Нет человека, который бы никогда не имел никаких помыслов. Даже в сонном состоянии в голове каждого из нас роятся мысли, проявляющиеся порой в сновидениях. Однако не со всеми помыслами надо бороться. Отбрасывать нужно лишь те, которые в святоотеческой литературе называются злыми, плотскими, дурными, постыдными, вредными, невоздержными, страстными, считает архимандрит Маркелл (Павук).
Иероним Босх. Искушение святого Антония
– Не секрет, что в наше время в храм ходит относительно небольшой процент людей.
– Существование дурных помыслов является убедительным доказательством греховности и испорченности человека. По мысли святого Григория Нисского, все страсти произрастают от худого делания ума и помраченного разума. Фактически нет людей, которые бы в той или иной степени не подвергались злым помыслам. Разница может быть лишь в том, что образованные люди более склонны к утонченным помыслам тщеславия и гордыни, а простые – к грубым и плотским. Правда, иногда бывает наоборот.
– Как же научиться отличать добрые помыслы от злых?
– Для приобретения навыка различения помыслов очень важно регулярно ходить на исповедь. От этого, как учит преподобный авва Дорофей, бывает великая и несказанная польза. Не случайно монастырская братия старается как можно чаще исповедоваться, в некоторых обителях – ежедневно. Кроме того, необходимо читать творения святых отцов Церкви, в которых детально раскрыты все тонкости невидимой духовной брани.
– Как быть мирянам, которым катастрофически ни на что не хватает времени?
Люди, живущие в миру, опутанные множеством дел, должны понуждать себя хотя бы раз в месяц, лучше всего в канун великих и двунадесятых праздников, приходить в храм на исповедь. Также важно получить элементарное духовное образование. Это можно сделать ныне во многих городских и сельских приходах во внебогослужебное время. Если же человек не получил элементарного духовного воспитания, а также никогда не читал Евангелие, не научился утром и вечером совершать молитву, которая возрождает добрые помыслы, то ему почти невозможно устоять против «бури помышлений сумнительных», как мы читаем в акафисте Божией Матери.
– А может быть, при нападении тревожных мыслей человеку лучше обратиться к психологу? Это сейчас стало более модно.
– Психология – относительно молодая наука, которая активно начала развиваться лишь со второй половины XIX века. Кстати, профессор Киевской духовной академии архимандрит Феофан (Авсеньев) написал один из первых учебников по психологии и преподавал эту науку в Университете святого равноапостольного князя Владимира (ныне – университет им. Т. Г. Шевченко). Но, к сожалению, каким бы хорошим ни был психолог, как бы успешно ни разбирался во всех тонкостях души, он не может дать силы человеку для того, чтобы исправить его жизнь. Такая сила подается лишь в Таинствах и обрядах, которые совершаются в Церкви. Кроме того, важнейшая часть богослужения – проповедь, направлена на то, чтобы укоренить в душе добрые помыслы и отринуть злые. После усердной молитвы, неформальной исповеди, причастия Святых Христовых Таин и вдохновенной проповеди священника люди, как правило, выходят из храма духовно окрыленными.
– Не секрет, что в наше время в храм ходит относительно небольшой процент людей.
– Если человек пренебрегает посещением храма Божия, он становится легкой добычей, а точнее – жертвой недобросовестных политиков и коммерсантов, постоянно ведущих через средства массовой информации войну за умы и сердца человеческие. В эпоху глобализации таких жертв с каждым годом становится все больше и больше.
– Не настало ли уже такое время, когда, по пророчеству преподобного Антония Великого, будут говорить: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участия в общем безумии»?
– Большая индустрия СМИ, для которой в большинстве случаев важно не спасение души человеческой, а гонорары и рейтинги, очень легко манипулирует человеческим сознанием, внушая не добрые помыслы, а злые, вводящие нас в смущение и страх за свое будущее. И в тоже время большое число развлекательных передач, которые до бесконечности тиражируются теми же СМИ, провоцирует легкомысленное и безответственное отношение к жизни.
– Не потому ли ныне так легко распадаются семьи, а в обществе процветает воровство и коррупция?
– Да, это того же поля ягоды.
– Может, помогла бы строгая цензура?
– В эпоху быстрого развития новых информационных технологий это осуществить нереально. Но каждый человек, тем более христианин, может установить такую цензуру у себя в уме и сердце, принимая добрые помыслы о том, чтобы пойти в храм, помолиться, помочь ближним и нуждающимся и отвергнуть злые, внушающие гнев, злобу, подозрительность, неправду.
Беседовала Наталья Горошкова
ПравЖизнь
|