Псково-Печерский монастырь — единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня 60 монахов, из них две трети — участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа — узнает мировая общественность».
Архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975)
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу — сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.
После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь — сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма — 15 августа 1473 года — считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Сегодня мощи основателей монастыря — прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.
В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя, необходимо взять разрешение в братском корпусе у дежурного монаха. Возможно, вам пойдут навстречу и присоединят к запланированной экскурсии или даже организуют новую (группа не должна превышать 30 человек). Но если вы едете на один день, то необходимо заказать экскурсию заранее по факсу 8 (81148) 22-145, в котором указать конкретный день и количество паломников. Заявки по факсу принимаются ежедневно с 8.00 до 23.00.
По средам и пятницам доступ в пещеры закрыт. Это связано с изменением микроклимата пещер из-за многочисленных посещений. Веками там держалась температура +5 градусов. Теперь воздух иногда прогревается до +11 — такое потепление угрожает сводам пещер. Чтобы сохранить естественную температуру, и введены профилактические дни.
Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный — клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть — простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.
Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то — за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I. Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним.
Среди особо почитаемых старцев обители — недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 — в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что похороны старца совпадут с Крещением. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», — ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного.
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев — исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним — желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна — вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.
Главные святыни монастыря — икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню — икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы — стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители — икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября — в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.
Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
В 7 утра — ранняя Литургия в Успенском соборе. Поздняя Литургия в монастыре начинается в 10 часов. В субботу, воскресенье и понедельник она совершается в Михайловском храме, во вторник — в Корнилиевском, в среду — в Успенском (единственный день, когда ранняя служится в Сретенском), в четверг — в Никольском, в пятницу — в Покровском (а в холодное время — в Сретенском). Во время Литургии во всех храмах идет исповедь, поэтому, даже приезжая сюда на один день, вы можете причаститься. Также с 10 до 18 часов ежедневно открыт Сретенский храм, в эти часы там всегда дежурит священник, которому можно задать свои вопросы.
Как доехать:
От Пскова до города Печоры, где расположен монастырь, 50 км. Ежедневный поезд из Москвы приходит в Псков в 7.30 (есть и другие, но не ежедневные). Пассажиров тут же атакуют таксисты. Такса до Печор от 800 до 1000 рублей. Более дешевый вариант — рейсовый автобус, который останавливается рядом с вокзалом. Интервал между рейсами час-полтора, цена билета — 95 рублей, время в дороге — час. Для пассажиров ежедневного поезда первый рейс в 8.10.
Где жить и питаться?
Для паломников есть бесплатные трапезные, где кормят завтраком после ранней Литургии и обедом после поздней. При монастыре открыта паломническая гостиница, но, чтобы там поселиться, нужно письменное благословение священника из прихода по месту жительства на паломничество. В межсезонье свободные места есть, летом — «аншлаг». Еще есть Дом милосердия в пяти минутах ходьбы от монастыря, в Печорах (ул. Рижская). Но поселят туда только тех, кто готов потрудиться в монастыре. Трудники нужны в поле, на кухне, в прачечной, в храме. Но на послушание берут только тех, у кого в порядке документы: монастырь находится в полутора километрах от границы с Эстонией и не принимает людей без документов, тем более недавно освободившихся из мест заключения.
И в монастырской гостинице, и в Доме милосердия проживание бесплатное. Недавно в Печорах открылась частная гостиница на Кузнечной улице. Проживание в комнате на 4-5 мест — 350 рублей в сутки. Если хотите жить один — 700 рублей, с семьей — 1000. Бронирование мест по телефону 8-963-335-27-30.
В городской гостинице «Планета» самый дешевый одноместный номер стоит 800 рублей в сутки, самый дешевый двухместный — 1600. Мест всего 60, поэтому летом и в большие праздники номера бронируют заранее. Телефон гостиницы: 8 (81148) 2-10-61.
Частный сектор в Печорах не развит. Раньше, говорят, были местные бабушки, пускавшие паломников за символическую плату, а иногда и бесплатно, но сегодня их почти не осталось.
На праздник Успения Пресвятой Богородицы паломников пускают переночевать в Сретенский храм. Кто готов провести ночь в таких условиях, пусть возьмет спальник.
Леонид ВИНОГРАДОВ