В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона (†ок. 306; память 17 февраля). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону, после чего освящают праздничную кутью.
Согласно житию, Фео́дор, по прозвищу Ти́рон, т.е. новобранец, был воином мармаритского полка в городе Амасии (Понт, Малая Азия - территория современной Турции).
Тогда у власти был император Максимиан, яростный язычник. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал, как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Ведь армия была опорой императорской власти. Жертвоприношение считалось не столько религиозным действом, сколько доказательством верности правителю. За отказ от поклонения идолам любой человек обрекался на казнь.
Когда военачальник по имени Вринк стал требовать от своих воинов принести жертву римским богам, Феодор решительно отказался. Это было равносильно подписанию собственного смертного приговора. Но военачальник, надеясь на вразумление своего подчиненного, дал ему несколько дней на размышление.
Эти дни Феодор усердно молился и по истечении срока вновь твердо заявил об отказе поклониться языческим богам. После этого его обвинили в сожжении языческого храма Кибелы (в то время в Римской империи был очень популярен культ «великой матери богов» богини Кибелы) и бросили в темницу, где он был обречён на голодную смерть.
Через несколько дней стражники, отворив темницу, были удивлены, что юноша был ещё жив и продолжал исповедовать веру в Христа. Более того, узник рассказывал, что во время молитвы ему явился сам Сын Божий и укреплял его.
Тогда Феодора привели на суд к градоначальнику Публию, который вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа Феодора подвергли пытке - строгали его тело железными зубцами, но святой продолжал исповедовать Христа.
В итоге юноша, как злостный мятежник, был приговорен к сожжению на костре. Феодор сам взошел на костер, и с молитвой предал душу Богу, которому остался верен.
По преданию, его останки, не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Позднее его мощи были перенесены в Царьград (Константинополь), в храм, освященный во имя его, а глава - сначала в Бриндизи, а затем в Гаэту (Италия).
Спустя почти 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 - 363), желая надругаться над христианами (согласно Деян. 15:29, христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови»), приказал градоначальнику Константинополя в 1-ю седмицу Великого поста тайно окропить всю еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью.
В ту же ночь во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу вареную пшеницу с медом - коливо (кутью).
В память об этом Православная Церковь установила празднование в честь святого великомученика Феодора Тирона, совершаемое в 1-ю субботу Великого поста. В навечерие субботы (в пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен Иоанном Дамаскином) и происходит благословение колива и раздача его верующим.
Фео́дор Ти́рон почитается в лике великомучеников в Православной и Католической церквях. Память в Православной церкви совершается 17 февраля (1 марта) в високосный год, 17 февраля (2 марта) в невисокосные годы, и в 1-ю субботу Великого поста.
В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта (дату 362 год, приводит протоиерей Г. Дебольский), а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти.
Явление мученика Феодора при Юлиане Отступнике, несомненно, способствовало распространению его почитания. Память Феодора Тирона — хронологически первая триодная память святого, и она открывала первое воскресение Великого Поста.
Триодное поминовение мученика Феодора Тирона знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX веке (с 843 года) в первое великопостное воскресение стали отмечать победу Православия над иконоборчеством, а память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась — это Торжество Православия.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва святому великомученику Феодору Тирону
О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь великомученика Феодора Тирона, глас 2
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак великомученика Феодора Тирона, глас 8
Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче, и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.
|