Лазарева суббота — день накануне Вербного воскресения — завершает Великий пост. В этот день вспоминается, как Христос воскресил своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до того. Это воскресение стало прообразом воскресения Христова, это чудо Христос совершил перед тем, как выйти на путь крестных страданий.
О воскрешении Лазаря Четверодневного из евангелистов сообщает только Иоанн Богослов (Ин.11:1-45). От него мы узнаем, что святой Лазарь жил с двумя сестрами Марфой и Марией в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом.
Дуччо ди Буонинсенья. Воскрешение Лазаря. 1308-1311 гг
Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков; и они не хотели принять кроткое и милосердное учение Христа. Они выжидали удобного случая, чтобы схватить Спасителя и предать смерти. И, вот, теперь их время приближалось; наступала власть тьмы, и Господь предавался в руки человеческие.
В это время заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Иисуса Христа не было в Иудее и сёстры послали сказать Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». Они надеялись, конечно, что Он поспешит к ним и исцелит больного. Но Иисус Христос не только не поспешил в Вифанию, но даже нарочно остался на два дня на том месте, где застала Его весть о болезни Лазаря; а чтобы Апостолам была понятна такая медленность с Его стороны, Он сказал им: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Иисус знал, что Лазарь умрет, и если сказал, что его болезнь не к смерти, то потому, что намерен был воскресить его, и что, следовательно, болезнь эта не окончится той смертью, которая прекращает навсегда земную жизнь человека. Он знал, что воскрешением умершего Лазаря прославится Бог и что слава эта прославит и Его, Сына Божия, совершившего такое чудо.
Пробыв два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: «пойдем в Иудею. Лазарь друг наш уснул; но Я иду разбудить его». Иисус Христос говорил им о смерти Лазаря (о смертном сне его), а ученики думали, что Он говорит о сне обыкновенном, но так как сон во время болезни есть добрый знак выздоровления, то они сказали: "Господи! если уснул, то выздоровеет».
Тогда Иисус Христос сказал им прямо: «Лазарь умер, и Я радуюсь за вас, что Меня там не было, (это для того), чтобы вы уверовали. Но пойдем к нему».
Когда Иисус приближался к Вифании, то Ему сказали, что Лазарь умер и четыре дня уже во гробе. Марфа первая вышла встречать Спасителя. Мария же в глубокой горести сидела дома.
Когда Марфа встретила Спасителя, то сказала: «чего Ты попросишь у Бога даст Тебе».
Иисус Христос говорит ей: «воскреснет брат твой».
Марфа же сказала Ему: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, (т. е. во всеобщее воскресение, при конце мира)».
Тогда Иисус Христос сказал ей: «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?»
Марфа ответила Ему: «так Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир».
Предстояло совершение величайшего чуда. Этим чудом Иисус хотел обратить к Себе сердца еще не уверовавших в Него и дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться; поэтому Он не только не уклонился от совершения его всенародно, но даже послал Марфу за сестрой Марией и оставался, в ожидании ее и ее спутников, на том самом месте, где встретила Его Марфа. Хотя Марфа тайно позвала Марию, но поспешность, с которой последняя встала и пошла, вынудила утешавших ее иудеев пойти за ней. Они, как объясняет Евангелист, думали, что она пошла ко гробу брата плакать, поэтому и они пошли за ней. Семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди знакомых, так как к осиротевшим сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме, отстоявшем от Вифании стадиях в пятнадцати (Ин. 11:18) (около 3км).
Мария подошла к Иисусу, со слезами пала к ногам Его и сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Обливалась слезами Мария, плакали и пришедшие с ней иудеи; слезы Марии, исторгнутые из глубины ее удрученной горем души, вызвали слезы и на глазах Иисуса: «Иисус... восскорбел духом и возмутился» (Ин. 11:33), и Он спросил: «где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! пойди и посмотри».
Когда подошли ко гробу (могиле) Лазаря - а это была пещера, и вход в нее завален был камнем, - Иисус Христос сказал: «Отнимите камень». Марфа сказала Ему: «Господи! уже смердит (т. е. запах разложения), потому что четыре дня, как он во гробе». Даже верующая Марфа начала сомневаться в возможности воскрешения Лазаря; поэтому она, как бы желала предотвратить это печальное и бесцельное, по ее мнению, зрелище.
Когда камень был убран, Иисус помолившись, воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди (иди) вон».
И на глазах многолюдной толпы свершилось непостижимое умом человеческим чудо: встал из гроба не мнимоумерший, а человек, труп которого уже разлагался и издавал смрад; встал, обвитый погребальными пеленами с обвязанной платком головой; встал, вышел из пещеры и остановился у входа в нее, так как погребальные пелены стесняли его движения; и в таком виде предстал изумленной толпе.
Тогда многие из иудеев, бывших там и видевших это чудо, уверовали в Иисуса Христа. А некоторые из них пошли к фарисеям и рассказали им о том, что сделал Иисус. Слух же об этом великом чуде, стал распространяться по всему Иерусалиму.
Иоанновское повествование о Воскрешении Лазаря не имеет параллели в других Евагелиях. Между тем, как Чудо оно не знает равного в Евангелии. До воскрешения Лазаря Господь воскресил множество людей, но Лазарь был последним, уже смердящим, разлагающимся, и воскрешение Лазаря было прилюдным, в отличие от других. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осле, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы.
Воскрешение Лазаря повлияло и на течение дальнейших событий. Для враждебных Иисусу иудейских начальников оно было тем последним толчком, который заставил их принять решение убить Иисуса. Иудейские начальники видели в лице Иисуса политическую опасность: «...если оставим Его так, все уверуют в Него, и придут римляне и уничтожат у нас и Храм, и народ». Многие иудеи приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его, и увидев, веровали в Иисуса Христа. Тогда первосвященники решили убить и Лазаря.
Лазарь после своего воскрешения прожил ещё 30 лет – он был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался. На Кипр Лазарь попал во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства Первомученика Стефана. В епископы Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой. По преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный её руками.
Гробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке
Мощи праведного Лазаря, обретенные в Кити, помещались в мраморном ковчеге с надписью: "Лазарь Четверодневный, друг Христов". В 898 г. повелением византийского императора Льва Мудрого (886 – 911) святые мощи праведного Лазаря были перенесены в Константинополь и положены в воздвигнутом в его честь храме.
Воскрешение Иисусом Христом Лазаря вспоминается в субботу на 6-ой неделе Великого поста на Утрени и Литургии. Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства.
В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью. В VII – VIII веках святые песнописцы – преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин – составили на этот праздник особые песнопения и каноны, воспеваемые Церковью и сегодня.
В Лазареву субботу во всех храмах Русской православной церкви проходят торжественные богослужения, отличающиеся необыкновенной проникновенностью, значимостью. В главном песнопении дня (тропаре) есть слова, означающие, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении.
С заходом солнца, во время вечерни, проходит чин освящения веточек вербы – главного символа Вербного воскресенья.
Освященные веточки раздаются молящимся. С ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя этим торжество победы жизни над смертью (воскресенье). Освященные вербные ветви положено хранить дома целый год. Считается, что они оберегают жилище от всяких бед и напастей. Почки освященной в храме вербы рекомендовали есть женщинам от бесплодия, они защищали также от лихорадки.
В Лазареву субботу на трапезе разрешается рыбная икра, елей и вино.
Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Лазарева суббота установлена Церковью в 6-ю неделю Великого поста. В этот день вспоминается чудо воскрешения праведного Лазаря Иисусом Христом. События Лазаревой субботы предваряют событие входа Господня во Иерусалим. Об этом говорим вместе с протоиереем Олегом Стеняевым:
|