Статьи - Духовная жизнь

ОБОЖЕНИЕ, КАК СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Обзорная статья по труду архимандрита Георгия, игумена обители святого Георгия на горе Афон.

Для чего мы живём на земле? К сожалению, даже церковные люди не всегда могут ответить на этот вопрос. Отвечают в лучшем случае так: чтобы избавиться от грехов, стать лучше, попасть в рай после смерти и т.д.

Но нет! Оказывается не в этом смысл нашей жизни. Наша земная жизнь должна быть гораздо серьёзнее и глубже. Обо́жение – вот наша цель. Что это значит?

Это значит, что человек может стать богом по Благодати. Человек – единственная тварь из всего творения, которая способна сделаться богом. Казалось бы, подобная мысль дерзка. «И однако, ни Священное Писание, ни Отцы Церкви не скрывают от нас этой цели», - наставляет нас архимандрит Георгий, игумен обители святого Георгия на горе Афон. Бог нигде не говорит, что мы должны, живя на земле, просто стать немножко лучше, перебороть отдельные свои соблазны. Если человек осознаёт цель: стать богом по Благодати – как не просто реальную, но и обязательную для себя, тогда, устремлённый к этому идеалу, он сможет правильно разрешить и все остальные житейские вопросы: как устроить государство, как воспитывать детей, какие взаимоотношения должны быть в семье, с друзьями и т.д. Если бы Бог не воплотился – человек бы не смог обо́житься. Именно в этом Великий Смысл Богочеловеческого воплощения. «Отцы Церкви говорят, что Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом.»

В этом главном вопросе великая разница между философскими течениями и Верой, ибо ни одно философское учение не поднимает так высоко человека. Если бы в течении нашей жизни на земле мы должны были бы только усовершенствоваться, то не было бы нужды Спасителю приходить в мир. Не нужны были бы Крест, Голгофа, Крестные муки, Смерть и Воскресение. Стать немножко лучше и преодолеть за свою жизнь, ну, например, грех объядения – это всё не требует такой Великой Жертвы. Великая Жертва не уравновешивается простым самоусовершенствованием человека.

Адам и Ева хотели стать богами не по Благодати Божией, а полагаясь на свои силы, волю, познания. Они сочли себя самодостаточными и отделились от Бога. И вместо обо́жения обрели смерть. Ведь Бог есть жизнь. Отвергающий Бога есть отвергающий жизнь. Отсюда – не только смерть тела, но и смерть духовная, а именно: духовное бездействие. Это один из самых горьких плодов человеческой самости, от которого мы страдаем, живя земной жизнью. Как много людей ушли к плотской, животной, а то и демонической жизни! В падении человек потерял те свойства, которые необходимы, чтобы идти к обо́жению.

Слово Божие, воплотившееся на земле, дало новую закваску человеку, взамен старой. Обе природы Богочеловека Христа – Божеская и человеческая – совершенны. И соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Соединены в одном Лице Бога-Слова Христа. Теперь природа человека через Личность Христа навсегда соединена с Богом: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» — такова формулировка Четвёртого Халкидонского Вселенского Собора. Теперь мы, люди, грешные люди, можем вернуться к Богу, если хотим. «Мы можем вернуться в единение с Ним, стать богами по Благодати». Ведь Христос – вечно Богочеловек. Он – Новый Адам, исправляющий ошибку ветхого. Первый Адам преслушанием отделил себя и нас от Бога, Новый Адам возвращает нас к Богу послушанием Отцу «до смерти крестной». Он исправляет наше свободное произволение.

Но исправление ошибки ветхого Адама требует исправления ошибки и ветхой Евы. Новая Ева – Богородица. Она – первая из человеческого рода, достигшая обо́жения. Бог сотворил человека свободным. Если бы матерь Божия через послушание Богу не ответила «Да» — воплощение Христа было бы невозможным. Бог не подвергает насилию Своё творение. Бог не попирает Свои же Дары. И Дар свободы, данный человеку, Он не отнимал. Богородица возставлена учителями богословия, Григорием Паламой на место, следующее сразу за Пресвятой Троицей. Она стала границей между тварным и нетварным миром. Воплощение Слова и обо́жение человека – «живая повседневная реальность нашей Церкви». Наши святые – это вслед за Богородицей обо́женые мужи и жены, это плод Божия Воплощения. Иконы святых в храме – и не для красоты, и даже не только для того, чтобы мы, грешные, молились и плакали перед ними и молили о помощи. Иконы в православном храме – это знак для нас: чтобы мы видели смысл жизни на земле и реальный плод Веры – обо́жение человека.

Мы «соединяемся не с Божественной сущностью, а с Христовым обо́женым человеческим естеством». Но это не просто союз на каком-то нравственном уровне. Христос приемлет нас, христиан, в Своё Собственное Тело, несмотря на наши недостоинство и греховность. «Он делает нас частями Самого Себя». Христиане, в зависимости от своего личного духовного состояния, могут быть живыми либо мёртвыми членами Тела Христова. Однако, любой крестившийся – уже навсегда часть Христова Тела. Но без исповеди и причастия, без духовной жизни – он, пока, мёртвый член Тела. Но может стать в любой момент живым! Некрещёный же человек не является сотелесным Христу. Церковные таинства делают нас той же плоти и той же крови, что и Христос.

Отсюда вывод… Церковь не есть культурное, общественное учреждение. Это место единения с Богом, место обо́жения человека. Человек больше нигде не станет богом по Благодати, ни в каком месте в мире – ни в самой доброй школе, ни в самом лучшем университете, ни в каком самом красивом и самом добром месте в мире. Ничто на свете не может предложить человеку то, что даёт Церковь.

Наша человеческая немощь проявляется даже и в Церкви. Ведь мы пока не боги, а только идём по пути обо́жения. Кто успешно, кто нет. Иногда, даже в храме, причащаясь Христовых Таин или крестя ребёнка, мы не понимаем до конца, для чего мы это делаем, какова конечная цель наших действий. Мы можем отвлекаться на личность священника, спорить, грешен ли батюшка сам и стоит ли к нему идти… Не ведая о том, что идём мы не к священнику в гости. Мы идём туда, где помимо священника, дьякона, прихожан – Сам Бог. Мы часто говорим: «Можно и дома помолиться». Да, помолиться можно и дома – кто спорит? И любой христианин обязан молиться дома тоже. Но обо́житься и соединиться с Богом, стать богом по Благодати – дома невозможно. Дома нет Пречистого Тела и бесценной Крови Христовой.

Божия Благодать нетварна. Бог не только сущность, но и Энергии. Будь Он только Сущность – соединиться с Ним было бы невозможно. «Своими нетварными энергиями Бог сотворил мир и продолжает творить его». Смысл Творения всего мира, желанная цель, наша радость и наше счастье – в возможности единения со Святым Богом. Образ стремится к Первообразу и упокоивается только тогда, когда найдёт Его, упокоится в Нём. «Не то делает человека христианином, чтобы только правильно рассуждать о Боге, а то, чтобы … приближаться к Нему», чтобы самому стать богом.

Православный журнал "Уроки Веры"

 
 
 

Назад к списку