Статьи - О СМЕРТИ

«НЕ СКОРБИТЕ, ЯКОЖЕ И ПРОЧИИ НЕ ИМУЩИЕ УПОВАНИЯ»

Многие задаются вопросом: почему Бог попускает смерть? Почему Бог попускает смерть рабам Божиим, иногда даже во время их служения Богу? Почему Бог не хранит их?

Схимонах Иосиф Ватопедский (1921–2009). Сразу после смерти старца Иосифа совершилось первое чудо: умерший улыбнулся. Он не почил улыбаясь, а улыбнулся уже после своей кончины! Когда монахи в последний раз открыли лицо старца, все стали свидетелями блаженной улыбки, явившейся на устах упокоившегося подвижника. Это сияние вечности на лице старца было последним свидетельством, которое принесла на прощание его святая душа.

Прежде всего, мы должны понять вот что: тот, кто желает последовать за Христом, будет шествовать с Ним по одному пути. С того момента, как служитель Христов решится следовать за Ним, другого пути у него нет. Наше движение навстречу Христу есть путь подражания Ему. Христос Сам показал нам этот путь – не столько словами и Своим учением, сколько личным примером, и все желающие быть Его учениками должны следовать этим путем за Своим Учителем: «да последуем стопам Его».

Но может возникнуть и такой вопрос: а почему наша жизнь должна быть скорбной? Неужели Бог хочет, чтобы мы мучились, страдали и умирали? Несомненно одно: Бог никому не желает зла, Он не желает, чтобы человек страдал, Он ненавидит зло. Но страдание и смерть происходят, к сожалению, – и происходят потому, что человек отпал от Бога, падение первозданного человека внесло в нашу жизнь смерть – этого величайшего и последнего врага человека, по словам апостола Павла. Смерть уязвит каждого. Даже Христос, как Богочеловек, допустил смерти уязвить Его, и в какой-то момент Его ученикам показалось, что Он был сокрушен и побежден смертью.

Мы знаем, что Бог сотворил человека и поместил его в Рай блаженства, в место одновременно и духовное, и материальное, чтобы человек был счастлив и духовно, и телесно. Господь поместил человека в Рай, заповедав ему «возделывать и хранить его». Но, к несчастью, первый человек, поддавшись искушению лести, любопытства и наслаждения, пал через преслушание. Это была основная причина изгнания его из Рая. Человек сам нарушил свою связь с Богом, в то время как Бог, движимый любовью, предупредил Адама: в тот час, когда он вкусит плод от древа познания добра и зла, – смертью да умрет. Человек же захотел идти своим путем. Таким образом, он нарушил заповедь Божию, сначала умерев духовно, так как прервалась связь с Богом, а затем уже через множество лет скончался телесно. Адам стал свидетелем первой телесной смерти в мире – его первого сына Авеля, убиенного Каином. И уже через большой отрезок времени скончался сам. Первым скончался Авель, а не Адам – ему надлежало вкусить горечь первой смерти другого человека, а затем уже своей. С того момента все человечество подчинилось этому страшному и неестественному процессу – смерти. Человек стал смертен.

Прошло несколько тысячелетий, и в мир явился Христос, Который разрушил смерть Своим славным Воскресением из мертвых. Так как Христос непричастен греху, смерть не имеет над Ним никакой власти.

Какой путь и способ оставил нам Христос, чтобы и мы избавились от смерти? Путь Своих Крестных страданий и Своей смерти. Путь аскезы, в которой Он Сам, как Бог, не имел никакой нужды. Его смерть попрала смерть нашу, даровав нам воскресение и преображение тел в вечности. Душевная смерть была разрушена Воскресением Христовым.

Если мы принимаем Таинство Святого Крещения, сознательно участвуем во всех других Таинствах Церкви и в ее жизни, то после всеобщего воскресения из мертвых во Второе и славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет попрана и телесная смерть. Смерти с этого момента уже не будет. Тогда все люди, все роды, начиная от Адама и заканчивая последним человеком, воскреснут.

Сейчас же смерть является для нас фактом страшным и трагическим, чем-то неестественным. Мы изначально не были сотворены смертными, поэтому при виде чужой смерти всегда питаем к ней такое отвращение. Смерть для нас – настоящая трагедия, потому что она оскорбляет нас, созданных по образу Божиему и подобию. Каждый раз, когда умирает какой-нибудь человек, этим, можно сказать, оскорбляется Сам Бог, создавший человека бессмертным, потому что то, что создал Господь, – человека, диавол ухитрился испортить и повредить и предать тлению – не на веки вечные, конечно, но на большой отрезок времени.

Смотрите: явился в мир Христос, добровольно предал Себя на Крестную смерть и Своею жертвой разрушил смерть. А до Крестной жертвы смерть была страшна для человека, смертью же Богочеловека человек стал страшен для смерти. Поэтому в Пасху мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» Как пишет святой Иоанн Златоуст: «Никто да не боится смерти, ибо Спаситель нас избавил от нее!»

В тропарях панихиды поется: «Воистину страшно смерти таинство, како душа с телом насильно разлучается… Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту безобразну, безславну, не имеющую вида!» Так Церковь описывает трагедию смерти. «О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти?» И далее Церковь обращается ко Христу, разрушившему трагедию смерти и светом Своего воскресения освятившему катастрофу, привнесенную в мир смертью, так что с этого момента смерть из тирана становится для нас дверьми, ведущими в Царствие Божие, в котором мы будем дожидаться часа всеобщего воскресения из мертвых. Церковь в тропарях панихиды отвечает: «Воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающего преставльшемуся упокоение».

Итак, смерть является неизбежным уделом всех человеков. Некоторые утверждают, что существенная разница – умереть в старости или в юности. Эти наблюдения поставляют нас перед реальностью настоящей жизни и жизни во Христе, потому что для всех очевидно, что у смерти нет предпочтения, перед ней никто не устоит, она забирает и праведника, и грешника, и богатого, и бедного. Если бы злой смертью умирали только грешники, тогда жизнь во Христе была бы таким счастливым времяпрепровождением. То есть если так думать, то получилось бы следующее: хочешь быть счастливым? – последуй за Христом. Это наивное заблуждение. И огромной ошибкой будет, если мы этому станем учить наших детей, говоря: «Веруй в Бога, чтобы Он хранил тебя, чтобы ты хорошо учился и твоя жизнь устроилась». Ни одному человеку Христос не обещал, что его жизнь будет легка и беспечальна. Но что сказал Христос? – Он сказал: «В мире скорбны будете, и поскольку Меня гнали, и вас будут гнать, на Меня клеветали, и на вас будут клеветать, Меня распяли, и вас будут преследовать даже до смерти!» Значит, однозначно: если мы хотим последовать за Христом, ни для кого из нас не будет исключения, все мы, ученики Христовы, будем подвергаться скорбям и этой трагедии человеческого естества, все мы последуем этому непреложному духовному закону.

Очень часто Господь попускает святым различные ужасные смерти, как то: мученические, от огня, меча, от злых людей, от различных несчастных случаев, чтобы мы, глядя на них, были утешены тем, что и святым Своим Господь попускает подобную смерть. Так, видя святых, подверженных различным бедствиям, мы будем более выдержанны и терпеливы.

Да не думает никто, что Господь попускает такие бедствия и несчастья и смерти только грешникам, отвратившись от них окончательно. Зачастую люди, услышав, что кто-то умер ужасной смертью, выставляют как причину его смерти его грехи и приходят в уныние. Они задаются вопросом: почему такой-то человек умер в молодости от рака? он, наверное, был очень грешным… Однако же, смотрите, святой Паисий умер от рака, святой Порфирий с юности страдал от множества различных болезней. Может быть, им тоже Господь попустил это по причине их грехов? А Афанасий Афонский, величайший святогорский святой, умер погребенным под обрушившимся на него куполом строящегося храма Лавры!..

Да и Сам Христос вкусил позорную и мучительную смерть. В эпоху римского владычества смерть на кресте считалась одной из самых мучительных и позорных. Так казнили рабов, бунтовщиков и отбросы общества. Однако же ради спасения человека Христос, нисколько не сомневаясь, вкусил не только эту позорную и унизительную смерть, но подвергся целому ряду издевательств: был оплеван, заушен, оскорблен, раздет… По какой причине Бог позволил, чтобы Его создание – человек – подверг Его таким мучениям и унижениям? – Прежде всего, чтобы исполнить Свой замысел искупления человека. Но и чтобы показать нам, что Он первый прошел по этому пути, и заградить уста тем, кто осмелился бы сказать: «Вот, во время Своей земной жизни Он только благоденствовал, а почему же я страдаю?» Христос показал нам личный пример, чтобы, взирая на него, мы им подкреплялись и утешались, шествуя по Его стопам, как глаголет апостол (см.: 1 Пет. 4:1–11). Видеть, что страдают не только грешники, но и святые и порой умирают страдальческой смертью, будет для нас поощрением к терпению. Если такой-то святой так страдал, почему бы тогда и мне, обремененному множеством грехов, не потерпеть?

Есть и другая причина того, почему иногда благой Бог попускает мучительные смерти: чтобы мы усовершенствовались, так как все мы перед Богом несовершенны. Каждый раз, когда человек подвергается несправедливостям, разного рода притеснениям или страдает от несчастий, скорбей и болезней (особенно в молодом возрасте) или даже смерти, это становится предлогом для воздаяния от Бога в Царствии Небесном, как сказано в Писании: «Вмале претерпели – великое приобрели». Здесь, на земле, даже несколько минут мучения, терпеливо перенесенного с благодарением, могут стать причиной для вечного блаженства. Когда 40 Севастийских мучеников ввергали в холодное озеро, они рекли: «Братие, потерпим вмале (то есть потерпим немного), но приобретем вечный Рай!»

В определенный час нашей жизни, когда нас призовет Господь, мы сможем взглянуть на все чрез духовную призму вечности, и тогда мы ясно и в полной мере сможем увидеть, каким приобретением для Царствия Небесного было терпение искушений и тягот сей жизни.

Имея в виду все это, человек с несравненной легкостью и терпением сможет переносить все скорби, встречающиеся на его жизненном пути, по апостолу: «Недостойны страсти нынешнего века к хотящей открытися в нас Славе Божией». Какой вес имеют временные скорби по сравнению с всевидящей, всевоздающей нелицеприятной благостью Божией?! Не будем забывать, что человек на этой земле лишь кратковременный странник. Никто из нас, как бы ни старался, не задержится здесь ни на минуту больше отведенного ему срока.

Еще одна причина, по которой Бог попускает такие скорби святым, – это преемственность. Подобно Главе Церкви Иисусу Христу, мученики, идущие вслед Его, претерпевают за Него различные мучения. На крови Господа Иисуса Христа и крови мучеников была основана Церковь. Христос, подобно Агнцу, взял на Себя грехи всего мира, так и святые, подражая Христу, подъемлют на себя грехи их духовных чад и упраздняют полномочия, которые имеет диавол над ними. Пастыри, достигшие духовного состояния, сами становятся жертвой благоприятной, чтобы укрепить своих духовных чад в вере.

Но может возникнуть вопрос: как благой Бог, Который всех любит, попускает, чтобы из-за одних людей страдали другие? На этот вопрос у нас, людей, нет ответа. Но я точно уверен в следующем: Господь не желает, чтобы кто-либо из людей вообще страдал, Он не желает человеку ничего плохого и злого. Как сказал святой Паисий, Бог попускает случиться злу, потому что знает, что из этого зла в конечном результате выйдет добро и духовное приобретение.

Что, собственно, собой представляет человек? Это земля, персть. Поврежденный образ Божий, постоянно удаляющийся от Него и теряющий свое лицо. И кого можно назвать блаженным в подлинном смысле этого слова? Того, кому удалось использовать короткий промежуток этой временной жизни для приобретения вечной жизни в Царствии Небесном. Того, кто понял предназначение этой жизни и провел ее праведно, никого не обижая, не притесняя, храня свою совесть перед Богом и перед людьми, а если и оступился, то раскаялся и принес плод покаяния и в таком состоянии скончался. А в конечном итоге что человек берет с собой в вечность? Только свои добрые дела как бесценное наследство, которое у него уже никто не отнимет. Ты хочешь показать Богу свои добрые дела, свое покаяние? Покаяние признается правильным тогда, когда мы с этим чувством переходим в вечность. Так будем трезвиться и молиться, чтобы смерть не застала нас не готовыми, чтобы мы не покинули этот мир, не имея с Богом никакой связи. Иначе и сама наша жизнь была напрасной. Перед лицом вечности и смерти обнажается всякая ложь.

Вполне естественно, что мы, живущие в мире, вкусим сполна и слез, и скорбей, но при всем этом да не оставляем надежду на Бога и Его Промысл о нас. Христос через апостола Павла сказал: «Не скорбите, якоже прочии не имущие упования». Конечно, совсем не скорбеть ни о чем даже святым невозможно, но да не будем уподобляться тем, кто не имеет надежды. Если у нас нет надежды на жизнь вечную в Царствии Небесном, то как мы сможем вынести трагический момент смерти? Тогда можно прийти в отчаяние и оказаться один на один перед этой ужасной катастрофой. У такого человека в час разлучения души от тела не будет никакого утешения – от осознания факта, что жизнь прошла впустую, и от недоумения, что же с ним будет после смерти. Лучше было бы ему вовсе не родиться, чем так умереть и причинить своим близким столько горя. Если бы не было Христова воскресения и вечной жизни, то наша жизнь не имела бы никакого смысла и, так сказать, «положительного противовеса».

Даже если люди Божии страдают перед смертью и плачут, они надеются на милосердие Божие, и эта надежда их укрепляет. Но и близкие, зная, что человек был благочестив и стремился к Богу, будут этим утешены. Бог любит человека, и, как сказал святой Ефрем Сирин, «не является приобретением для Бога послать кого-нибудь в ад». Если же у нас нет такой надежды, то тогда наша жизнь сплошная бессмысленная трагедия. Что мы сможем сказать самим себе в момент разлучения души от тела? Как мы выстоим в этом миг? Потому что смерть – грозный судия, она мерило всей нашей жизни. Вот почему Священное Писание говорит: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь».

Итак, приготовление к смерти для христианина имеет очень большое значение.

Некоторые задаются вопросом: «Как Бог может быть с человеком, если Он зачастую не отводит от нас конкретное зло?» Да, часто Господь по Ему только ведомым причинам не отводит от нас какое-либо скорбное обстоятельство и злоключение, однако присутствие Бога в жизни человека дает нам возможность преобразить это зло и переносить страдания с благодарением, претворяя его из острых шипов в ценные алмазы. Сердечным сокрушением и покорным перенесением скорбей мы докажем Богу наше долготерпение. Тогда будет явна очевидная польза от этого.

На пути к Богу терпеливо страдающий человек получает огромную пользу, он становится и людям полезен своим кротким перенесением скорбей, и Богу благоприятен. Когда такой христианин уйдет из сего мира и взглянет на все, что он вытерпел, через духовную призму вечности, то непременно воздаст славословие Богу. Он явно увидит, какую пользу он получил от терпения скорбей, боли и трудностей, на которые в будущей жизни даже намека не будет. В будущей жизни у праведников и покаявшихся грешников не будет ни скорби, ни боли, ни печали. Когда Бог с нами, все в нашей жизни меняется к лучшему и человек постигает причину происходящего с ним и благодарит Бога. Тогда разрешаются все его великие и малые недоумения относительно того, почему все это с ним бывало в течение жизни. Но в настоящем только лишь некоторые святые, которым Бог открывает Свою волю, могут быть извещены о том, по какой причине все это случается с нами в нашей жизни.

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист

Православие.ru

 
 
 

Назад к списку