Об интервью издательству «Главред» архимандрита Кирилла Говоруна

Протоиерей Андрей Новиков

29 октября вышло интервью украинскому сайту «Главред» одного из наиболее одиозных деятелей украинского раскольнического движения, новоявленного фанариота и лица без определенной канонической принадлежности – архимандрита Кирилла Говоруна. Человек, в прошлом вскормленный Русской Церковью, получивший в ней монашеский постриг и священный сан, приносивший священническую присягу, занимавший посты председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, давно и прочно стал на путь борьбы с Русской Церковью, с Православием как таковым, путь предательства, раскола и клеветы.

Интервью Говоруна «Главреду» является не только еще одним его шагом в этом направлении, но и характерным образчиком голословной и насквозь лживой пропаганды, призванной углубить и закрепить раскол, нанести удар по канонической Украинской Православной Церкви. Говорун действует в соответстсвии с хорошо обкатанным принципом: с больной головы на здоровую. Многочисленные обвинения Говоруном канонической Украинской Церкви являются примером подлинно диавольской клеветы, когда страждущая Церковь обвиняется в грехах и преступлениях, которые не просто совершаются противоположной стороной – Константинопольским (Стамбульским) патриархатом, украинскими раскольниками, беззаконными властями и лично Говоруном, но являются уже самой сутью их бытия. Прежде всего, я имею в виду, упреки в политиканстве, «влиянии политических сил и олигархов», «политических факторов» на позицию священноначалия Украинской Православной Церкви. Не обходит Говорун нападками и священноначалие Русской Православной Церкви, которое объявляется виновным в поддержке якобы «политической» концепции Русского Мира.

Сколь надуманны и злонамеренны эти обвинения говорит то, что концепция Русского Мира, не дающая покоя всем в своей жизни обязанному Русской Церкви Говоруну, является подчеркнуто неполитической и над-политической, что неоднократно подчеркивал сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Она говорит о духовных, церковно-исторических и культурных скрепах единого церковного и народного русского пространства, о несомненных свидетельствах проявления воли Божией о единстве этого пространства для сохранения православных устоев и христианских нравственных норм не только в его пределах, но и во всей человеческой цивилизации. Концепция Русского мира тесно и органично связана с такими традиционными и укорененными в церковной истории концепциями как Святая Русь и Третий Рим, которые поддерживались не только русскими святыми, духовными писателями, иерархами или богослужебной традицией, но и развивались Восточными, в том числе Константинопольскими патриархами и святителями, утверждались ими соборно, как, например, при установлении Московского Патриаршества в 1589 и 1593 гг. Именно благодаря столь ненавидимому современными фанариотами и Говоруном Русскому миру сами Восточные Патриархаты до сих пор существуют, а их паства не вырезана или обращена в ислам. Единство Русского мира, единство Русской Церкви – это важнейшая духовно, религиозно мотивированная позиция, которая может проецироваться на государственную и политическую плоскость, сама не будучи ни политической, ни зависимой от политической конъюнктуры.

То же самое можно сказать и об исповедническом подвиге иерархии, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви, являющейся нераздельной частью тысячелетнего Русского Православия, ведущего свою историю от Киевской крещальной купели. Особо цинично звучит обвинение в зависимости от политических влияний и факторов, бросаемое в адрес верных Церкви, святым канонам и архиерейской присяге епископов, подвергающихся травле, открытому политическому давлению и угрозам различных форм расправы – например, депортации, о чем, не смущаясь, заявил так называемый «президент» Порошенко. Причем звучит это обвинение из уст тех, кто самозабвенно отдался на службу враждебных Святому Православию политических центров влияния и откровенно пытается подчинить им всю Православную Церковь. Тех, кто без малейшего зазрения совести пользуется публичной поддержкой своих планов со стороны не имеющего никакого отношения к миру Православия Вашингтона, признает в качестве некоего вновь измышленного «канона» право политического руководства той или иной страны разделять и подчинять конъюнктурной политической идеологии Поместные Церкви, согласовывает и даже письменно гарантирует исполнение политической воли, а точнее – насилия, президента-олигарха в отношении Церкви и ее верных вопреки воле Церкви и верных. Тех, кто делает откровенно расистские заявления о «первенстве» греческой нации в Православии над славянами. Наконец, со стороны того, кто самолично является автором явно еретического «Богословия майдана», являющегося манифестом подчинения Церкви миру сему, его грязным и кровавым политическим технологиям. Как автор этого документа, как один из тех, кто обеспечил политической революции религиозное обоснование, Говорун несет личную ответственность за все, порожденное майданом – от жертв самих событий переворота до сожженных мучеников Одессы, растерзанных детей Донбасса и расстрелянных храмов.

Отдельно следует сказать о навязчивой идее всех предателей нашей Церкви на Украине, от Говоруна до Драбинко – якобы, зависимости позиции Украинской Православной Церкви от депутата Верховной Рады и благотворителя Вадима Новинского. Это, конечно, абсолютная чушь, ярко обнажающая тот факт, что от неимения каких-либо богословских и моральных аргументов против канонической Церкви, фанариоты прибегают к совершенно уже фантастическим выдумкам и сплетням. Говорун, ни много, ни мало, требует от В. Новинского «дистанцироваться от Церкви», поскольку тот якобы наносит ей «вред». Очевидно, этот «вред» состоит в поддержке церковного единства и отказе от участия в осуществляемом политическим руководством и обезумевшим Константинопольским патриархом расколе Церкви. Если уж говорить о вреде для Церкви, то мало кто столько поработал в этом направлении как цитируемый нами архимандрит. Если кому и следует отойти в сторонку, так это ему. Особенно после вышедшего на всеобщее обозрение несколько лет назад фееричного скандала, связанного с попыткой Говоруна привлечь киевских девиц-журналисток за церковный счет к совместному отдыху на пляжах Таиланда, в борьбе с невыносимой жарой которых сей монах, очевидно, и проводил свой аскетический подвиг.

Но с какой это стати В. Новинскому, одному из немногих политиков, выступающих в защиту канонической Церкви на Украине, нужно дистанцироваться от нее? Я являюсь небольшим поклонником г-на Новинского, учитывая его малодушную роль в дни кровавого переворота в Киеве, обрушившего на Украину весь последовавший ад. Но, заметьте, это именно глашатаи новой «европейской свободы» и «богословы майдана» в очередной раз пытаются заткнуть рот несогласным и «очистить» Церковь от несоответствующих их лекалам. Абсурдность слов Говоруна прекрасно видна из того неопровержимого факта, что священноначалие УПЦ проявляет неизменную верность единству Русского Православия при самых различных, иногда противоположных, политических режимах на Украине за все более чем четверть века, прошедших с попытки учинения раскола низложенным и анафематствованным бывшим Киевским митрополитом Филаретом Денисенко. При чем здесь Новинский?

В словах Говоруна сквозит высокомерное презрение к почитаемому молитвеннику – Предстоятелю Украинской Православной Церкви Митрополиту Онуфрию, к старшему поколению ее епископата. Говорун заявляет об их принадлежности к «субкультуре, являющейся достаточно ограниченной», и именно эта ограниченность якобы мотивирует верность Предстоятеля и епископата УПЦ своей Матери-Церкви. Естественно, судит этот выскочка с «высоты» себя, дорогого, «продвинутого» и «современного», не ограниченного, очевидно, ни церковными правилами, ни христианской нравственностью.

Совершенно чудовищно выглядят и хорошо характеризуют личные качества Говоруна его голословные нападки на Его Святейшество, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Не только предать, но и изливать потоки клеветы на Отца, открывшего ему монашеский и священнический путь в жизни, может исключительно человек с прожженной совестью, потерявший всякое представление не только о христианской морали, но и о нормах элементарной человеческой порядочности. Опыт общения и совместной молитвы со Святейшим Патриархом говорит о нем, как о чрезвычайно светлом и глубоко духовном человеке, в отличие от говорунов, безмерно любящим Свою Церковь-Мать и живущим ее жизнью как своей собственной, ревностном молитвеннике, воплощающем в себе подлинный образ Русского Патриарха. Как бесконечно далек от него снедаемый желчью, гордыней и ненавистью критикан!

Вообще, Говорун и ему подобные не способны понять, что у людей может быть реальная вера и религиозно мотивированные поступки, что епископы и священники могут руководствоваться Священным Преданием, святоотеческой традицией, канонами, быть преданными Церкви, в которой получили крещение и священный сан. Говорун давно плюнул в свою Церковь и посвятил себя политиканству и интриганству, цель которого – превратить Православие в инструмент политического влияния украинского национализма и либерально-европейского секуляризма. Это сочетание может показаться неестественным, но именно такой дикий идеологический гибрид пытается вбить в головы жителям Украины новый украинский официоз. И Говорун является только и исключительно политиканом, причем политиканом антицерковным, о чем ярко говорит не только суть, но и фразеология его интервью «Главреду».

Говорун утверждает, что канонической Церкви на Украине следует непременно принять участие в разбойничем объединительном Соборе с анафематствованными раскольниками. Зачем? Все просто и имеет вполне земные, политические цели: присоединяться к процессу и возглавить его, диктовать повестку дня, претендовать на «предстоятельство» в сонме раскольников, достигать договоренностей – одним словом, «решать вопросы». А иначе, угрожает Говорун, каноническую Украинскую Православную Церковь, входящую между прочим в состав крупнейшего в Православии Московского Патриархата, ждет некая «изоляция», «маргинализация», скатывание на «обочину церковных процессов». В этих словах Вы не увидите присутствия Главы Церкви Господа нашего Иисуса Христа, в них нет упоминания святых отцов, отсылки к примеру великих Соборов церковной истории. В них нет вообще ничего церковного, только интересы, договоренности, процессы, шансы.

Угроза «маргинализации» и «изоляции» вовсе и не угроза, если только посмотреть на вопрос с церковной точки зрения. Изоляция от участия в шабаше раскола, замешенного на почве истерического национализма – есть не что иное как спасительный карантин: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1,1). А вот какая изоляция точно не грозит иерархам канонической Церкви, оставшимся верными своему Патриарху, Поместной Церкви, многомиллионной пастве, так это изоляция от Христа-Спасителя, Божественной благодати, святых отцов, сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской. Продолжают процесс духовной маргинализации сами раскольники, несущиеся в пропасть иллюзорной «легитимации» своей схизмы без покаяния, которое еще одним «менеджером» константинопольского патриархата, Иовом Гечей, объявлено «неэффективным». Несется в пропасть духовной смерти и бывший православный константинопольский патриарх, со всеми своими апологетами раскалывающий Святое Православие и пытающийся навязать Церкви ереси папизма и модернизма.

В интервью Говоруна открыто проговаривается то, на что уже практически все наблюдатели обращают внимание в действиях украинской власти и Варфоломея. Это какая-то безумная спешка, стремление как можно быстрее переступать все новые и новые рубиконы, разрушать канонические устои и границы. Никакой традиционной для Церкви спокойной взвешенности и молитвенной сосредоточенности. Какая-то воистину диавольская суетливость. «Действовать нужно очень быстро… Окно возможностей… Не известно, как долго это окно будет оставаться открытым… Действовать нужно как можно быстрее…», - как мантру повторяет Говорун. Что ж, остается только повторить этим новоявленным иудам слова Спасителя: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27).

Протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного Присутствия РПЦ

РАДОНЕЖ.ру
Источник

 

 
 
 

Назад к списку