Статьи - МОЛИТВА

О СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВАЖНОСТЬ МОЛИТВЫ

Что же такое священная молитва? Не что иное, как самое важное дело, которое Бог дал людям. Все остальные дела и служения христианина стоят на второстепенных местах. Молитва - это когда мы с Богом, прилепляемся к Нему и душой, и умом неразделимо. Так, как говорит Псалмопевец: «Тебя возжаждала душа моя» (Пс. 62:2) и «прильнула к Тебе душа моя» (Пс. 62:9). Давид призывает всю Вселенную, всех разумных существ молиться и хвалить Господа: «хвалите Господа с небес, хвалите Его на высотах; хвалите Его, все Вестники Его, хвалите Его, все Воинства Его!» (Пс. 148:1-2), «хвалите Господа, народы все, славьте Его, все племена» (Пс. 116:1).

Молитва сочетает нас с Богом, без нее невозможно приблизиться к Нему. Она должна быть неумолчной и непрекращающейся, подобно молитве Ангелов, которые постоянно на небесах молятся Богу, возглашая хвалу Ему.

Пророк Исаия говорит о том, что Ангелы постоянно воздают хвалу Богу, воспевая Трисвятую песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3). Эту песнь поют Серафимы и Херувимы, занимающие высшее положение в иерархии ангельских чинов.

Серафимов называют пламенными (огненными), поскольку они горят, но не сгорают в пламени вечной любви. Они выражают свою любовь к Богу постоянным хвалебным пением. В древнееврейской традиции вечное пение Серафимов известно как «трисагион» - Кадош, Кадош, Кадош (Святой, Святой, Святой Владыка Сил небесных, вся земля полна сиянием Твоей Славы).

Имя Херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении. Они сообщают другим дарованную им самим мудрость, символом чего есть обилие у Херувимов глаз. Так и среди людей встречаются пламенеющие особой любовью к Богу, и сердце их горит. О них сказано: «воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38:4), «не горело ли в нас сердце наше» (Лк. 24:32), «духом пламенейте; Господу служите; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:11-12). А есть и такие, что подобно Херувимам, зрят Бога: «очи мои всегда к Господу» (Пс. 24:15), «всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» (Пс. 15:8), «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Среди верующих есть также люди, подражающие третьему чину в иерархии Ангелов - Престолам. Его название указывает на близость к престолу божьему. Престолы не имеют никакого попечения кроме божественного престола, чем указывают истинный путь устремления для всей твари. Именно на них, как на престоле, и восседает Господь. Соответственно, христиане, чтущие Бога помышлениями, песнями, словами и делами, становятся Его престолом, на котором Он приходит в покой (упокоевается). Бог, как говорится в Библии, вселяется в таких христиан: «ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:16), «или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2 Кор. 13:5).

Вот это и есть то дело молитвы, о котором говорит святитель Симеон - носить Христа в своем сердце и уме, непрестанно о Нем помнить и размышлять о Его заповедях, пламенно Его любить как Серафимы, зреть Его всегда как Херувимы, угождая Христу, сделать возможным Его вселение в нас. Именно поэтому молитва для христиан есть и должна быть на первом месте.

Не только высшие ангельские чины - Серафимы и Херувимы - хвалят Бога, но и прочие Ангелы непрестанно молятся. Ангелы, посылаемые людям во спасение и возвещающие волю Бога, тоже восхваляют Его, тем самым уча людей исповедовать и хвалить Господа. Примером этого является рождение Христа, которое сопровождается явлением пастухам Ангела и небесного воинства, славящих и восхваляющих Бога: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Поющих славу Богу слышали пророки Исаия, Иезекииль и Даниил. О поющих Ангелах свидетельствует в Апокалипсисе также Иоанн Богослов.

Вот и христианам, как сказано в Писании, следует постоянно молиться: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Сам Иисус многократно говорит о молитве: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36), «итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13), «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41).

Молитве посвящены и следующие слова Спасителя: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:35-36). Этим Он напоминает, чтобы верующие в Него всегда пребывали во внимании ума и внутренней молитве. О дарах же за такое бдение, молитву и ожидание Его прихода Иисус говорит далее: «Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» (Лк. 12:43-44).

Блаженнейший Симеон Архиепископ Солунский

Издательство «Медиа-Глагол»