Статьи - Духовная жизнь

Свт. Григорий Нисский об удовольствиях.

Свт. Григорий Нисский Святитель Григорий Нисский (†394) — святой, богослов, философ, экзегет, один из трех великих Учителей Церкви. Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Он был одним из активнейших учаcтников II Вселенского Собора. На одном из первых заседаний он произнес слово о божестве Св. Духа.

Его трактат «Об устроении человека», состоящий из 30 глав, был написан после смерти свт. Василия Великого как своего рода «пасхальный дар» брату. Во вступительном письме он отмечает, что поскольку в «Шестодневе» свт. Василия Великого недоставало «умозрения о человеке», он решился восполнить этот недостаток и изложить православное учение о человеке во всей полноте: о его первоначальном, нынешнем и будущем состоянии.

Вот некоторые темы, которые святитель Григорий Нисский, затрагивает в своем трактате:
- Почему человек последний в творении (глава I),
- О том, что человек есть подобие Божией царственной власти (глава V),
- Почему ум действует посредством чувств (глава X),
- Исследование о сне, зевоте и сновидениях (глава XIII),
- Что есть душа, и что под ней подразумевается (глава XV),
- Что такое Образ Божий и Первообраз (глава XVI),
- Какова жизнь в Раю и что такое запрещенное древо (глава XX),
- О том, что воскресение не есть что-либо невероятное (глава XVI).

Ссылки по теме:
Св. Григорий Нисский. ОБ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Поскольку оказалось, что никто не может приблизиться к божественной чистоте, не сделавшись прежде сам чистым; то нам необходимо оградить себя от удовольствий некоторой великой и крепкой стеной, чтобы чистота сердца никак не могла оскверниться чрез приближение к ним.

Крепкая же стена есть совершенное удаление от всего, в чем заключается страсть: ибо удовольствие по роду своему, будучи одним, по словам мудрых, как вода, какая из одного потока разливающаяся на разные ручьи, входит чрез каждое чувство в душу людей, преданных удовольствиям.

Итак, побежденный удовольствием, проникшим в него чрез одно какое-либо чувство, от него терпит поражение в самом сердце; как и слово Божие учит, что восприявший вожделение чувством зрения получил язву в сердце (Мф.5:28). Думаю, что Господь, говоря здесь об одном чувстве, разумел все, так что последуя сказанному, правильно может присовокупить: кто услышал с вожделением, кто коснулся, и кто всю свою силу подчинил служению удовольствию, тот согрешил сердцем.

Итак, чтобы сего с нами не случилось, мы должны пользоваться тем мудрым правилом в своей жизни, чтоб не прилепляться душой своею ни к чему, в чем заключается какая-либо приманка удовольствия; преимущественно же и более всего блюстись от удовольствия вкуса, потому что оно, по-видимому, упорнее других и есть как бы матерь запрещенного; ибо удовольствия, происходящие от пищи и пития, производя неумеренность в употреблении еды, по необходимости причиняют в теле множество неизбежных зол, порождают в людях много болезней.

Итак, чтобы тело всегда пребывало в полном спокойствии и не возмущалось никакой происходящей от пресыщения страстью, мы должны вести строжайший образ жизни и определять меру и предел наслаждения не удовольствием, но нуждою чего-либо.

Хотя потребность и удовольствие часто соединяются между собой (потому что голод обыкновенно, все делает приятным, услаждая сильным желанием пищи все, что ни случится употреблять в пищу); но мы не должны ни отказываться от удовлетворения необходимости по причине следующего за ним удовольствия, ни преимущественно гоняться за удовольствием: но избирая из всего полезное, должны презирать то, что тешит чувства.

… Совершеннейшая цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не изнурение тела, но удобнейшее служение душевным потребностям.


Назад к списку