Как соотносятся духовное и душевное здоровье? Можно ли быть душевно больным и духовно здоровым? И, напротив: будучи духовно больным, сохранять психическое здоровье? Вопросы эти не новы. Впрочем, обо всем по порядку.
Духовное и душевное в человеке значительно разнятся. Как пишет святитель Феофан Затворник: "Душевность же в человеке, не приявшем благодать или потерявшем ее, как облако, какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними... Преобладание души, ровно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу." Укажу еще на то, что бывший некогда популярным в советской медицине лозунг "В здоровом теле - здоровый дух" с нравственных позиций совершенно неверен.
Крепкое тело (как и высокая эрудиция) отнюдь не является предпосылкой духовной зрелости. Можно ли назвать духовно здоровым какого-нибудь доктора наук, который ни разу в жизни не открыл святое Евангелие, хотя по роду своей деятельности переворошил не одну сотню книг? Думается, что нет. И, к великому сожалению, ситуации подобные этой не редкость.
Но бывает и наоборот. У глубоко верующего человека развивается душевный недуг. И человек живет, молится, ходит в храм, но обнаруживает некоторую психическую несостоятельность. Какой же может быть ответ на эти вопросы? Выскажу свое мнение. Насколько спасительна может оказаться душевная болезнь для православного человека, настолько губительны духовная пустота и нравственное растление у здравомыслящего. Судьбы Божий раскрываются в вечности. Там нам уготованы Суд и воздаяние за наши дела.
***
Психическая болезнь - тяжелый крест. До конца познать тайну ее возникновения и духовный смысл не удастся. Как нам до конца не понять и души человеческой, ибо она - образ Творца. Поэтому и нет универсальной причины, объясняющей возникновение психических расстройств. Необходимо сказать, что психические болезни - лишь частный случай повреждения человеческой природы.
Со времен наших прародителей она повреждена грехом. Посему человек, страдающий психическим заболеванием, не лучший и не худший среди нас. Он несет свой крест. Нам же психиатрам, посвятившим себя душевнопопечительскому служению, надлежит почаще вспоминать слова святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорил: "И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви".
Еще несколько слов о психиатрах. Труд этот нелегок. Государство предоставляет этой категории медицинских работников ряд социальных льгот (оплата за вредность, дополнительные дни к отпуску). С горечью пишу о том, что о духовности в психиатрии (как и повсюду в современной медицине) почти ничего не говорится. Духовных требований к врачам психиатрам также нет. Отсюда и результат. Причем, отрицательно он сказывается и на лечащихся, и на лечащих. К примеру, по опубликованным данным, среди психиатров в несколько раз чаще, чем среди врачей иных специальностей, встречаются депрессивные состояния. Приходится констатировать и очень печальные факты: случаи суицидального поведения и завершенные суицидальные попытки среди психиатров, к сожалению, не единичны. Выход из этой ситуации один единственный для всех и каждого - обращение ко Христу, воцерковление, устроение своей жизни по заповедям Божиим.
Д. А. Авдеев - врач-психиатр, психотерапевт, канд. мед. наук
"Духовная сущность психических расстройств."
|