного богослова – духовный опыт личного богообщения. Святитель Григорий Богослов в «Слове на Крещение» писал: «Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня».
В богословии чисто интеллектуального усилия недостаточно, и причин тому две:
а) Богословие – наука опытно-практическая. Можно на отлично выучить сольфеджио, но это не сделает тебя скрипачом без многолетних ежедневных практических занятий. Можно выучить «Добротолюбие», но совершенно не уметь молиться.
б) В результате первородного греха прародителей повреждены все силы души человека, в том числе и разум. Без просвещения Божественной благодатью мы неспособны к восприятию духовных истин. Кроме того, никакой, тварный разум (человеческий, ангельский, демонский) в принципе неспособен познать бесконечного Бога во всей полноте.
Догматы – это аксиомы, которые открыл о Себе Бог. Когда-то один человек спросил на занятиях по катехизации: «Ну, зачем так сложно христианство говорит о Боге, что Он не просто Один, а Един по сущности, но Троичен в Лицах, нельзя ли попроще?» Однако Бог таков, мы не можем в угоду понятности искажать образ Бога. Даже строение тела человека далеко не просто, но никто же не говорит, что человек внутри состоит просто из «мяса».
См. Мешают ли догматы свободе?

42) Младенцы (дети до 7 лет) безгрешны.

Разбор этого мифа можно начать с ответа на вопрос: каков вообще источник греха у всех людей? Этот источник – первородный грех, наследственное повреждение человеческой природы всех потомков Адама и Евы вследствие отпадения прародителей от Бога. Таким образом, можно говорить о том, что у младенцев природная порча проявляется в значительно меньшей степени (по причине их неразвитости), но она есть и у них.
Согласно 124-му Правилу Карфагенского собора 419г., человек отвергающий необходимость крещения младенцев или отрицающих для них крещение во оставление грехов, подлежит анафеме.
См. Зачем крестить младенцев.

43) Базисом веры являются чудеса.

Базисом веры является доверие Богу и Его Церкви, подкреплённое личным опытом богообщения.
Чудеса порой даются нам Творцом как ответ на наши молитвы, как вразумление, как средство укрепления веры.
Нужно учитывать, что чудеса бывают истинные и ложные. Источником первых является Бог, а вторых – падшие духи. Ко всякому чуду личного и общественного свойства необходимо относиться с особенной осторожностью и даже в самом, казалось бы, убедительном случае стараться сохранить по отношению к нему трезвую нейтральность. Необоснованная жажда чудес и знамений осуждена Самим Богом (Мф. 12:38–39) и святыми отцами, так же, как и доверие к прорицателям, магам и целителям (Втор. 18:10–14).
См. Чудеса

44) Священник – посредник между человеком и Богом.

Священника действительно можно рассматривать и как посредника, но, главным образом, между Богом и человеком. В Священном Писании засвидетельствовано, что Христос во время Своей земной жизни лично избрал 82-х (12+70) Апостолов. Дар прощать грехи Господь Бог передал Апостолам, а те – епископам и от них священникам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23).
Священная иерархия богоустановленна. Сам Христос повелел прокаженному показаться ветхозаветному священнику и принести жертву (Мф.8:4). По словам св. праведного Иоанна Кронштадтского, «Демократия в аду, а на Небе – Царство». Ведь даже в Святой Троице существует единоначалие (монархия) Бога Отца. Во Святой Троице не три взаимосолидарные воли, а одна единая, проистекающая от Отца (как от Причины), через Сына и проявляющаяся в Духе Святом.
Что касается Церковного Таинства Покаяния, то будем помнить о разнице между раскаянием (сожалением о совершённом грехе) и покаянием (отвержением греха, отвращением, избавлением от него, решимость не повторять грех). В отношении избавления от того или иного конкретного греха различают три этапа: покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем в покаянной молитве на сон грядущим и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и покаяться в нем в Таинстве Исповеди, получив разрешение от греха от священника (епископа).
См. Для чего нужны священники?

45) Священникам проще спастись, чем мирянам.

Лишь в том смысле, что священник свою жизнь сознательно посвящает служению Богу и имеет решимость быть проводником Его воли. Бог никому не обещал автоматического спасения принятием Таинства Крещения, монашеского пострига или священного сана, но лишь приобщённостью к Нему, исполнением Его заповедей.

46) Деятельность Церкви, священников финансируется государством.

Для начала следует разобраться в структуре Церкви не как богочеловеческого организма, а в более узком смысле – церкви земной. Первичным звеном её является община верующих, приход одного храма. Церковные приходы финансируются их членами и благотворителями, церковных налогов или обязательной десятины у нас нет. Около 15% своих доходов приходы отчисляют на содержание Епархиального управления и Патриархии. Т.е. финансирование происходит не сверху вниз, как в государствах, финансирующих деятельность религиозных объединений, а снизу вверх.
Российское государство оказывает незначительную в целом помощь в восстановлении некоторых крупных соборов и монастырей, относимых к объектам культурного наследия, в т.ч. и потому, что оно явилось инициатором их изъятия и разграбления в советскую эпоху.
Согласно данным социсследования, которое провёл исследовательский центр портала SuperJob.ru, среди 3 тыс. респондентов, проживающих во всех федеральных округах России, за строительство и восстановление культовых зданий за счёт госбюджета выступили 50% опрошенных, против – 32%, затруднились с ответом 18% респондентов.
В той или иной степени (субсидии, налоговые льготы и пр.) большинство государств мира поддерживают крупнейшие на своей территории религиозные объединения.
См. Государство, Христианство и экономика

47) Священники являются начальниками для христиан без священного сана.

Важно различать послушание каждого христианина Богу, монашеский обет послушания старцу и следование мирянином советам духовника. См. подробнее: Послушание.
В годы постатеистического возрождения нашей Церкви появилось такое искажение духовнической практики, как младостарчество.
Однако разумный священник никогда не будет грубо вести себя с прихожанами, командовать, отдавать приказы в духовной жизни, духовник – это не деспот, а советчик, мудрый наставник.
Верующие должны осознавать, что храм – это не просто организация под руководством священника, а приход (община верных), в котором священник является предстоятелем перед Богом во время богослужений, духовным наставником, советчиком, проповедником. Там, где есть несколько приходов, верующие могут выбирать общину и священника по своему усмотрению.

48) Мнения различных священников по любым богословским вопросам должны совпадать.

В православном богословии различают догматы и теологумены. По догматическим вопросам (богооткровенным аксиомам, имеющим принципиальное значение для богообщения и спасения) двух мнений быть не может. Что же касается теологуменов (частных богословских мнений), то здесь есть определённый простор для вариаций. К теологуменам, например, относятся вопросы возможности спасения младенцев, убитых матерями во чреве, вероятности того, попадут ли животные в Рай...
См. Догматы и Теологумены.

49) Ответственность за свою духовную жизнь христиане возлагают только на духовника.

Типичный пример магического подхода к духовной жизни! Считают так: «Пусть батюшка не разумеет тот или иной вопрос, но за мое послушание Бог откроет ему; и если я без рассуждения поверю ему, то независимо ни от чего мне благодать сделает то, что надо». Но Господь не сказал: если есть двое слепых, но второй верит, что первый не слепой, то первый упадет в яму, а второй за эту веру не упадет. Нет, Господь сказал: если слепой ведет слепого, оба упадут в яму (Лк. 6:39). Рекомендую целиком прочесть статью, из которой приведена цитата, там отношения между духовником и его духовным чадом изложены достаточно чётко: О Таинстве Священства.

50) Молиться должны главным образом священники, это их работа, для этого им подают записки и оплачивают их прочтение.

В Таинстве Священства Сам Бог одаривает ставленника благодатью совершать церковные службы и духовно окормлять паству.
К сожалению, в нашей жизни ещё часто встречается такое недоразумение – люди подают записки на молебен, а в самом молебне участвовать не считают нужным, считая, что пожертвования, которое они оплатили, вполне достаточно, молиться будет священник.
Можем ли мы просить священника или ближних помолиться о наших нуждах? Конечно, можем, но в дополнение к нашей личной молитве! Христианству чужд магизм, попытка манипулирования Богом, в основе нашей веры лежат личные отношения с Творцом, вплоть до теснейшего единения с Ним в Таинстве Евхаристии (Причащения).
Предположим, что у человека есть просьба к Царю, который принимает всех желающих в любое время. Но проситель не хочет идти сам и посылает просьбу письмом, объясняя, что ему самому некогда, у него и без того много дел, и вообще ему проще оплатить работу курьера или почтовую марку. Как вы думаете, бросится ли Царь с радостью исполнять просьбу того, кто сам ради неё даже пальцем пошевелить не готов и решил откупиться мелочишкой?...

Комментарии к мифам о христианстве (51-60)

51) Человек должен молиться главным образом в храме.

Келейная и общественная молитвы имеют свое обоснование в Священном Писании. О келейной молитве сказано: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Об общественной молитве Христос в Евангелии говорит так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
Мы видим, что моление дома и в храме не противоречит, а дополняет одно другое. Однако церковная молитва почиталась святыми отцами неизмеримо выше молитвы келейной. Преподобный Евфросин Псковский говорил так: «Если и всю ночь простоишь в своей келье на молитве, это не сравняется одному общему «Господи помилуй». А преподобный Иосиф Волоцкий добавлял: «Помолиться дома можно, но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, — невозможно. В это время… не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся».
Поэтому надо сочетать молитву дома и в храме и ни в коем случае не пренебрегать общественной молитвой. Мы не рассматриваем здесь особые, исключительные подвиги отшельничества.

52) Основное назначение храмов – место установки свечей и совершения частных молитв.

В храмах совершаются соборные молитвы, Церковные Таинства и прочие священнодействия. Главное из них – Таинство Святого Причащения совершается на главном общественном богослужении – Божественной Литургии.
О значении этого Таинства: Таинство Святого Причащения.
В предыдущем тезисе мы уже приводили слова Спасителя о том, что Ему особенно угодна соборная молитва. Также как и для нас одинаково дороги все наши дети, до и и Господу угодно, чтобы Его дети вместе собирались для доброго дела.

53) Для спасения достаточно быть порядочным человеком (не воровать, не убивать).

«Вся праведность ваша как запачканная одежда…», пророчествовал Исаия.
«Делами закона не оправдается <...> никакая плоть» (Рим. 3:20).
Тем не менее, рассматриваемое утверждение вызывает несколько вопросов:
— Что значит быть порядочным, каков незыблемый критерий порядочности?
С момента легализации абортов Лениным, в современной России они стали "обычным" явлением. Мы фактически живём в состоянии войны, где ежедневно погибают тысячи невинных. Для многих это нормально ("порядочно")...
— Если можно спастись добродетельным поведением, то для чего Бог воплощался и шёл на Крест? Вспомним, что десять Заповедей были даны Богом через пророка и боговидца Моисея, т.е. Заповеди сами по себе не требовали Боговоплощения.
Бог дал человечеству, не подверженные времени и нравам общества, ориентиры порядочности – Свои Заповеди.
Причём выдающиеся святые свидетельствуют, что по мере духовного совершенствования подвижник видит в себе всё больше и больше грехов, а не успокаивается своей порядочностью. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
Обычно люди вспоминают о десяти Ветхозаветных Заповедях. Но эти заповеди были даны, можно сказать, диким племенам. Исполнение этих заповедей в буквальном понимании должно предшествовать Крещению, ведь нецерковный человек однозначно не исполняет три главнейших из них. Для христиан же Христом даны Заповеди Блаженств. Это уже более высокий духовный уровень.
См. Можно ли быть хорошим и не спастись? Почему стул не наследует жизнь вечную? и др.

54) Большинство людей спасутся.

Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13-14).
И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет. 4:18).
Спасение – это не юридическая процедура, а приобщение человека к Богу. Можно привести пример пляжа. Одно и то же солнце одному доставляет удовольствие, а другого нестерпимо, мучительно палит.
Христос засвидетельствовал, что даже тех, кто считает себя христианином, спасутся не все: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21).

55) Не согрешишь – не покаешься. Живи, как хочешь, только не забывай грехи вовремя смывать на исповеди.

Это тезис из серии: Не запачкаешься – не помоешься .
Важно не путать раскаяние и покаяние. Предатель Христа, Иуда, согласно Евангелию, раскаялся. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам (Мф.27:3).
Покаяние – это изменение жизни, в буквальном переводе с греческого "перемена ума", а раскаяние – лишь сожаление о содеянном.

56) Из 12 Апостолов отступил от Христа один Иуда.

По страху и малодушию от Христа отступили все Апостолы, кроме Иоанна. Иоанн, единственный из всех Апостолов, не убоялся расправы со стороны иудеев, когда Спасителя взяли под стражу, и вместе с Пресвятой Богородицей был при Кресте, на котором распяли Господа. Апостолы разбежались, даже Петр отрекся от Христа, и только Иоанн остался верен своему любимому Учителю. За это Господь, умирая на Кресте страшной, мучительной смертью, проявляет Свою особую любовь и заботу об Иоанне: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19:26–27.)
Следует отметить, что десять оступившихся Апостолов в последствии отдали свои жизни за Христа.

57) Ни в одном православном храме невозможно получить всё необходимое для спасения бесплатно.

К счастью, и всегда можно было, и сейчас. Ценники за свечи, записки, требы и Таинства в тех храмах, где они есть, являются лишь рекомендованным размером пожертвований. Не верите? Спросите у свечницы. Если она запямятовала, то напомните ей слова Святейшего Патриарха Алексия II: "Каждый человек по велению своего сердца приходит в храм, его никто не заставляет это делать. Он приходит по своей воле. Если он приобретает свечу, – это его жертва. Но когда над свечным ящиком огромными буквами написана цена на свечи, – нам очень трудно убедить кого-то, что это действительно жертва... Ни в коем случае не следует устанавливать жесткую тарификацию за совершение служб или исполнение Таинств". (Из доклада на ежегодном заседании Епархиального собрания города Москвы, 21 декабря 2005г.).
С другой стороны – в Православной Церкви нет догмата о том, что свечи являются необходимым элементом спасения. Свеча – это жертва на храм и вещественный символ молитвы.

58) Святые – безгрешные люди.

В полном значении этого слова безгрешен лишь Христос, святые – это люди приобщённые ко Христу, уподобившиеся Ему в той степени, что могут служить примером другим членам Церкви. «Канонизация святых – это не пропуск в рай, а пример для нас».
Процесс Богоуподобления бесконечен, чем ближе прозрачный сосуд с водой к источнику света, тем лучше видна находящаяся в воде грязь, чем более святые приближались к Богу, тем яснее видели себя как величайшие грешники.

59) Мощи – это только нетленные тела людей.

Этим широко распространённым заблуждением активно пользовались для антирелигиозной пропаганды большевики. Видя в храме раку (гроб) многие люди действительно себе представляли, что внутри находится нетленное тело, тем более что такие прецеденты встречаются, например, нетленное тело преподобного Александра Свирского, но это исключительные случаи.
«Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые и нетленные тела…»
Подробнее см. Мощи.

60) В Раю и аду будут находиться только души людей, без тел.

Смерть – временное разлучение души и тела. Во Втором Пришествии Христовом все люди будут воскрешены с нетленными телами, т.к. человек без тела – не вполне человек, ведь тело – это часть человеческой личности.
См. Тело.

Комментарии к мифам о христианстве (61-90)

61) Отпевание – это практически пропуск в Рай.

Отпевание – это молитва за усопшего члена Церкви (священник именует его «чадом духовным»). Никакого волшебного превращения усопшего в святого этот молебный чин не производит, ведь любая молитва – это обращение к Богу, а не магический ритуал.

62) В аду черти будут мучить грешников (в котлах, на сковородках).

Ад – это не место торжества падших духов (бесов), это место их мучения, он предназначен в первую очередь именно для них, см. (Мф.25:41).
Что касается сковородок, то это лишь средневековое символическое, художественное описание мук совести. П

Подробнее: Ад.

63) В Раю люди будут бездельничать.

В нынешнем состоянии мы не способны явственно постичь райскую жизнь. По словам Апостола, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).
Пролог в поучениях: «Преподобный Серафим Саровский говорил: "Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно". После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: "Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением... Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания... Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души"».
См. Рай.

64) Все люди ответственны за грех Адама и Евы, все виновны в первородном грехе.

Адам и Ева ныне уже в Раю, они искупили свой грех и почитаются Церковью в чине святых Праотцев.
Мы не отвечаем за совершённый ими первородный грех, мы несём его последствия, наследственную порчу, говоря современным языком, наследственный генетический дефект – у всех людей.
Тем не менее, хотя больной не виноват, что родился больным, но это совсем не значит, что ему не нужно лечиться.

65) Человек, который не совершает тяжких (смертных) грехов, достоин блаженства Рая.

Дождь может заполнить водой большую бочку, а ведь каждая капля в отдельности кажется невесомой. Так же и незначительные грехи постепенно парализуют совесть и незаметно губят душу.
Смертным является любой грех, который поработил волю человека, поэтому смертный грех рассматривается как качественное понятие, и «законодательного» списка смертных грехов в Православии нет.
По поводу «незначительных» грехов есть замечательная книга архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) «Апокалипсис мелкого греха».

66) Этого не написано в Библии, значит, это не от Бога!

Даже то, что написано в Библии, можно трактовать так, что к Божественному Откровению это не будет иметь никакого отношения. Самый первый протестант Мартин Лютер поговаривал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Вспомним, чем искушал сатана Христа в Пустыне, – цитатами из Священного Писания.
Правильное понимание этого Богодухновенного текста в полной мере доступно его автору и тем, кому он открывает его. Церковь, основанная Христом, является единственным хранителем и, в лице своих святых, верным истолкователем своих священных текстов. Вне Церкви, основанной и утверждаемой Богом, могут существовать лишь фрагменты истины, но не её полнота.
Библия – часть Священного Предания Церкви. Не всё Предание Церкви вошло в Писание. Церковь создала Писание, а не наоборот. Канон Нового Завета формировался не один день и даже не одно десятилетие. Именно Церковь собрала и объединила Богодухновенные тексты в единый канон.

67) Для распавшихся браков в Православии существует «церковный развод».

Понятия «церковный развод» в Православии не существует. Стороне, не являвшейся виновником развода в распавшемся браке, возможно получить у епархиального архиерея благословение на повторный брак, но не на развод. На грех благословения не дают.

68) Обязанность жены – рабское повиновение мужу, так как в Библии написано: «да убоится жена мужа своего» (Еф. 5:33).

Действительно, вышеприведённая цитата находится в послании Апостола Павла к Ефесянам. Встречно, в том же Послании, приводится целых три образа, показывающих как муж-христианин должен любить свою жену. Итак:
– как своё тело
– как самого себя
– как Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за неё.
Становится понятно, что при такой любви со стороны мужа под боязнью можно понимать опасение чем-либо омрачить, опорочить такую любовь, но не страх рабы перед хозяином.

69) Креститься нужно для того, чтобы меньше болеть, защититься от проблем, стать настоящим русским.

Кому понравится, когда с ним общаются исключительно с корыстными целями, для того, чтобы что-то получить, выпросить? Поэтому и нам лучше установить с Богом личные, искренние, доверительные отношения, а не выступать в роли эгоистичных попрошаек...
Главный церковный принцип – христоцентричность, Бог, отношения с Ним являются стержнем, сердцевиной духовной жизни. В христианстве следует искать прежде всего Бога, а не личных выгод или соприкосновения с традицией.

70) Крещение – это церковный обряд.

Следует различать Таинства и обряды.
Обряд – лишь внешнее выражение внутреннего содержания богослужения. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, но за формой всегда стоит нечто большее. Внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется Таинством, останется той же.

71) Крещение даёт защиту в «энергетическом плане», любой крещёный уже защищён на всю жизнь.

В поликлиниках и моргах крещёных ничуть не меньше, чем атеистов, а даже больше, учитывая численное превосходство крещёных в нашей стране.
Крещением Господь избавляет человека от безусловной власти первородного греха, даёт человеку благодать для духовного роста. Всё, что требуется человеку для спасения от греха и вечной смерти, Бог уже совершил, воплотившись, умерев и воскреснув, основав Свою Церковь. Далее от нас требуются усилия в том, чтобы усвоить плоды искупительного подвига Богочеловека Иисуса Христа. Бог спасает нас, но не без нас. Святые отцы уподобляли Крещение семени. Оно может взрасти и многократно умножиться, а может засохнуть и погибнуть.
Крещение – это духовное рождение, а рождением жизнь лишь начинается, а не считается совершившейся.

72) Подготовка ко Крещению взрослого человека состоит в покупке необходимых принадлежностей и согласовании времени его совершения.

Это лишь внешняя подготовка, значительно важнее подготовка внутренняя.
Взрослый человек должен пройти огласительные занятия по подготовке ко Крещению, осознать важность этого Таинства и свои дальнейшие шаги на пути духовного развития, богоуподобления.

73) Крёстным может быть любой знакомый. Роль крёстного подобна почётному гостю на празднике.

Всё значительно серьёзнее. Крёстный даёт обет Богу воспитывать крестника в христианской вере и ответит за исполнение этого обещания на Страшном Суде.
Задача родителей младенца состоит в том, чтобы найти в помощь себе такого крестного, который является воцерковлённым, глубоко верующим христианином.
Можно сказать, что выбирать крёстного следует значительно внимательнее, чем педагога или врача, ведь он готовит дитя к вечности, а не просто заботится о его временных здоровье или карьере.

74) Именины – это день Ангела.

День Ангела – это день Крещения, когда Богом человеку придаётся Ангел-Хранитель. Именины – это день памяти святого, именем которого назван человек. Чаще всего – это день преставления святого, долгожданный день его встречи с Богом.

75) Ангелы имеют тело с крыльями.

Ангелы – бесплотные духи. Иконописные изображения символически отражают их свойства, например крылья – быстроту перемещения в пространстве.

76) Заповедей всего десять.

Даже если подходить формально, то Заповедей Божиих «всего» девятнадцать: 10 Ветхозаветных и 9 Заповедей Блаженства. Практически же каждое духовно-нравственное поучение Спасителя можно считать заповедью.

77) Существуют неверующие люди, но настолько хорошие, что соблюдают все 10 заповедей.

Обычно люди вспоминают о десяти Ветхозаветных Заповедях. Но эти заповеди были даны, можно сказать, диким племенам. Исполнение этих заповедей в буквальном понимании должно предшествовать Крещению. Для христиан же Христом даны Заповеди Блаженств. Это уже более высокий духовный уровень.
Неверующие не соблюдают минимум три заповеди – первую (главную из всех), вторую и четвертую.

78) Заповеди ограничивают свободу человека.

Да, ограничивают... Иллюзорную свободу грешить. Именно иллюзорную, ибо в Библии про таких сказано «Всякий делающий грех есть раб греха» (Ин.8:34).
По словам святителя Игнатия (Брянчанинова): Духовная свобода есть достояние совершенных христиан. О ней сказал апостол: "Где Дух Господень, там свобода" (2Кор. 3:17).
Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра.

79) Если какой-то христианин, а тем более монах или священнослужитель, словом или поступком смутил кого-либо, то нужно избегать Церкви, считая, что делать там нечего.

Иногда приходится слышать от внешних упрёки в адрес церковных людей. Часть из них основана на непонимании миссии Церкви в мире, часть справедлива.
Но на Страшном Суде с нас не спросится за грехи других людей, а только за свои.
Церковь иногда уподобляют больнице, ведь туда приходят только те, кто считает, что вне Бога их жизнь неполноценна, ущербна, бессмысленна, что их природа буквально искалечена – склонна ко злу и смертна. Все люди разные, мы имеем право безапелляционно требовать святости только от одного человека – от себя, к другим мы должны быть снисходительны, ведь мы не знаем обстоятельств их жизни и их духовного возраста.
Любая обида стопроцентно основана на гордыне, это всегда сравнение: как он (она) мог так поступить со МНОЙ! Если бы в храме в конце службы всем вручали по конверту с пачкой денег, то много ли бы было ушедших ранее по причине обиды на поведение рядом стоящих или служащих?

80) Всё телесное, как и само тело, – греховно. Цель христианина – умертвить плоть.

Подобное недоумение может случиться, если не знать, что слово плоть может пониматься двояко. С одной стороны, под плотью христианские подвижники понимают человеческое тело, участвующее вместе с душой в подвигах. С другой же стороны, под плотью ими понимается совокупность страстей, гнездящихся в человеке. Так что умерщвление относится ко грехам, но не к телу, являющемуся частью человеческой личности. В аскетическом плане христианин должен восстановить правильную иерархию – главенство души над телом, а не заниматься членовредительством.

81) Главное в праздник Крещения Господня – набрать святой воды.

Вода освящается в храмах круглогодично, хотя и менее торжественно, чем в праздник Богоявления. Главное же в любой из двунадесятых праздников – соединиться с Господом, причаститься Его Пречистых Тела и Крови.

82) На Пасху и Троицу нужно постараться посетить кладбище, помянуть покойных.

Посещения кладбищ в Праздники Светлого Христова Воскресения и Дня рождения Церкви Христовой (Дня Святой Троицы), дни великой Радости для христиан, неуместны.
Церковью установлены особые дни поминовения усопших: Радоница, на десятый день после Праздника Пасхи, и Троицкая родительская суббота, то есть суббота перед Праздником Святой Троицы.

83) Православный обязательно должен в праздник Крещения купаться в проруби, на Масленицу – печь блины, а на Пасху красить яйца и печь куличи.

Всё перечисленное – благочестивые народные традиции, замечательные, но для Спасения в вечности значения не имеющие.

84) В церковном календаре есть праздники: Масленица, Яблочный (Медовый, Ореховый) Спас…

Таких «праздников» в церковном календаре не существует, это отголоски язычества.
Это простонародные, крестьянские названия Праздников: Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня («Медовый Спас»), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Яблочный Спас») и Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа («Ореховый Спас»).
Игумен Петр (Мещеринов): «Все церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть «медовым»? Можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок — когда вместо серьезного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах — о счастье, о смерти — мы говорим о куличах и пасхах...».

85) Экстрасенсы, знахари и белые маги, имеющие на стенах иконы, лечащие молитвами и посылающие в церковь, – делают угодное Богу.

Православный антураж – это элемент рекламы для людей, лечащих с помощью падших духов. Если они будут вешать изображение своего патрона – дьявола, то много у них будет клиентов? Вот и ответ.
До воцерковления автор имел грех обращения к колдунам и целителям, к сожалению, не единичный. Явственно помню, как меня неприятно поразила икона с затёртым ликом (как бы обветшавшим) в комнате у бабки-ворожеи. И второй случай: придя домой, я решил проверить, что за молитву читала экстрасенс, оказалось, что исковерканную молитву Честному Кресту...
Не секрет, что некоторые оккультные целители специально отправляют своих пациентов креститься, причащаться, брать церковные свечи. Таким образом, через них, бесы пытаются глумиться над Святынями (что не мешает Богу потом наставлять обманутых на путь истинный). На мой вопрос о том, стоит ли причащаться, экстрасенс холодно ответила, что не видит в этом смысла, так как и священники к ней якобы на приём приходят, значит им «не помогает». Понятно, что это была явная ложь.

86) Если по неведению отпеть живого человека или поставить за него свечу за упокой, то его ждут неприятности.

Бог не является безликой машиной, механизмом, Бог – Личность, Отец Наш Небесный, Он Свят, то есть абсолютно чужд всякого зла и Премудр, то есть поступает всегда наилучшим образом. Наивно считать, что Бог действует механически, ведь Он видит сердце человека, знает наши мысли и намерения и желает нам спасения.

87) Святая вода приобретает необычные свойства из-за ионов серебра, исходящих от ёмкости или креста.

По этому поводу есть такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду на Волге (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?»
Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника: он крестообразно дует на воду и, погружая в нее персты, трижды осеняет воду знаком креста. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

88) Антихрист – воплощённый сатана.

Антихрист – это человек, еврей из рода Данова. Время его мирового правления будет составлять 3,5 года.

89) В монастырь уходят от житейских проблем и несчастий.

По словам Патриарха Алексия II, «в монастырь не уходят, а приходят». Монашество – не место, а призвание, призвание Божие для любящих молитву и стремящихся к полной самоотдаче на пути к спасению.
А искушений у монахов ничуть не меньше, чем в миру. Духовная борьба в монастыре (если это, конечно, не просто трудовая артель, а настоящий монастырь...) несравненно напряжённее, чем в миру.

90) Еретики – это меньшинство, которое было подавлено большинством.

Меньшинство признавало сторонников святителя Афанасия Великого во время арианской смуты, Максима Исповедника времен монофелиства, Феодора Студита, открыто выступавшего против императора и патриарха.
Очень яркий пример – флорентийская уния. Марк Эфесский оставался единственным истинным епископом в Византии. Но большинство православных его не поддерживали, потому что были в общении с еретиками.

Из личных дневников Азбуки Веры