Статьи - ПсевдоПРАВОСЛАВИЕ

СТОИТ ЛИ ИСКАТЬ «СИЛЬНОГО СТАРЦА»?

Православные старцы: кто они?

Старец – это слово некоторые православные употребляют очень часто. Из уст верующих реже можно услышать имя Христа, чем рассказы о том, как некий святой старец с помощью собственной прозорливости и молитвы помог решить семейные проблемы, уйти в монастырь или отказаться от лечения и российского паспорта.

Почитание святых старцев часто имеет под собой самые благие основания – человек прочитал жития святых или назидательные изречения древних египетских пустынников, и он хочет найти в этом несовершенном мире отблеск той святости, с которой он только что познакомился на страницах книги.

Спрос рождает предложение, и появляются священники, «прозорливые» старцы, полагающие, что сам факт рукоположения и пастырский опыт делает их практически святыми. Такие младостарцы, к удовольствию мирян, желающих переложить на них ответственность за свою жизнь, приказывают бросить или создать семью, не отдавать детей в школу или отправиться на годичное богомолье в далекий северный монастырь или на Святую Землю.

Между тем старец – совершенно не рядовое явление для Православной Церкви. Митрополит Антоний Сурожский называл старчество «духовной гениальностью», которая не связана с наличием или отсутствием у человека священного сана. Стоит прочитать пару страниц из Древнего патерика, чтобы убедиться справедливости этого высказывания. Египетский старец живет один в келии, у него есть ученик, ежедневно открывающий ему свои помыслы и выполняющий различные послушания, которые иногда выглядят довольно абсурдно – инок может три года поливать из кружки сухую ветку, и она в конце-концов расцветает и приносит плоды. Но подобные отношения могли быть лишь между монахами, живущими рядом друг с другом в течение многих лет, а потому их нельзя переносить на отношения священника и прихожан.

Человек не является старцем, если:

• Призывает отказываться от государственных документов

• Видит вас в первый раз или очень редко и резко вмешивается в вашу семейную жизнь, давая готовые радикальные рецепты

• Высказывает идеи, противоречащие Евангелию, решениям соборов, патриарха или епископата

• Призывает продать вашу квартиру и переехать жить в монастырь или в деревню

• Призывает не отдавать детей в школу или в институт

• Дает всем одинаковые указания

• Ведет себя странно: изгоняет бесов у всех приходящих, лечит с помощью уколов копия, предлагает прикладывать книгу своих проповедей к больным местам, называет точную дату конца света

В Русской Церкви был иной тип старчества – подвижник мог в конце жизни взять на себя подвиг наставления мирян, но в таком случае большинство приходящих к праведнику получали индивидуальный разовый совет, а не становились его духовными детьми, отдававшими всю свою жизнь в распоряжение праведника.

Подлинный старец никогда не настаивал на своем совете, если его не принимал слушающий, и уж тем более не рассматривал свои индивидуальные наставления как руководство на все случаи жизни. Он не считал себя единственным авторитетом, но напротив сам подчинялся игумену или епископу, если требования последнего не противоречили заповедям христианской любви.

Да и Православная Церковь не рассматривает подвиг старчества как широко распространенный и типичный. Напротив, нормой считается отсутствие старчества, поскольку «духовную гениальность» нельзя передать с помощью хиротонии или курсов повышения квалификации для приходских священников или монахов. Это означает, что погоня за «сильным» священником или прозорливым старцем – путь более опасный, чем чтение Евангелия и святоотеческой литературы, следование постановлением соборов и решениям патриарха, епископа или личного духовника, поскольку лучше плавать на большом корабле с опытным капитаном, чем отправляться в море на лодке, которой правит неизвестный кормчий.

Андрей Зайцев

Источник: Pravoslavie.by