Есть такая книга, относящаяся к первохристианскому времени, которая называется «ПАСТЫРЬ». Ее автора зовут Ерм. (Это имя многим известно по греческому варианту Гермес. В русском языке имя иногда произносят как Ермий, Гермий, в науке все же закрепилось короткое Ерм.)
Ерм – совершенно реальная историческая личность, благочестивый христианин, обратившийся ко Христу от прежней жизни, наполненной развлечениями и потаканиями греховной жизни. Ерм очень серьезно переживает свое обращение к вере, в его жизни произошел настоящий переворот. Ерм много молится, строго постится, плачет от того, что семья его (жена и взрослые дети) живут без Христа.
И Господь посылает к Ерму Ангела, который беседует с нашим героем (Ерм называет Ангела Пастырем). Порой Ангел переносит Ерма в иную, Небесную, реальность и кое-что показывает ему из того мира. Часто просто показывает ему какие-то видения и комментирует их, порой просто беседует.
На основе этих бесед и видений Ерм написал книгу. Это очень интересная книга, даже уникальная. Написана она была не позже середины II-го века, то есть относится к послеапостольскому веку.
Скажу более того, в Православном Предании есть традиция отождествлять этого Ерма с тем, о котором упоминает Апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16:14). Многие говорят, что Ерм этот был не просто благочестивым человеком, а одним из 70 Апостолов. Во всяком случае, Православная Церковь чтит Ерма святым и празднует его память трижды в году (17 января, 21 марта и 18 ноября). Не каждый святой, согласитесь, удостоился такой чести.
Книга святого Ерма, повторю, уникальна и очень интересна. Как-нибудь предпримите труд прочитать ее, только ищите книгу с комментариями, без них многое будет непонятно.
А я хотел бы привести выдержку из этой книги, самым непосредственным образом относящуюся к теме поста. Каков он – настоящий пост? Ангел отвечает Ерму на этот вопрос. Согласитесь, получить ответ на этот вопрос от самого Ангела Божьего – очень интересно.
Приведу этот фрагмент. Для лучшего понимания текста вставлю свои комментарии. Они будут сделаны другим шрифтом, так что Вы не запутаетесь.
Читайте внимательно и не спеша, текст на самом деле уникальный!
Однажды во время поста сидел я на горе, благодарил Господа за то, что сделал Он со мною, и увидал вдруг Пастыря рядом с собою. И спрашивает он у меня:
— Что так рано пришел ты сюда?
— Потому, господин, что нахожусь на стоянии.
— А что такое стояние?
— То есть пощусь, господин, — объяснил я.
По-латински 'пост' означает дословно 'пост, на котором стоит часовой', или, коротко, 'стояние'. Ерм принадлежал к западной традиции, поэтому беседует с Пастырем по-латыни.
— Каким же образом, — спросил он, — постишься ты?
— Как постился по обыкновению, так и пощусь.
В то время поститься означало совсем ничего не вкушать и находиться в полном воздержании, то есть быть в таком состоянии, как солдат, который стоит на посту.
— Не умеете вы, — сказал он, — поститься Богу, и пост, который совершаете, бесполезен.
— Почему, господин, говоришь так?
— То, как вы думаете поститься, не есть истинный пост, но я научу тебя, какой пост есть совершенный и угодный Богу. Слушай.
Бог не хочет такого суетного поста, ибо, постясь таким образом, ты не совершаешь правды. Постись же Богу следующим постом:
И таким образом ты совершишь великий и угодный Богу пост.
Послушай притчу относительно поста, которую я намерен поведать тебе.
Некто имел поместье и много рабов; в одной части земли своей он насадил виноградник и потом, отправляясь в дальнее путешествие, избрал раба, самого верного и честного, и поручил ему виноградник с тем, чтобы он к виноградным лозам приставил подпорки, обещая за исполнение этого приказания дать ему свободу. Только это хозяин приказал рабу сделать в винограднике и с тем отправился. Раб тщательно сделал, что господин повелел: он расставил подпорки в винограднике, но, приметив в нем много сорных трав, стал рассуждать сам с собою: я исполнил приказание господина, вскопаю теперь виноградник, и он будет красивее; а если выполоть сорную траву, он, не заглушаемый сорняками, даст больше плода. И принялся за работу, вскопал виноградник и выполол в нем все сорняки, и стал виноградник красивым и цветущим, не засоренным травами.
Через некоторое время возвратился господин его и пришел в виноградник. Когда он увидел, что виноградник хорошо обставлен и сверх того вскопан, прополот, и лозы обильны плодами, то был весьма доволен поступком раба своего. Итак, пригласил он любимого сына, своего наследника, и друзей, своих советников, и рассказал им, что приказал он сделать рабу своему и что тот сверх этого сделал. Они тотчас приветствовали раба с тем, что он получил столь высокую похвалу от своего господина. Господин же говорит им: Я обещал свободу этому рабу, если он исполнит данное приказание, он исполнил его и сверх того приложил к винограднику добрый труд, который мне весьма понравился. Поэтому за его усердие я хочу сделать его сонаследником моего сына, потому что, помысливши доброе, он не оставил его, но исполнил.
Это намерение господина, то есть чтобы раб был сонаследником сыну, одобрили и сын, и друзья его.
Потом, спустя несколько дней, когда созваны были гости, господин со своего пира посылал тому рабу много яств. Получая их, раб брал из них то, что было для него достаточно, остальное же делил между товарищами своими. Они, обрадованные, начали желать ему, чтобы он еще большую любовь нашел у хозяина за свою доброту и щедрость. Когда обо всем этом узнал господин его, он опять весьма обрадовался и снова рассказал друзьям и сыну о поступке своего раба, и они еще более одобрили мысль господина, чтобы раб этот был сонаследником сына.
Я сказал:
— Господин, не знаю этих притчей и не смогу понять, если ты не объяснишь мне их.
— Все, — обещал он, — объясню, что только скажу и покажу тебе. Соблюдай заповеди Господа, и будешь угоден Богу и включен в число тех, которые соблюли Его заповеди. Если же сделаешь что-либо доброе сверх заповеданного Господом, то приобретешь себе еще большее достоинство и будешь пред Господом славнее, нежели мог быть прежде. Итак, если соблюдешь заповеди Господа и к ним присоединишь эти стояния, то получишь великую радость, особенно если будешь исполнять их согласно с моим внушением.
Пост древних людей заключался в воздержании от пищи и в телесном воздержании, а про заповеди любви, милосердия, исправления от душевной скверны люди как-то забывали (впрочем, а сейчас разве не так?..). Ангел говорит, что на первом месте приступающий к посту человек должен потрудиться навести порядок в саду своей души (об этом говорит притча, приведенная Ангелом). А если к этому желающий поститься присовокупит телесные подвиги, то получит двойную награду и будет перед Господом славнее.
— Господин, — говорю, — я исполню все, что ни повелишь мне, ибо я знаю, что ты будешь со мною.
— Буду, — сказал он, — с тобою, потому что имеешь такое доброе намерение; буду также и со всеми имеющими такое намерение.
Какие слова! Буду также и со всеми имеющими такое намерение!
То есть, Ангел невидимо будет сопровождать и нас в таком вот посте… А теперь конкретные советы Ангела каким должен быть наш пост, чтобы он был приятен в очах Господа:
Этот пост, — продолжал он, — при исполнении заповедей Господа очень хорош, и соблюдай его таким образом: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего. Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный.
Поступай же так: исполнив вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу, и этот пост будет написан, и дело, таким образом совершаемое, прекрасно, радостно и угодно Господу. Если ты соблюдешь это с детьми своими и со всеми домашними твоими, то будешь блажен; и все, кто только соблюдут это, будут блаженны и что ни попросят у Господа, все получат.
Тут я хочу сделать вот какое пояснение относительно «пищевых» советов Ангела. Как известно, в то время постились от одного дня до недели-двух. В таком случае совет Ангела очень понятен: свой рацион сделать максимально скромным, чтобы осталась та сумма, которую мы могли бы потратить на вкусную и калорийную пищу. И вот эти деньги пожертвовать на добрые дела.
Сегодня мы постимся не неделю и даже не две, а все 46 дней (Великий пост + Страстная седмица). Сидеть на хлебе и воде в обычной жизни трудно, да и не нужно, поэтому мы должны подойти к совету Ангела творчески. Мы можем соблюсти эту Ангельскую рекомендацию не по форме, а по содержанию:
– сократим покупки деликатесов (хоть и постных);
– сократим хождение по ресторанчикам и кафе (хотя они уже составляют постное меню);
– откажемся от лакомств, развлечений и тех вещей, которые позволяем себе в обычные дни и на которые тратим деньги.
И всю сэкономленную таким образом сумму потратим на добрые дела, на благотворительные проекты, поможем конкретным нуждающимся.
А далее я хочу привести вот какие слова Ангела, сохраненные для нас св. Ермом:
— Слушай далее. Плоть храни неоскверненною и чистою, чтобы Дух, живущий в ней, был доволен ею и спаслась твоя плоть. Смотри также, никогда не допускай мысли, что эта плоть погибнет, и не злоупотребляй ею в какой-либо похоти. Ибо если осквернишь плоть свою, то осквернишь и Духа Святого, если же осквернишь Духа Святого, не будешь жить.
И спросил я:
— Что же, если кто по неведению, до того, как услышать эти слова, осквернил свою плоть, каким образом получит он спасение?
— Прежние грехи неведения, — сказал он, — исцелить может один Бог, ибо Ему принадлежит всякая власть. Но теперь храни себя; и Господь всемогущий и милостивый даст искупление для прежних грехов, если впредь не осквернишь плоти своей и духа. Ибо они взаимосвязаны, и одна без другого не оскверняется. Итак, и то и другое сохраняй чистым и будешь жить с Богом.
Здесь речь о том, чтобы Ерм воздерживался от блуда, от половой распущенности, принятой в античном мире. Плоть наша – искуплена Христом. Как Он Воскрес, так и наша плоть воскреснет и обожится. Но если мы будем растлевать тело свое похотью, блудом, то мы будем оскорблять Святого Духа.
Обратите внимание: если человек до обращения ко Христу блудил, то Бог может это его неведение покрыть исцеляющей любовью, а вот если растлевает себя после обращения ко Христу, то… Впрочем, наша Мать-Церковь покрывает наши падения любовью и ласково говорит: «Я в тебя, чадо мое, верю. Иди и больше не греши».
Священник Константин Пархоменко
|