Статьи - СТАРЦЫ И ПРАВЕДНИКИ

«Человечество спасется только покаянием»
Беседа с афонским старцем Гавриилом

Старец Гавриил – один из самых известных современных афонских старцев. Вот уже много лет он подвизается в келье Святого Христодула близ столицы Афона – города Кареи. Количество паломников, которые стремятся увидеть старца, не поддаётся исчислению. Сотни людей приезжают к нему в келью и тысячи приходят к нему за благословением, когда он выезжает за пределы Афона. Когда с ним беседуешь, то вопреки ожиданиям поражаешься его начитаности в древних текстах. Философский колорит его поучений собирает много молодых людей, ищущих чего-то необычного. Его примеры из Ксенофонта, Платона, стоиков совершенно неожиданно раскрывают глубину христианской добродетели. 

Афонский старец Гавриил (Карейский)

– Геронда, мы видим, как повсеместно рушатся те устои, которые в течение тысячелетий казались незыблемыми. Более всего беспокоит падение ценности семьи. Как воспитать детей настоящими христианами в этих условиях?

– Родителям нужно ограниченно давать советы своим детям: все время советовать – это большая педагогическая ошибка. Дети не имеют нужды в советах, они нуждаются в добрых примерах, чтобы им подражать. У детей уши закрыты к советам и глаза направлены на родителей: они наблюдают за их добрыми действиями. Тот, кто дает добрый совет, строит одной рукой. Тот, кто дает добрый совет и подает добрый пример, строит двумя руками. Тот, кто дает добрый совет и худой пример, – одной рукой строит, а другой разрушает свой дом.

Родителям нужно ограниченно давать советы своим детям: все время советовать – это большая педагогическая ошибка. Дети не имеют нужды в советах, они нуждаются в добрых примерах, чтобы им подражать.

Если я своим добрым примером стараюсь исправить брата, то и его исправляю, и самому себе помогаю. Если я стараюсь исправить брата без доброго примера, одним лишь словом, то только напрасно тружусь. Вокруг нас распространяется духовная атмосфера, которая не различима на слух, но видна глазами.

Один священник обратился к учителям разных ступеней школы перед началом учебного года с таким посланием: «Дорогие преподаватели, говорю вам: самое дорогое, что мы имеем, – это наши дети. Конечно, вы и сами это знаете, и простите, что я вам вновь об этом напоминаю. Наших детей мы учим не тому, чему хотим, и не тому, что знаем, а тому, чем мы сами являемся. Если наши дети нас застанут говорящими ложь, если они будут видеть, что мы не ходим в храм в воскресенье, а спим, оставаясь дома, если на их глазах мы будем ругаться с их матерью, если они будут видеть и другие неподобающие наши дела, то, безусловно, мы низко упадем в их глазах, и мы не добьемся никакого результата, а когда они станут самостоятельными, то будут нами пренебрегать». Один молодой человек мне рассказывал о том, как в их дом, когда он был еще ребенком, раз пришел нуждающийся и попросил милостыню. «Мой отец подал ему милостыню, и в моих глазах мой отец поднялся очень высоко», – говорил он.

Родители, которые ходят в храм, постятся, молятся, изучают Священное Писание и упражняются в добродетели и любви к ближнему, тем самым подают своим детям добрый пример. И у них есть надежда, что их дети не попадут в ловушку к диаволу.

– Как не впасть в уныние, видя, что разрушаются государства, что насаждается разврат?

– Нам необходимо изучать Священное Писание, чтобы укрепились наша вера и наша надежда. На всей планете нет такого супермаркета, чтобы приобрести килограмм веры, килограмм надежды и любви и других добродетелей. Да мы и не сможем их купить. Веру мы можем приобрести только если будем читать Евангелие, будем молиться, исповедоваться, причащаться, поститься. Да не отчаивается никто ни по какому поводу никогда. В Священном Писании есть множество примеров людей, падших очень низко, однако Господь им помог, так как они раскаялись в своих делах.

– Есть ощущение, что мир стремительно близится к своему концу.

– Святые говорят, что будет Третья мировая война; об этом пишет и преподобный Лаврентий Черниговский – русский святой, обладающий многими духовными дарами; он скончался в 1950 году. Он говорил, что будет Третья мировая война. Когда? Об этом он не упоминает, но он говорит, что эта война будет попущена уже не для покаяния, но для истребления человечества.

Спросили как-то Эйнштейна – величайшего ученого прошлого века: каким образом будет идти Третья мировая война? На что он ответил: «Не знаю, какой будет Третья мировая война, но точно знаю, что в Четвертую будут воевать палками и камнями». Потому как будет такое чудовищное разрушение на Земле, что люди вернутся к той эпохе, когда не знали еще металла и употребляли камни как оружие.

Человечество спасется только покаянием – без него не спасется никтоже. И если мы не раскаемся, это приведет к всеобщей катастрофе.

Бог ждёт нашего покаяния, чтобы спасти нас. Господь не желает ни войн, ни бедности, ни болезней. Бог сотворил нас не для того, чтобы мы страдали на земле, а затем попадали в ад. Но Он не может спасти нас, если мы сами этого не захотим.

Святые отцы говорят, что покаяние способно спасти не только нашу страну, но и всё человечество. Без покаяния мы погибнем! С нами случится то же, что и с жителями Содома и Гоморры: они все (кроме Лота и двух его дочерей) сгорели дотла. Или то же самое, что с человечеством во времена Ноя: мы утонем в пучине.

Бог дал нам Свой Закон, чтобы мы были счастливы на земле и наследовали вечную радость Рая. Если бы человечество соблюдало одну единственную заповедь из Евангелия, мы бы уже здесь, в этой жизни, жили в Раю.

– Какую заповедь?

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Если люди начнут её исполнять, не нужны будут больше армии, закроются военные производства. Тюрьмы, юридические факультеты и суды будут нам без надобности. Полицейские вынуждены будут сменить работу. Закроются предприятия производящие сигнализации и замки.

– Почему?

– Если я люблю ближнего, как самого себя – разве я пойду убивать самого себя? Обворую самого себя? Причиню вред самому себе?

Бог очень огорчён поведением современных православных. Ведь мы отреклись от него. Отменили Его Закон и установили свои собственные законы.

Однажды, во время одного из своих сражений, Александр Македонский увидел солдата, которые спрятался за спинами товарищей. Он подбежал к нему и спросил: «Как тебя зовут?». «Александр», – отвечал ему юноша. «Александр? В таком случае или ты изменишь своё поведение, или изменишь своё имя. Видел ли ты когда-нибудь чтобы я прятался во время сражений?», – сказал ему на это Александр Македонский.

Разве депутаты заботятся о благе своей Родины? Хотят для неё добра? Заботятся о сохранении нашей христианской идентичности? Они отцы и спасители народа или его губители и искоренители?

Своими словами и делами политики демонстрируют, что не верят в Бога, в бессмертие души, в Рай и ад, в Страшный Суд и воздаяние за грехи. Всё перечисленное они считают опасными заблуждениями и «опиумом для народа».

Если они не раскаются, их не примет даже ад. Бог создаст для них особое место мучений. И вместе со всеми своими званиями, почестями и «политическими заслугами» они «украсят» самые глубокие и страшные места преисподней!

Элефтериосу Венизелосу (греческий политик - прим.) принадлежат слова: «Политикан думает о следующих выборах, политик о грядущих поколениях». А наши политические деятели думают о грядущих судьбах Отечества?

Политики прошлого жили для Родины, а не за счет Родины. А сегодняшние депутаты разве живут для Родины?

– Что вы думаете о случаях открытых нападок на Православную Церковь и о кощунственных театральных постановках (где Спаситель и его ученики изображены как люди нетрадиционной ориентации)?

– На протяжении веков многие антихристы c бешенством ополчались на Главу нашей Церкви. Но даже они не осмеливались оскорбить и опорочить моральный облик нашего Спасителя.

Антихристы нашего времени потеряли всякий стыд: они (простите, что я вынужден повторять эти слова) изображают Господа аморальным, грешным, развращенным, лентяем и неуравновешенным. Стыд и позор!

Даже некоторые, называющие себя «православными», верят этим россказням про Спасителя. В своём развращении и низости люди превзошли самого диавола!

- В Священном Писании сказано, что христианам следует избегать судебных тяжб. Но как поступать в случаях, когда хулят Имя Божие? Можно ли противостоять кощунникам?

- На это даёт ответ Святитель Иоанн Златоуст: «Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя)».

Т.е. в случаях, когда оскорбляется Имя Божие, мы должны бороться. Нам не следует обращаться в суды, только когда дело касается наших личных дел. В таких случаях лучше пусть нам причинят несправедливость, чем мы обратимся в судебные инстанции.

Расскажу Вам две истории.

На Святой Горе Афон в Катунаках жил старец Ефрем. Один из его соседей построил при своей келье Церковь и решил сделать в ней иконостас. Он пошёл к одному монаху и спросил:

- Сколько монет возьмёшь за то чтобы сделать мне иконостас?

- 15.

Пошёл к другому:

- Сколько будет стоить работа?

- 12.

Тогда он пошёл к отцу Ефрему и сказал ему:

- Сделай мне иконостас.

Отец Ефрем без лишних вопросов взялся за работу. Когда всё было готово, сосед предложил старцу за его многодневный и тяжелый труд всего две монеты и спросил его:

- Достаточно, отче?

- Достаточно, – отвечал старец Ефрем.

После того как сосед ушёл, к отцу Ефрему подошёл один из его послушников:

- Геронда, он же обманул тебя! Ты так долго работал и получил всего две монеты?

На что старец Ефрем ответил:

- Сынок, оставь нам что-нибудь и для будущей жизни. Если здесь на земле мы получим всё, «что нам причитается», какую награду тогда получим в вечности?

Прошли годы, и старец Ефрем умер. И вот однажды послушник увидел его во сне. Старец стоял в прекрасной долине, а вокруг него стояли небольшие красивые домики. Один из них был особенно прекрасен, и послушник спросил:

- Отче, а это что за дом?

- Он построен на те деньги от иконостаса. То, что мы недополучим на земле, воздаст нам Господь.

А вот другой случай:

Два человека поссорились из-за земельного участка. Они не могли миром разрешить спор и решили попросить помощи у мудрого старца.

Выслушав их, подвижник предложил им пройти на спорную территорию.

«Эта земля моя», – кричал один. «Нет, моя», – возражал ему другой.

Тогда старец встал на колени и стал молиться. Потом поднялся и сказал:

- Я спросил у земли.

- И что она тебе ответила? – поинтересовались спорщики.

- Она ответила, что вы принадлежите ей, а не она вам.

– На Святую Гору приезжает много паломников отовсюду. Какие духовные проблемы являются наиболее распространенными в наше время среди православных христиан? Как с этими проблемами бороться?

– Основные проблемы – это потеря работы, распады семьей, разводы, дети начинают употреблять наркотики. И все это последствия греха. Если бы мы старались жить по закону Божиему, Бог не попустил бы все эти бедствия. Господь нас любит, Он не желает, чтобы человечество воевало, Он не хочет, чтобы мы страдали. Господь вовсе не хочет, чтобы мы попали в ад. Господь хочет, чтобы все спаслись и в разум истины вошли. Бог радуется о кающемся грешнике, Он его обнимает и приемлет.

– Должен ли христианин любить земное Отечество? Есть ли противоречие в том, чтобы любить одновременно земную Грецию и небесный Иерусалим?

– Любить земное Отечество? Да, конечно! Поскольку мы живем каждый на своей родине, мы должны быть заинтересованы в ее благоденствии. Без приготовления невозможно обрести Небесный Иерусалим. С другой стороны, нужно молиться, чтобы Господь дал нам благодать возлюбить Его от всего сердца и всеми силами души и сердца. И ближнего, как самого себя. Наше сердце должно расшириться, чтобы вместить в себя всех людей. Мы должны считать всех людей планеты Земля своими братьями и Божиими детьми и образом Божиим. У нас один Небесный Отец, все мы братья. Не будем шовинистами, любящими только свой народ, и не должно желать зла другим народам. Сильные государства должны поддерживать более слабые. Наша Церковь запрещает войны на национальной почве, однако благословляет войны, когда Родине угрожает опасность.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших встречах со старцем Паисием.

– Да, я знал лично старца Паисия. Но мы общались не так часто. Другие отцы, жившие рядом, имели с ним более тесные отношения. Несомненно, он свят, он был великим аскетом нашего времени. Он был образцом монаха древних времен.

– Знали ли вы старца Порфирия, которого сейчас канонизировали? Если знали, то расскажите о нем. В нашей стране есть люди, которые неодобрительно относятся к его поучениям, говорят, что он якобы не ценил покаяние и был чуть ли не в прелести. Что бы вы сказали таким людям?

Без смирения не может быть настоящей любви к Богу.

– Да, святого Порфирия я знал очень хорошо. Церковь его прославила, и это свидетельствует о том, что все обвинения, возводившиеся на него, беспочвенны. Отец Хризостом из монастыря Кутлумуш рассказывает, что, когда старец говорил о любви к Богу, он имел в виду, что покаяние и смирение должны быть с ней в одной связке. Без смирения не может быть настоящей любви к Богу. Святой Порфирий имел дар прозорливости, безграничную любовь к людям, которым он посвятил всю свою жизнь: он принимал множество людей на исповедь, давал им советы, молился за них. Всего, всего себя он посвятил служению ближнему.

– Что бы вы могли пожелать читателям этой беседы в России?

– Я желаю, чтобы благословение Божие было с русским народом в этой жизни и в будущей. Желаю, чтобы те, кто управляют Россией, не утверждали законов, противоречащих закону Божиему. Желаю, чтобы были предприняты меры к тому, чтобы остановить развращение людей, чтобы не распадались семьи, чтобы были запрещены аборты, свободные внебрачные отношения, однополые браки, гражданский брак, кремация умерших. Желаю, чтобы в школах не препятствовали преподаванию Закона Божиего. Желаю, чтобы не создавали законов, противных Закону Божиему, иначе все те бедствия, которые русский народ пережил при Ленине и Сталине, повторятся с новой силой. Желаю, чтобы те, кто управляет народом, имели в виду, что они управляют людьми, а не животными. Господь спросит с них за то, как они распоряжались данной им властью. Желаю, чтобы Господь наделил российское правительство, которое управляет страной, дарами Святого Духа: духом Премудрости и Разума, духом Совести и Крепости, духом Ведения Благочестия и Страха Господня. Желаю, чтобы русский народ приложил старание, и Господь ему в том поможет, чтобы попасть в Царствие Божие, в Лоно Авраамово вместе Исааком и Иаковом и всеми святыми.

Со старцем Гавриилом
беседовал Димитрий Лампадист
Автоперевод с греческого Димитрия Лампадиста

Православие.ru