Статьи - ВЕРА И НЕВЕРИЕ

О ВЕРЕ И ВРЕМЕНИ

Из писем и бесед

Что есть вера в нашей жизни? Для чего нужна нам Церковь? Что дает нам она и почему без неё не получается настоящего общения с Богом?

Ах, как хорошо было бы, если бы существовал простой и для всех понятный ответ на этот вопрос. Но нет, только христиане уже два тысячелетия пытаются дать такой ответ, а он встаёт снова и снова, и опять люди его задают, кто-то верит, кто-то спорит, кто-то старательно от него уходит. Мы разучились верить, мы не умеем учиться на опыте других людей и на их ошибках, наше «Я» всё стремится исследовать самостоятельно. А, может быть, дело в другом – в многообразии ответов на простые вопросы, и мы не знаем, что принять на веру. И кто-то постоянно подсказывает нашему «Я»: «Ты САМ, что тебе замшелые авторитеты, своим умом ты поймешь всё лучше и вернее, чем отсталые предки; ничего не принимай на веру…» И не принимаем, и набиваем шишки на ровном месте, все в синяках ходим и смотрим, смотрим не туда. И все же… Люди опять и опять спрашивают: как пришел в Церковь? Что там делать? Вообще – что теперь, после этого, что дальше? Отвечаем - да ничего необычного, сверхъестественного, дальше просто жизнь. И со стороны даже не всегда видно, что она уже другая…

Хорошо, когда это происходит в детстве, и для ребенка вера становится естественной частью жизни. Во взрослые, зрелые годы это всегда трудно. Я крестился в 1991 году, после путча в Москве, когда понял, что главный выбор – не между правыми и левыми, красными и белыми, а между Светом и тьмой, остальное – вторично; зло - это уже следствие неверного выбора. Крестился в одном «сеансе» с дочкой. Но и после этого ещё долго скитался в поисках истины по многообразным духовным учениям, пока, наконец, не дорос до веры наших великих предков – Православия. Конечно, дорос – сильно сказано, скорее, едва дотянулся, чуть-чуть прикоснулся. Начал ходить в церковь, сначала понемножку, на минутку, свечку поставить, потом в будни на вечернюю, когда мало народа… Как долго и трудно добирался до исповеди и причастия! Как тяжело было в первый раз! И сейчас дрожь пробирает, когда вспомню… Помогло то, что понимал – назад никак нельзя. Почему нельзя, тогда еще толком не знал, просто чувствовал. Сейчас, конечно, легче, но это как прыжки с парашютом – в сотый раз легче, чем впервые, но не в сто раз. Советы со стороны здесь мало помогут, через это каждый должен пройти сам, своим путём и всё же…

Две вещи здесь нужно иметь в виду. Первое: не стоит переоценивать личность священника, обожествлять его; он такой же человек, как все. Настоящий духовный отец – очень редкий дар, мало кому удается такого встретить. Потому не обязательно с ним непременно «общаться». Бывать на службах, исповедоваться и причащаться надо не взирая на лица; в храме священник – лишь служитель, посредник и свидетель. Он человек – но человек, наделённый самим Богом очень большой духовной властью. Разговаривая с ним - нужно обращаться к Богу и Его слушать, и тогда ни один вопрос не останется без ответа, ни одна проблема нерешенной, ни одна слеза неотертой. Это вопрос нашей веры – и по вере нашей нам будет дано. Нужно лишь терпение и внимание; к тому, кто делает шаг – Бог делает навстречу десять.

И второе. Может показаться странным, неправдоподобным, но те наши грехи, недостатки, которые нам кажутся самыми тяжкими, постыдными, которые сильнее всего не пускают нас на исповедь (а ведь там ничего нельзя сознательно утаить!), обычно являются самыми распространенными… Мы ничего нового, необычного не скажем священнику, и, исповедав этот грех, не обидим и не разгневаем Бога. Он и так всё знает! Бога огорчает, когда мы совершаем дурные дела; когда мы сожалеем о них с покаянием – это Его радует, и Он не оставляет без награды искренний духовный порыв. Нельзя сомневаться - без этого просто невозможно преодолеть серьезный порок, даже если он нас самих очень тяготит, и мы осознаем его греховность и вредность; но исповедь, принесенная всерьез, по правде, освобождает от самой сильной и тёмной страсти, освобождает и от вины и кары. Почему так – не знаю, это тайна и настоящее чудо. Это творит Бог – Он может всё, не может только исправить нас без нашего желания, ибо даровал нам свободу воли и выбора – дар бесценный и беспримерно тяжкий. Через это тяжело идти – но как легко на сердце после разрешительной молитвы!

Спрашивают, какой избрать путь, светский или церковный? Не следует ставить так вопрос. Не нужно противопоставлять Церковь миру, нашей повседневной жизни. Сколько трагедий произошло из-за этой ошибки! Вера не есть альтернатива светской жизни, она дана человеку не для того, чтобы оторвать его от работы, семьи, общества, радости. Она указывает смысл жизни, путь и, главное, – цель. А Церковь – это организация, созданная самим Богом, которая хранит истину об этом, донесла её до нас через века и тысячелетия и помогает человеку на этом пути к настоящей цели. И не важно, кем в жизни является человек – дворником, офицером или монахом; любое, абсолютно любое дело можно и должно делать с ощущением Божьего присутствия и участия; и тогда Он непременно будет в этом деле помогать и освящать его (конечно, говорим не о злодействе). В добром начинании укрепит и даст силы и талант, отведёт от неверного шага, исправит ошибку… Разве для того, чтобы ходить в магазин, непременно нужно стать продавцом? или чтобы делать зарядку, надо сделаться тренером? Конечно, чтобы жить духовной жизнью, не обязательно быть священником. Просто человек – существо двойной природы, телесной и духовной; вера и религия дают пищу и развитие его второй, более важной, вечной составляющей, иначе перекос в сторону телесности делает нас просто комком стареющей плоти.

И вот ещё что нужно знать. Если мы осознали необходимость веры и хотя бы начали движение к Богу, мы, говоря техническим языком, переключаем источники энергии. Помним формулу крещения? «Отрицаюсь тебе, сатано… сочетаюсь тебе, Христе…». Это не просто образ, это абсолютная реальность. Причем отключение от сил дольнего мира происходит сразу. А вот Божественные энергии человеку даются только в молитве, церковных службах, и, главным образом, в церковных таинствах – исповеди, причастии, соборовании. Это очень важно! Часто людей крестившихся, пытающихся приступить к духовной жизни вдруг начинают одолевать какие-то болезни, слабость, неудачи, напасти. Неправда, будто это из-за того, что человек обратился к Богу. Это оттого, что он ещё плохо обратился к Богу. Ушел из дурной столовки, где хоть как-то, но кормили, а до хорошей так и не добрался.

И еще: начав движение вперед, нельзя остановиться. Это как птица в полете: если остановится – упадет, а это хуже, чем вовсе не взлетать. Мы или поднимаемся вверх, или скатимся ещё ниже, чем были прежде, и последнее будет хуже первого. Иногда это пугает, нам кажется, что так от многого нужно отказаться, так много тягот на себя взвалить! Это химера; Господь требует от человека совсем немного, оставляя ему при этом широчайшую свободу. За малые ограничения и труды, суть и смысл которых в том, чтобы просто уберечь Дух от порабощения материальными обстоятельствами, Бог даёт великие блага, которые не купить ни за какие деньги – радость и душевный покой, веру и надежду на добрую Вечность. К сему приложит и достаток, если не вредно – и богатство; и любая мечта может свершиться. Просто надо быть с Ним! Когда зовёт к себе – не отворачивайся; не захочешь быть с Богом – непременно окажешься с бесами, и кто остановит их разгул?

Что посоветовать в начале? Обычно говорят, что нужно читать Библию, Священное Писание, святых отцов. Конечно, надо, это основа. Но это – «твердая пища», не стоит ей злоупотреблять, к ней нужна привычка, навык, иначе будет просто профанация. На неё нужно настроиться, спешить тут не стоит. Хорошо бы почитать современных православных церковных авторов, обращающихся к таким же, как мы, современным людям. Среди них есть люди с очень светлой, живой верой. Их труды просто уничтожают прививавшийся нам страх перед церковной догматикой, снимают нашу настороженность и недоверие по отношению к высокой философии христианства. Но и это тоже – серьезное чтение, не для трамвая или обеденного перерыва (хотя, бывает, попадется что-то, очень созвучное потребности души, тогда забываешь, где ты и кто ты). И обязательно стоит почитать современную православную художественную литературу, у нас её можно купить в основном в церковных книжных магазинах (и вообще лучше покупать там, под православие иногда работают авторы, никакого отношения к нему не имеющие). Эти книги читаются легко, они понятны и в то же время пронзительны. И очень светлы, после них хочется жить и делать добро. Они создают ясный и добрый фон жизни и расставляют по местам часто запутанные понятия.

Но только ли специальная православная литература говорит о Боге? Конечно же, нет; многое зависит просто от нашего умения и желания обнаружить Его следы в сюжетных дебрях. «Поющие в терновнике»… Кто не любит эту книгу? Конечно, она не учит церковности и вере; но в ней есть Любовь, которая, по христианскому учению, выше Закона. И Бог, хоть и не явно, играет там одну из главных ролей. Но поверят ли мне, если я скажу, что вся мушкетерская трилогия Дюма просто пронизана чувством Божьего участия? И тем не менее, это так, я в этом глубоко убежден; не в двенадцать лет, когда впервые прочитал и видел только дуэли и приключения, но сейчас – да. Дух Божий дышит где хочет, просто дело в способности его различить…

Геннадий Дорофеев

Источник: Глинские чтения

 
 
 

Назад к списку