В воскресенье, 22 декабря, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, в праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы.
По окончании богослужения Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором выступил с критикой «креативного класса», сообщает «Интерфакс»:
«Именно сегодня мы слышали замечательный отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам, где он говорит: «испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но познавайте, что есть воля Божия» (см. Еф. 5:8-19).
Несомненно, разрушение монастыря в 1925 году для любого здравомыслящего человека было действительно бесплодным деянием тьмы. Почему бесплодным? Да разве можно, разрушив святыни, великие исторические памятники, осквернив собственную историю, отказавшись от прошлого, что-то сделать плодовитым? Такого не бывает. Плод всегда вырастает на дереве, у которого корни. Корни уходят в почву, питают ствол, дают силу плодам. Но если подрубить корни, то дерево падает и уже никогда не сможет быть плодовитым. Вот таким же бесплодным делом тьмы было разрушение этого монастыря, как и разрушение всех остальных святынь нашего многострадального Отечества.
Но если бы мы с вами спросили тех самых людей, которые приносили сюда ящики с динамитом: «Что вы делаете? И зачем вы это делаете?» — они бы непременно объяснили свои действия соображениями огромной пользы для народа. Они бы объяснили, что борются с эксплуататорами, с обманщиками, что хотят дать людям образование и перспективу светлой счастливой жизни. Они бы много чего наговорили. Но мы-то знаем, что все это были бесплодные дела тьмы!
Было бы большой ошибкой считать, что бесплодные дела тьмы принадлежат только прошлому. И сегодня совершаются бесплодные дела тьмы. И сегодня появляются люди, которые, иначе формулируя, повторяют те же самые аргументы — считают, что Церкви не место в современном обществе, что она препятствует развитию, что она подавляет человеческие права и свободы. А когда они совершают бесплодные дела тьмы — дела греховные, пропагандирующие грех, разрушающие человеческую личность,— они вновь оправдывают все это некими ссылками на свободу человеческой личности. Нельзя, мол, человека ни в чем ограничивать, дайте ему жить по его инстинктам, по его хотению, по его желанию, нет более высокой ценности, чем человеческая личность, утверждают они, забывая, что при всей высоте человеческой природы личность может быть падшей, греховной, преступной.
Как же нам распознать, что дело, которое совершается, есть бесплодное дело тьмы? А может быть, это действительно светлое дело, открывающее новые перспективы для человека? Нужно помнить только одно. У каждого человека есть своя правда и свой взгляд на жизнь. Но это не значит, что эти человеческие правды являются отображением правды Божией. Для того чтобы не участвовать в делах тьмы, нужно обладать критерием, мерилом правды, в соответствии с которым можно сказать: вот здесь правда, а здесь ложь; здесь дело святое и важное, а здесь дело бесплодное, дело тьмы.
В этом же отрывке из Послания апостола к Ефесянам мы видим указание на такой критерий. Апостол говорит о том, чтобы мы учились распознавать волю Божию. А воля Божия открывается в Его слове — том самом слове, которое более 2 000 лет хранится Церковью, том самом слове, понимание которого сформировалось за века при участии святых богоносных отцов. Мы имеем огромное наследие христианской философии и мысли, которое стало частью церковной традиции, и в свете этого учения мы, воспринимая слово Божие, можем непогрешимо судить о многих делах, философиях, взглядах, которые присутствуют в современной жизни. Самое главное, чтобы мы умели соотносить происходящее в мире, в жизни, в том числе в своей собственной жизни, со словом Божиим и, налагая на эти жизненные обстоятельства непогрешимое мерило Божественной правды, всегда делали выбор в пользу добра, в пользу Божией правды и отстранялись от бесплодных дел тьмы, а в необходимых случаях и боролись с ними. В этом смысле христианин вооружен той силой, которой многие другие не обладают. Потому что мало иметь здравый смысл, мало владеть логикой, мало знать историю — нужно сердцем своим почувствовать, что есть правда, а что ложь.
И вот что удивительно: иногда, общаясь с совершенно простыми людьми — я это часто делаю, совсем простыми, у которых нет никаких претензий на понимание современной жизни, — когда им задаешь вопрос о том, что сегодня происходит, когда их спрашиваешь о том, как они относятся к тем или иным политическим деятелям, получаешь потрясающий ответ. Как будто перед человеком открывается сокровенная глубина происходящего, и он дает безупречные характеристики многим известным личностям. Задаешь себе вопрос: отчего же это? А потом понимаешь: не от мудрости человеческой, не от знаний, не от образованности, а от того, что человек этот близок к Богу. Он молится, он знает слово Божие и, применяя свой духовный опыт к оценке происходящего, делает совершенно определенные, недвусмысленные и удивительно правильные заключения.
В нашем обществе есть категория людей, которая пренебрежительно относится к народу, считая его неспособным к творческой деятельности. Эти люди сами себе присвоили некое название «творческого класса», или, используя иностранное слово, они сами себя называют «креативным классом».
По словам Кирилла, правильную оценку «креативному классу» дает российский народ, «сохранивший веру, а значит, и критерий истины».
Термин "креативный класс" ввел в 2002 году американец Ричард Флорида для обозначения современных, "постиндустриальных" людей: инженеров, артистов, фотографов, художников, блоггеров, журналистов и т.д.
По материалам Интерфакса и Патриархия.ru
|