Осуждение – один из самых распространенных грехов. Почему же мы осуждаем других?
Прежде всего потому, что считаем себя лучше. Однако наблюдая за чужими ошибками, мы неизбежно перестаем видеть грехи свои. Следовательно, чем чаще мы замечаем прегрешения ближних, тем большему забвению предаем свои беззакония, собирая тем самым горящие угли на свою же голову.
Об этом Христос говорит нам в притче о двух должниках (см. Лк.7:41–43). Два человека были должны деньги – один 500 динариев, другой 50 – и обоим нечем было заплатить. Заимодавец прощает долг и первому, и второму. Кто будет испытывать большую любовь к заимодавцу? Конечно же, тот, кому более простили. Ну и что же тут назидательного, можно спросить. Христос далее раскрывает духовную суть притчи: заимодавцем оказывается Сам Бог, перед лицом Которого становится неважным, кто сколько должен. Долг заведомо не может быть оплачен – он может быть только прощен. И если нет покаяния и просьбы о прощении, даже самые незначительные долги перед Богом в итоге окажутся невыплаченными и человек не сможет оправдаться. Но своих собственных просьб о прощении недостаточно. Есть очень важное, самое главное условие твоего прощения – прости и ты. Причем все и всем, раз и навсегда.
Фарисей, которому Христос рассказал данную притчу, упрекал в мыслях Господа, что Он допустил грешнице прикоснуться к Нему. Но грешница плакала, умывала слезами ноги Христа и отирала своими волосами. Фарисей же не соблюл и обычного восточного обычая – не омыл ног пришедшего странника. Осуждая бедную женщину, строгий ревнитель закона совершенно забыл, что сам грешит. Блудница грешила много и знала об этом, а фарисей грешил меньше, но своих грехов не замечал. Блудница помилована, фарисей осужден – такова евангельская логика духовной жизни.
***
Как жаль, что осуждая других, мы не осознаем, что именно в этот момент сами тяжко согрешаем. В Древнем Патерике сказано: «Человек верит, что когда он молится, Бог его слышит; но когда он грешит, почему-то думает, что Бог его не видит». Сколько у нас осознанных и неосознанных грехов, за которые мы уже достойны ада! И мы вместо милости к таким же, как мы, грешникам, прибавляем ко всему прочему еще и осуждение. Святитель Иоанн Златоуст писал, что даже если бы человек вообще не грешил, хватило бы одного греха осуждения, чтобы он безвозвратно погиб.
Книга «Достопамятные сказания» рассказывает о неком монахе, который был ленив, просыпал богослужения и имел за собой множество разных согрешений. Но он был оправдан Богом. За что же? За то, что после прихода в монастырь ни разу никого не осудил. Преподобный Силуан Афонский, когда его попросили высказаться по поводу проштрафившегося брата, сказал: «Я уже 36 лет в монастыре, и вы хоть раз видели меня осуждающим?» «Нет», – ответили ему. Тогда Силуан промолвил: «Почему же вы думаете, что я стану это делать сейчас?»
Вот как поступали великие святые. Но мы, закоренелые грешники, дерзаем ежедневно судить других оттого, что не видим за собой греха. Судим, не задумываясь о том, что даже небольшое осуждение может нас погубить.
***
Есть еще одна причина постоянного осуждения ближних – наша нелюбовь к ним. У любви нет пограничного состояния. Если есть любовь, то нет осуждения, ибо любовь не судит, а всегда прощает. Но если любви нет, то будет и осуждение, и скрытая ненависть или же, что еще ужаснее, безразличие. У Льва Толстого есть такое выражение: «Мы не любим людей не потому, что они злые, но мы считаем их злыми потому, что не любим их». Итак, не суди, человек, но научись любить – и осуждение исчезнет из твоей жизни.
Кстати, в приведенной нами евангельской истории очень важно то, что фарисей с пренебрежением отнесся к грешнице, а Христос, наоборот, отметил ее любовь и покаяние и простил ее многие грехи из-за того, что она «много возлюбила». Любим Бога – любим и людей. Не любим людей – не любим Бога. «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20), – говорит нам апостол любви.
Евангельская блудница плакала перед Христом, потому что возлюбила Бога и возненавидела свой грех. За эту любовь и ненависть она и была прощена. Иудейская грешница, оправданная Господом, показала всем нам путь спасения – это горячая любовь к Богу и ближним и бескомпромиссная ненависть к нечистоте и греху. К чему нам осуждение, христиане? Разве нам нечем заняться? Всей жизни не хватит, чтоб научиться любить. И сотни лет будет мало для того, чтоб разглядеть свои грехи и научиться бороться с ними. Поэтому, даже если нам покажется, что наш ближний достоин погибели – отдадим суд в руки Божии. И тогда – будем верить! – наш отказ судить заслужит нам прощение и очищение всех тех бесчисленных грехов, которые мы совершили и совершаем пред лицом Божиим.
Иерей Алексей Малюков, Сергей Комаров
Православная Жизнь
|