О «Лествице» и ее главных ступенях рассказывает архимандрит Маркелл (Павук), преподаватель аскетики, духовник Киевских духовных школ.
– Отче, какой основной принцип восхождения христианина к духовному совершенству согласно прп. Иоанну Лествичнику?
– Преподобный Иоанн уже самим названием своей книги «Лествица» учит, что главным принципом духовной жизни должна быть постепенность. Нельзя в процессе духовного совершенствования с первой ступеньки перепрыгнуть сразу на тридцатую. То есть не стоит, например, не отвергнув грубых пороков и мирских привязанностей, не научившись элементарному смирению и послушанию, внимательному слышанию других, добропорядочности и честности, сразу мечтать о совершенной любви.
– Как можно классифицировать ступени «Лествицы» прп. Иоанна?
– Первым важным подготовительным этапом на лествице духовного совершенствования является отречение от мира. Только не пугайтесь: это не значит, что все должны уйти в монастырь!
Действительно, для монахов мироотречение – это проживание в монастыре и взятие на себя обетов целомудрия, послушания и нестяжания. Кроме того, ревностные монахи стараются никогда не стричь бороды и волос, не вкушать мясные продукты. Для мирян же, как объясняет преподобный, отречением от мира является соблюдение заповедей Божиих, неопустительное посещение в воскресные и праздничные дни храма, сохранение супружеской верности, уклонение от лжи и воровства. Как для монахов, так и для мирян очень важно на этом этапе научиться искреннему покаянию, что невозможно без видения своих грехов, сокрушенного плача и памяти смертной. В творении прп. Иоанна этот этап духовной жизни соответствует первым семи ступеням из тридцати.
Следующий этап (с 8 по 17 ступени) – это борьба со страстями. В первую очередь с гневом и его исчадиями – памятозлобием, клеветой (осуждением) и многословием. Далее важно победить свою лень и связанную с ней страсть уныния. Затем нужно побороться с чревом, постоянно требующим излишеств, сребролюбием и любостяжанием, а также стяжать целомудрие, сразившись с похотью плоти. Под целомудрием преподобный понимает не только победу над похотью плоти, но и совокупность всех добродетелей.
С 18 по 23 ступени христианину необходимо преодолевать очень тонкие искушения, которые могут свести на нет все предыдущие достижения и подвиги – это холодность и беспечность. А их нельзя побороть без усиленной молитвы и бдения, несмотря на возникающие при этом боязливость, тщеславие и гордыню.
Заключительный этап духовного совершенствования – это последние семь ступеней лествицы, когда христианин пожинает плоды предыдущих подвигов: кротость, смиренномудрие, рассуждение, безмолвие, молитва, бесстрастие, вера, надежда и любовь.
Как видим, «Лествица» преподобного Иоанна дает нам довольно ясный план того, с чего надо начинать свою духовную жизнь и к чему стремиться. Кто нарушает принцип постепенности в духовной жизни, как правило, впадает в самообольщение и прелесть, когда свои страсти выдает за добродетели. В свою очередь, это вызывает маловерие и неверие, подогревает самолюбие или толкает на путь сектантства, церковных ересей и расколов.
– Какая самая трудная ступень для современного человека?
– Сложнее всего человеку не только сейчас, но и во все времена победить свой гнев, ловко маскирующийся под видом борьбы за порядок и справедливость. Не случайно борьбу с гневом преподобный Иоанн ставит на первое место. Именно по этой причине возникают как семейные конфликты, в большинстве случаев заканчивающиеся разводами, так и все общественные и межгосударственные кризисы, приводящие к революциям и войнам. Если бы мы, христиане, не молились и не держали пост, который учит нас в первую очередь видеть свои грехи и снисходительно относиться к недостаткам других, то мир давно бы перестал существовать, поскольку люди из-за своего необузданного гнева испепелили бы мир в пламени войны.
Ныне, когда продолжаются военные действия на востоке нашей страны, во многом от нас, христиан, зависит, сколько это будет продолжаться. Когда большинство из нас научится обуздывать свой «справедливый» гнев, тогда и без всякой дипломатии и применения оружия конфликт иссякнет.
– А разве гнев не может быть справедливым? Разве мы не должны реагировать на беззаконие и неправду и разоблачать их?
– Несомненно, это наша первая христианская обязанность. Не случайно Господь называет христиан солью земли. Но вся проблема в том, что большинство из нас в силу своей греховности не умеют гневаться и не согрешать (см.: Пс. 4:5). Из-за страстей наш человеческий гнев не творит правды Божией (см.: Иак. 1:20), поэтому лучше всего его обуздывать в себе или хотя бы умерять. Лучшие средства для укрощения гнева, которые предлагает преподобный Иоанн Лествичник, – это молитва за обидчиков. Также нужно не бояться как можно быстрее попросить у них прощения. Равным образом святой советует для профилактики и обуздания гнева прибегать к музыке и пению, так как мелодичное сочетание звуков способно успокаивать наши нервы. Вспомним, как утихал царь Саул от своего беснования, когда Давид играл на псалтири и пел псалмы. Пожалуй, мы все наблюдали, как ведут себя плачущие младенцы, когда мать начинает петь колыбельную. Кроме того, преподобный Иоанн советует усмирять гнев при помощи общежития, что в переводе на наши условия мирской жизни означает товарищество. Добрые и верные друзья не побоятся сказать нам правду, а также успокоить и показать, что мы зря гневаемся. Святитель Василий Великий в качестве еще одного средства от гнева предлагает умеренный смех. Всегда очень ценится, если начальник или его подчиненные умеют смягчить напряженную ситуацию с помощью шутки.
Как видим, «Лествица» преподобного Иоанна подходит для практики духовного совершенствования не только монахов-аскетов, но и всех христиан.
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
|