Святой Иосиф Обручник – супруг Девы Марии, земной отец и воспитатель Иисуса Христа; прозван Обручником потому, что был, согласно христианским догматам, лишь обручен с Девой Марией и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность.
Он по прямой линии происходил из рода Давида-царя, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. 80-летним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.
Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н.э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).
Давид — одна из величайших личностей библейской истории. Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида — Иерусалим — будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога (см. Пс. 89:4–5, Пс. 89:29–30, Пс. 89:34–38; Пс. 132:13–14, Пс. 132:17). Согласно преданию, из рода Давида (по мужской линии) должен был выйти Мессия, что и осуществилось, согласно Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида.Согласно Евангелию от Матфея Иосиф и Мария обручились, но когда наступил момент начала их совместной супружеской жизни, Иосиф обнаружил, что его жена уже беременна: "…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого" (Мф. 1:18). Однако Иосиф не знал, что это "от Духа Святого" и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он решил не предавать это огласке, чтобы не причинять страданий Марии, и "хотел тайно отпустить Ее" (Мф. 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Ангел Господень (Архангел Гавриил) и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии:
"Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:20-21).
Сон Иосифа
Иосиф поступает в соответствии со словами ангела, смиряет себя, хранит девственность Марии и сам нарекает ее сына так, как было ему открыто: "И не знал ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус" (Мф. 1:25).
Святой Иосиф с младенцем Иисусом (Гвидо Рени, ок. 1635 года)
После рождения Иисуса Иосиф еще дважды получает особые Откровения. Во второй раз ангел, явившийся ему во сне, предупреждает об угрозе для жизни Младенца со стороны царя Ирода и повелевает бежать в Египет (Мф. 2:13-14). Иосиф выполняет это повеление и остается в Египте с Марией и Иисусом до смерти Ирода. А затем и в Египте ангел сообщает о том, что опасность миновала и можно возвратиться на родину: "…встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца" (Мф. 2:20). Придя в Землю Израилеву, Иосиф узнает, что вместо Ирода царствует его сын Архелай, и из предосторожности удаляется со Святым Семейством в Галилею, поселившись в Назарете (Мф. 2:23). В последний раз в евангельском тексте Иосиф появляется в рассказе о паломничестве Святого Семейства на Пасху иудейскую в Иерусалим, когда Иисусу уже исполнилось 12 лет и когда на обратном пути Его потеряли родители.
Иосифу Обручнику посвящен апокриф "История об Иосифе Плотнике", возникший в Египте на рубеже III-IV вв. В нем повествуется о том, как Иосиф совершил паломничество в Иерусалим, чтобы испросить помощи самого архангела Михаила в час своей смерти. При этом Христос пообещал отцу своему земному, что его тело не истлеет до "тысячелетней трапезы", т. е. пришествия Иисуса через тысячу лет и установления на земле Царства Небесного. Согласно апокрифу, Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.
Смерть Иосифа
Исследователи предполагают, что святой Иосиф скончался до начала общественного служения Иисуса Христа. По преданию, тело праведного Иосифа погребено в Гефсиманской пещере, где уже покоились к тому времени родители Пресвятой Богородицы.
|