Случается, что людям снятся умершие родственники или знакомые. Некоторые видят в этом какие-либо мистические знаки, другие задумываются о значении сна. Для православного человека не встает вопрос о том, что делать после сновидений с умершими. Церковь дает на это четкий ответ.
Человеческий сон до сих пор полностью не изучен учеными. Поэтому получить ответ на вопрос почему или к чему снятся умершие люди не так просто. Существует несколько объяснений этому явлению. Если рассматривать сон, как душевную составляющую личности, то явления умерших во сне могут быть проекцией человеческих эмоций живых людей, памятью об усопшем. Некоторые люди считают сновидения с усопшими конкретными явлениями умершей человеческой личности. Однако очень редко православие может рассматривать это как утвердительный факт. Дело в том, что человеческая душа после смерти уже не существует в нашем материальном мире. Поэтому весьма спорно личностное явление души во сне, хотя иногда и имеет место явление в ночных видениях святых, Богородицы или ангелов. Однако это уже другой вопрос. Так что же делать православному человеку, если ему снятся умершие? Церковь дает однозначный ответ на вопрос.
Все Святые Отцы в один голос говорят, что СНАМ ДОВЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ.
Мы должны быть очень внимательны к себе. Ведь вокруг нас в невидимом мире находятся тысячи духов – святых Ангелов и бесов. И последние пытаются вторгнуться в наши души, а первые хотят нас оградить. Мы же должны ни в коем случае не принимать в себя и даже не рассматривать своим внутренним умственно-сердечным зрением вражеские прилоги. Главный метод сатаны и бесов – сыграть на человеческих страстях и грехах, как на музыкальном инструменте. Диавол стремится быть кукловодом, дергающим человека за ниточки греха, чтобы его душа попала в ад. Сатана – очень древнее и умное существо. Если мы остановим на его уловках свое внимание, он будет тщательно искать способ нас поймать.
Например, диавол или бес может являться человеку в виде Ангела, святого, Христа или умершего родственника. В таких случаях нечистый искусно играет на чувствах греховного человеческого естества: гордыни, тщеславия, страха суеверия и втирается к нему в доверие, постепенно подталкивая человека к пропасти.
Сны бывают трех видов:
Сны от Бога – это сны-видения, пророчества, вразумления, которые духовно развивают человека, указывают ему верный жизненный путь, предостерегают от опасности. Яркий пример такого сна – видение святым патриархом Иаковом таинственной лестницы, прообразующей Пресвятую Богородицу (Быт. 28:10–14). Но для того чтобы видеть такие сны, нужно быть святым – то есть человеком, который очистил свое сердце постом, молитвою, благочестивым житием, смирением, исповедью, причастием Святых Тела и Крови Христовых до глубинного уровня боговидения. Мы зачастую с вами, дорогие братья и сестры, не такие большие подвижники и не достигли святости. Потому и видеть сны от Бога недостойны.
Сны от диавола условно можно разделить на три вида:
- в которых он пытается нас толкнуть на какую-либо страсть (например, блудную, осквернение во сне);
- когда стремится нас напугать, ужаснуть (его цель – вывести человека из состояния душевного равновесия);
- в которых маскируется под Бога, святых угодников, умерших родственников.
Последние сны наиболее опасные, потому что в человеке (почти каждом) глубоко укоренилось тщеславие и самолюбие («Мол, вот это да, я сподобился видеть Бога или святых»), или из-за чувства горя от утраты близкого он находится в нестабильном психологическом стоянии и также может быть подвержен атакам бесов.
Сны от естества – когда человек в различных причудливых формах переживает во сне те события, которые произошли с ним за прошедший день.
В этих снах человек также может быть подвержен нападению бесов.
Последние два вида снов мы с вами, дорогие братья и сестры, можем видеть по нашей грешной природе.
Но Святые Отцы предупреждают: ни в коем случае не обращайте на сны внимания. Встали с утра, перекрестились, утренние молитвы почитали и, все ночное забыв, пошли на работу.
Относительно умерших сродников…
Явления во сне умерших людей являются побуждением к более сильной молитве за усопших. Вполне возможно, что в этом проявляется сама потребность человеческой души живого человека. Можно рассматривать это явление как напоминание живому человеку о религиозном долге молитвы за усопших, исполненном любовью к нашим умершим близким.
Нужно для усопших делать все то, что предписывает Церковь: заказывать сорокоусты, панихиды, литии, читать молитвы, подавать милостыню.
Православная Церковь советует помолиться дома об упокоении души усопшего. Можно почитать специальный Канон об усопших, прочесть акафист за единоумершего, спеть заупокойную литию. Все эти чинопоследования можно найти в православных молитвословах. Если есть возможность, дома можно прочесть Псалтирь за усопшего.
Также необходимо заказать поминовение приснившегося умершего в храме (если последний был крещен). Следует заказать панихиду в память об умершем, поставить свечу об упокоении души последнего. Также Церковь советует заказать поминовение усопшего на литургии и проскомидии, оформить сорокоуст.
В случае, если приснившийся усопший не был крещен, то за него нельзя молиться в храме. За некрещенного можно испросить благословение священника помолиться келейно (дома) или творить милостыню: накормить бездомного и т. д. Единственное – не заставляйте людей поминать усопшего, а делайте это сами в домашних условиях, если на то есть благословение священника.
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
|