Статьи - Церковь и Общество

Смерть митрополита Владимира – и будущее украинского Православия

Утром 5 июля 2014 года в реанимации киевского Института сердца умер предстоятель Украинской православной церкви митрополит Владимир (Сабодан). В сущности, с 24 февраля, когда состоялся Синод, избравший «Местоблюстителя», «исполняющего обязанности» главы УПЦ (им стал митрополит Онуфрий) – статус митр. Владимира больше всего напоминал таковой у «английской королевы». То есть, реальной власти у него не было.

В то же время, Местоблюститель - не полноценный руководитель, а так, «халиф на час», то есть в руководстве украинской канонической церкви началось своего рода «междуцарствие». Которое теперь, по Уставу церкви, должно завершиться избранием нового, постоянно действующего главы самой массовой православной церкви Украины.

Впрочем, сама смерть Владыки Владимира не обошлась без скандалов. 22 июня в сюжете телеканала «1+1», принадлежащего олигарху Коломойскому, одному из главных спонсоров путча, любимец предстоятеля, митрополит Александр (Драбинко) открыто обвинил прежнюю власть и патриарха Кирилла в попытках устранить неугодного архиерея. Дескать, укро-чиновники и злобная Москва и лечить правильно иерарха не давали, и «глушилками» мобильной связи спровоцировали сбой в работе кардиостимулятора митр. Владимира – что вызвало почти год назад его клиническую смерть.

Обвинения, если минимально разобраться, абсолютно глупые. Если бы Янукович хотел «убрать» престарелого главу УПЦ – это было бы сделано в кратчайшие сроки. Ведь с лета 2011 года митр. Владимир «не вылезал» не то, что из больницы – но из реанимации. Он перенес перелом шейки бедра, тяжелейшее воспаление легких (характерное для лежачих больных с сломанной ногой), у него было оперировано сердце, вживлен кардиостимулятор. Потом еще обнаружилась злокачественная опухоль 4 стадии – из-за которой больной, собственно, и сошел в могилу, в результате повторяющихся массивных кровотечений. 

Понятно, что при таком состоянии здоровья любая смерть выглядела бы «естественной». Сами украинские иерархи 5 июля говорили СМИ, что «Владыка мог умереть уже раз 10 – но Господь его чудом возвращал к жизни». Так что кто-кто – но экс-президент Янукович (кстати, истовый православный, и «духовный сын» митр. Владимира) в его смерти виноват быть не может.

А вот насчет нынешних властей Украины такой уверенности нет. Собственно, окончательно отстранили от власти покойного главу УПЦ 24 февраля – на второй день полной победы путча на Майдане, когда Янукович уже бежал из страны. А теперь вот митрополит Владимир умер. Да, с его болезнями это могла быть и естественная смерть. Но, скажем, недавно умершего болгарского Патриарха местные врачи держали в реанимации 4 года - до почти столетнего возраста. Потому что это устраивало власти и светские, и церковные – «короля играла свита»,  ближайшие помощники.

А вот Владыка Владимир умер, как нельзя более вовремя для украинской верхушки. В стране «революционный» бардак, толпы вооруженных отморозков устраивают майдан за майданом по малейшему поводу. Формальная законность значит очень мало. 

И тут на этом фоне самая влиятельная украинская церковь вынуждена проводить Собор для избрания нового предстоятеля. Конечно, избирать его будут архиереи со всей Украины – но под окнами у них наверняка соберется не одна тысяча бандитов, вопящих «Украина – понад усе», «Смерть москалям» и прочее в том же духе. А значит, участникам Собора, чтобы просто остаться в живых, придется голосовать не по велению своей совести – а по велению «кукловодов» указанной «массовки». 

Понятно, что о выборе лидером УПЦ человека, по настоящему лояльно настроенного к единству с Русской православной церковью речь вообще не идет. Иначе на такого кандидата немедленно будет навешен ярлык «московского попа» - с соответствующими для него последствиями.

Впрочем, думается, архиереи, просто из чувства самосохранения, не захотят избирать своим предстоятелем и какого-нибудь откровенного холуя новой власти и нацистов в частности. Хотя бы потому, что вожделенный «западный выбор» а-ля Майдан, на самом деле, резко противоречит фундаментальным интересам православной церкви. Достаточно вспомнить и об агрессивной пропаганде «голубых ценностей», и «полового просвещения» детей, и просто доминирующем на современном Западе протестантизме. 

Так что, пока наиболее вероятным кандидатом на пост предстоятеля УПЦ наблюдатели называют нынешнего местоблюстителя митрополита Онуфрия. В принципе, это достаточно компромиссная фигура. С одной стороны – он возглавляет Черновицкую епархию УПЦ, где «москали», мягко говоря, не в почете – и пользуется среди своей паствы авторитетом. С другой – архиерей еще в 1990 году в числе всего трех своих коллег выступил против обращения Синода УПЦ к Москве о предоставлении автокефалии, церковной независимости.

Кроме того, митрополит Онуфрий последние годы возглавлял церковный суд – где также зарекомендовал себя достаточно строгим и справедливым человеком. Что особенно видно на контрасте со многими его коллегами, которые своими «Мерседесами», многоэтажными особняками давно вызывают нарекания и верующих, и неверующих неуместным для духовенства шиком настоящих «князей церкви».

Впрочем, лишь избранием нового главы УПЦ интрига может не кончиться. Радикально антироссийские силы могут попытаться инициировать некий «объединительный собор» – по образованию «единой поместной церкви», в которую бы вошли бы и целые сонмы раскольников, вроде лже-патриарха Филарета, не признанного ни одной православной церковью мира. 

Заодно может быть проведена попытка отрыва украинского Православия от канонической связи с Русской Православной Церковью – чтобы «освятить» уже совершившуюся государственную русофобию еще и авторитетом духовенства. Модель, в принципе, уже апробирована – с организацией в Эстонии после распада СССР двух православных деноминаций, подчиняющихся Московскому и Константинопольскому патриархатам. 

На Украине же, думается, и двух конфессий создавать не придется. «Единая поместная церковь» будет создана методами открытого террора, как со стороны официальных властей, так и со стороны радикальных нацистских группировок, фанатично ненавидящих все, что хоть как-то связано с Москвой.

Одним словом, смерть митрополита Владимира однозначно приведет к значительным изменениям в Украинской Православной Церкви. Насколько они будут значительны – покажет ближайшее время. 

Юрий Сергеев

PolitRussia