Статьи - О СМЕРТИ

ЗАЧАРОВАННЫЕ СУЕВЕРИЯМИ

(О страшилках, связанных с обрядом похорон и общения с умершими родственниками)

В первый раз с суевериями, касающимися похорон, я столкнулась в глубоком детстве. Среди тогдашних моих дворовых друзей бытовало поверие, что похоронной процессии нельзя было переходить дорогу — умрёшь. Нельзя было также смотреть на покойника из окна (по той же причине).

Второй раз мои «знания» пополнили в уже достаточно взрослом возрасте близкие, которые запретили мне оставить в доме на ночь землю, приготовленную для обряда заочного отпевания. Мотивация всё та же — к покойнику. Я активно сопротивлялась, так как была уже человеком воцерковлённым, но переломать безотчётный суеверный страх так и не смогла…

Люди боятся смерти — и с этим ничего не поделаешь

Поэтому всё, что с ней связано, во все времена окутывалось страхом. Отсюда, пожалуй, и самое большое количество предрассудков, живущих и в атеистическом, и даже в церковном сознании многих людей. По-детски наивно они стараются защитить себя от неизбежного. Эти попытки кажутся нелепыми, и даже смешными. Но смеяться почему-то не хочется. Ведь эти, как и любые другие суеверия, несут в себе непременное следствие — злость и связанную с ней жестокость, а также прямую хулу на Бога, даровавшего человеку победу над смертью, которую он, человек, никак не хочет принять…

Табу, касающихся похорон, множество. Нельзя смотреть в зеркала (для чего они тщательно завешиваются), дабы не увидеть там душу покойника (вот это вера в бессмертие души!). Причём и большинство атеистов, в принципе отвергающих существование жизни после смерти, обязательно исполняют этот обряд. Нельзя родственникам нести гроб с покойным — кто-нибудь из семьи умрёт. Нельзя садиться на табуретки, на которых стоял гроб… Эти бесконечные «нельзя» могут измотать любого, тем более погруженных в глубокую скорбь и измученных похоронными хлопотами близких почившего.

Перечень запретов столь велик, что исполнить их все просто невозможно. Стараясь выполнить эту неподъёмную задачу, несчастные люди даже не задумываются о том, что исходя из логики подобных суеверий при всём тщании все равно можно накликать несчастье. Вдруг всезнающая тетушка или бабушка забудет о чем-нибудь сказать? Или, ну совсем случайно, кто-то все-таки присядет на «смертоносную» табуретку? Тогда уж наверняка жди беды, и, причем, в самое ближайшее время.

Все суеверия похожи одно на другое

Все они, как под копирку строятся по схеме: покойник — что-то нельзя — иначе — покойник. И ответ на эти предрассудки тоже один — универсальный. Жизнью человека владеет Бог. Только Он решает, жить человеку или умереть, сегодня, или через много-много лет.

По учению Церкви, ни одна смерть не может быть случайной. Каждый из нас уходит тогда (и только тогда!), когда его призовет Господь. Таким образом, все предосторожности, все попытки «обезопасить» себя или своих близких от смерти выполнением (или не выполнением) каких-то действий являются бессмысленными. Ни гроб, ни покойник, ни та точка, с которой ты на него посмотрел, ни земля, не могут указать Богу, кого забрать, а кого оставить. Наша смерть — только в руках Божиих, и мы никак не можем повлиять на это, разве что доброй жизнью. Ведь не секрет, что алкоголики живут меньше непьющих, хотя и трезвенники не застрахованы от внезапной смерти.

Но чтобы понять эти простые вещи, надо не так уж мало

Во-первых, нужно быть человеком верующим, для которого всё в этом мире происходит по воле или попущению Божию. Во-вторых, вера твоя должна быть ещё и правильной, послушной учению Церкви, а не многочисленным всезнающим бабушкам, которые хоть и придут в храме первыми на «помощь» растерявшимся от внезапно навалившегося горя людям, но принесут при этом гораздо больше проблем, чем их решения. В таком случае неплохо руководствоваться и собственным разумом, принимая или отвергая подобные «наставления». Главное, ориентироваться на то, что ни один из элементов похоронного обряда не должен вызывать страх.

Избегайте всякого запугивания — болезнью, смертью и прочими неприятностями, пророчимыми за неисполнение какой-нибудь бытовой мелочи. Все эти суеверия никогда не были связаны с Церковью (а значит, и с постановлениями Божиими), сколько бы вас не уверяли в обратном. Никогда не путайте уважение к святыне, всегда спокойное и благоговейное, с темными языческими страшилками, оскорбляющими и унижающими само достоинство человека как чада Божьего.

Главное — не бойтесь!

Ничего не бойтесь. Любой образованный и здравомыслящий человек в Церкви (тем более священнослужитель) знает об абсурдности подобных страхов. А те, кто ещё сомневаются, просто не прилагают усилий, чтобы разобраться в этих в общем-то несложных вопросах.

С нецерковными людьми сложнее. Чаще всего зачарованные гороскопами, рассказами о духах и призраках, колдунах и ведьмах, они с лёгкостью поддаются любым внушениям, по природе своей подобным вышеприведенным лженаукам и лжеверованиям. Многих из них не убедят ни эти слова, ни чьи либо другие, ни наставления священников, какой бы высокий духовный сан они не имели. Неверие в Бога играет с этими людьми злую шутку, поэтому и они, и их близкие непременно несут ношу запретов и табу, связанную со смертью. Самое печальное, что и членам их семьи достается, так как их буквально заставляют (под страхом скандала) выполнять эти нелепые действия.

Что же делать, если вы уже разобрались и не хотите быть посмешищем темных сил (от которых эти «знания», собственно, и исходят)? Ответить однозначно сложно. Наверное, в этом случае можно поступать так же, как и в случае с постом. Надо вспомнить, что любовь — выше поста, и постараться с максимальной тактичностью отказаться от требуемых ритуалов.

Нужно понимать, что похороны — не время для «разборок»

Поэтому лучше сгладить свой отказ, или, если уж дело совсем плохо, не препятствовать другим делать то, что они хотят. Каждый из нас имеет свою меру, и все — свободу. Суеверных людей надо жалеть и молиться о том, чтобы на место этих бездумных страхов пришла настоящая вера.

Кроме различных опасений относительно болезней и даже смерти, есть ещё и множество суеверий, относящихся к общению с умершим человеком, которые происходят от неправильного или полностью отсутствующего представления о загробном мире.

В частности, в народе широко принято сопровождать мертвых различными «посылками» на тот свет. В гроб умершим кладут деньги, еду, а также всё, что на их взгляд, может пригодиться почившему родственнику. При этом никому не приходит в голову вопрос, если тело остается здесь, а уходит только душа, то зачем ей, душе, наши деньги или наша еда, могущая питать только это вот, увы, истлевающее тело.

Второй вопрос: надолго ли хватит душе этого скудного запаса? Так, рассуждая серьёзно, можно увидеть всю нелепость подобных действий.

Не выдерживает критики и попытка накормить покойника неизменным куском хлеба (и лучше с сыром и колбасой), водружённым над традиционной стопкой с горючей жидкостью. Закономерен вопрос — а что же он, усопший, ест в другое время?

Попытка задержать умершего на земле, приписать ему земные свойства есть, пить и одеваться, происходит из простого неверия в загробную жизнь, из элементарного непонимания ее законов. По смерти от человека остается только бессмертная душа, которая не подчиняется земным законом. Еда, одежда, нужна только видимому телу.

Душе же нужна только одна пища — наша молитва

А ее-то как раз мы и не питаем. «Накормив» и «напоив» почившего, мы не молимся ни о его грехах, ни о блаженной райской жизни, а значит, оставляем, её, душу, совсем одну наедине с духами злобы поднебесными. Церковь учит, что именно наши молитвы любви способны облегчить посмертную участь человека. Но молитва ведь требует труда — труда любви, веры и преодоления своего безверия. Вот и ставим мы с завидным упорством рюмку и хлеб, не жалеем десятки, положенной в гроб, чтобы нашим почившим было хорошо там, за гранью жизни. На самом же деле мы проявляем величайший эгоизм к тем, кто в нас бесконечно нуждается.

Ещё одной неправильной, с точки зрения Церкви, вещью является обычай ставить рядом с иконами фотографию умершего и тем более зажигать перед ней свечу. Так поступают только с изображениями святых, и хотя это не является каким-то особым криминалом, всё таки нарушает церковные постановления, что, конечно же, делать не нужно.

Таким образом, надо понимать, что общение с умершими может осуществляться не иначе, как через молитву. Помогать почившим мы тоже можем только через молитву. Они же к нам, как утверждает Церковь вопреки многочисленным любителям паранормальных явлений, не могут ни обратиться, ни прикоснуться, ни тем более, причинить какое-либо зло. Ведь умершие по прежнему являются нашими близкими, с которыми рано или поздно мы встретимся в будущей загробной жизни.

Что же касается посмертных явлений…

Сообщения о них то там, то сям мелькают в бульварных изданиях, и верить им просто не рекомендуется. И не только потому, что большинство из этих сообщений — откровенная ложь, призванная увеличить тираж газеты. Некоторым ведь и действительно являлись привидения. Только были это не души умерших, которые твердо содержатся в руках Божиих и без Его ведома не могут ступить ни направо, ни налево, тем более нарушить земные законы (на земле ведь душа невидима). Были это, как сейчас принято говорить, «фантомы», «ряженые» — бесы, главной целью которых во все времена — обмануть и смутить человека.

И обманывают, и смущают, причём не только бедного лжевера, но и сотни читателей через доступную прессу. Если же, по особому смотрению Божию, и явится человеку кто-нибудь из умерших (чаще всего, это святые), то об этом вряд ли расскажет бульварная газетка. Скорее, когда-нибудь напишут в чьем-то житии.

Обрядовая часть похорон и поминовения усопших «благодаря» суевериям разрастается, как снежный ком. Благодатная почва для этого — наше неверие. Потому, что в вере нет страха. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», — учит Господь. И в первую очередь, свободными от страха. От самого главного и сильного страха для человека — страха смерти, страха небытия.

Истина же с неизменным постоянством напоминает нам о том, что смерти больше нет, а есть лишь временное успение, конец которому положит Сам Господь на Страшном Своём и нелицеприятном суде.

Екатерина Громовая
Источник: Православие в Украине

 

 
 
 

Назад к списку