Статьи - ОСНОВЫ ВЕРЫ

ДЕЙСТВУЕТ ЛИ БЛАГОДАТЬ ЧЕРЕЗ НЕДОСТОЙНОГО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ?

Если жизнь епископа или священника вызывает нарекания, можно ли у него брать благословение, причащаться у него и молиться с ним вместе? Можно ли, например причащаться у батюшки, который злоупотребляет спиртным или ведёт неупорядоченную жизнь?

Уникальность дара священнической благодати в том, что благодать эта даётся не ради него самого, но - ради Спасения ближних. Святость Таинства не зависит от священника – таинство совершает Бог.

Св. Отцы учат, что благодать действует и чрез недостойного священнослужителя. Так, например, блаженный Августин писал: «Служители церкви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми. Каков бы ни был священник, когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, его священнодействия имеют всю силу для верующего».

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели». В таких прискорбных случаях Господь по Своей любви, по Своему милосердию совершает Таинство ВОПРЕКИ личным качествам священника. И действует он по вере тех, кто с чистым сердцем и с любовию ко Христу приступают к Церковным Таинствам, ради тех, кто, независимо от добродетелей того или иного священника, всё равно надеется получить от Бога помощь, исцеление и освящение.

Более того, Иоанн Златоуст еще говорил: «…Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога…если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова… В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын покрывает все».

Если мы говорим о Церкви, как о живом организме, то мы должны помнить, что во все времена находились священники и епископы, которые впадали в ересь, раскалывали Церковь, нарушали монашеские обеты. Мало того, само Священное Писание дает нам страшный пример предательства и отступления от Бога одного из 12 учеников – апостола Иуды. И может быть прав был протодиакон Андрей Кураев, сказавший в одном из интервью: «Число подлецов в рясах во всех веках стабильно, и это число евангельское: каждый 12-й».

К сожалению, критикуя того или иного клирика неверующие или невоцерковленные люди часто путают и смешивают два понятия веру и служителя. Каким бы негодяем не оказался священник, мы верим и знаем, что его таинства имеют силу в независимости от личных качеств.

Каждый критик Церкви должен помнить, что недостойное поведение священника – это его личный грех, его падение, не затрагивающее суть веры.

История знает талантливых врачей, которые были циниками, взяточниками, блудниками, но в независимости от этого спасшие не одну человеческую жизнь. Есть такая история. В одном городе жил-был врач. Он изменял жене, выпивал, но был блестящим хирургом. Однажды ревностные, образованные, умные и очень думающие люди возопили: «Хватит это терпеть, хватит платить деньги этому блуднику и пьянице! Медицина! Что ты сделала со своей клятвой Гиппократу?» С тех пор они не ходят в больницу, обходя ее за километр. Теперь все лечатся у бесноватой колдуньи. Она старая, живет одна и совершенно не пьет.

С другой стороны, мы всегда должны помнить, что не все что кажется нам очевидным является таковым. Лишь один Господь является сердцеведцем каждого человека. Яркий пример святой Виталий Александрийский. Достигнув 60 лет святой взял на себя трудный подвиг молитвы за всех блудниц Александрии. Кроме того, он продолжал каждый день трудиться и заработанные деньги тратил на блудниц. Приходя в публичные дома он покупал на ночь девушку и просил ее провести хотя бы эту ночь без греха, укладывал ее спать и слезно молился за ее душу до утра. Его поведение вскоре стало известно окружающим, которые стали его осуждать и оскорблять, на что святой лишь усиливал свои молитвы. И лишь после смерти инока блудницы, которых ему удалось свести с пути погибели рассказали о его подвиге.

Господь видит грехи каждого из нас и каждому из нас он всегда дает шанс покаяться, как глубоко мы бы не пали. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые» приводит интересный рассказ монахини Евфросинии о нерадивых монахах-пьяницах, которых большевики хотели заставить попрать Крест и Евангелие, а затем отпустить на все четыре стороны. Вперед вышел игумен с испитым лицом и сказал: «Ну что же, братия, жили как свиньи, так хоть умрем как христиане». И ни один из них не сдвинулся с места. В тот же день все они были зарублены шашками.

Священник Антоний Скрынников