«Все плохо, все пропало, кругом одни воры и обманщики». Если Вы часто произносите эти мантры, то Вам следует хорошенько призадуматься. О начальных признаках болезненной страсти – архимандрит Маркелл (Павук), преподаватель аскетики КДА.
– Как не сойти с дистанции, не впасть в депрессию от все возрастающих вызовов времени и невозможности соответствовать им? Как не сойти с ума современному человеку от постоянного прессинга?
– На святоотеческом языке депрессия называется унынием. Разновидность уныния – печаль. Она может быть светлой – радостнотворной, полезной, когда человек печалится о своих грехах, оплошностях – и у него возникает вследствие этого покаяние. Но бывает печаль неразумная – когда человек чего-то лишился (например, положения, которое занимал) или утратил близких – и из-за этого чрезмерно грустит и переживает. В конце концов, если он сразу не пресечет эту страсть, последует её хроническая форма – уныние, когда для человека вся жизнь в тягость: одни серые краски, ни капли радости даже от того, что раньше утешало: музыка, друзья…
– Это опасное состояние, потому что, пребывая в нем, человек делает очень много глупостей, порой непоправимых.
– И самое страшное, что он и другим передает это состояние, мы волей-неволей друг от друга всем нехорошим заражаемся. В окружении же радующихся людей становимся веселыми оптимистами.
Важно это понимать и не задерживать эту страсть в себе, ибо она не только влияет на наше настроение, но изнутри нас физически разрушает. Из-за уныния возникают различные болезни, расстраиваются отношения с ближними. К тому же унывающему человеку трудно настроиться на молитву.
Пожалуй, эта одна из самых коварных страстей. Она может возникать и без видимых на то причин. Например, кого-то она начинает томить однообразием и подталкивает к всевозможным развлечениям. В результате вместо полезного труда человек много драгоценного времени теряет на пустоту. Особенно это наблюдается сейчас, когда активно распространяется интернет и связанные с ним никем не ограничиваемые возможности. Если у человека нет веры и страха Божия, то здесь он не только зря просиживает множество своего времени, но и прямым образом, часто не осознавая этого, разрушает себя, если заходит на нецеломудренные сайты. А если в эту пучину бросается христианин, то он может совершенно забыть о своем христианском призвании, об ответственности перед Богом и погубить себя.
– Какие признаки первой стадии уныния? Апатия, отсутствие интереса к жизни, ее краскам… Как не пропустить самое начало болезни?
– Обычно подверженные унынию люди говорят: «Все плохо, все пропало, кругом одни воры и обманщики». Это начальные признаки.
Святой пророк и псалмопевец Давид тоже в псалме пишет, что все плохо, что не видит ни одного праведника вокруг себя: «Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13). Но Давид рассуждал так не от уныния, а от соприкосновения с Божественной энергией, при свете которой он видел несовершенство окружающих. Он смотрел «сверху», а мы пытаемся разглядеть окружающий мир «снизу», с башни своей болезненности, душевной близорукости.
– Если все плохо, то проблемы только в тебе? Человек, у которого небо в сердце, видит и вокруг все по-другому, безоблачно? Но когда череда неприятностей, проблемы на работе, с детьми… Это повод, чтобы расстроиться.
– Почти никто из людей не может в такой ситуации не расстроиться. Но важно сразу собрать все силы, сконцентрироваться, чтобы преодолеть это искушение.
– Как?
– У нас, христиан, есть самое надежное средство от всех проблем – это молитва. Даже если в состоянии печали и уныния нам совсем не хочется молиться, очень важно понудить себя, заставить совершить молитву. Даже через не хочу.
– Хоть крик души «Господи помилуй», если не готов на большее?
– Конечно. Кроме того, если самому не хочется молиться, то, по крайней мере, надо просить об этом других людей. И тогда постепенно заунывное состояние пройдет.
Есть такая народная поговорка: «Молитва и труд все перетрут». Кроме молитвы, важно заставить себя совершать какую-то полезную деятельность. Уныние обычно усиливается тогда, когда человек ничем не занят. Не случайно преподобный Иоанн Лествичник ставит знак равенства между унынием и леностью.
– Что происходит во время молитвы?
– Человек восстанавливает утраченную связь с Источником жизни – Богом, Который суть благодать, любовь, радость. И тогда, какие бы скорби его ни одолевали, даже в самом тяжелом состоянии, на смертном одре, вера и молитва помогают не только не потерять бодрости духа, но даже радоваться при них.
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
|