Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия.
Эта иерархия основывается на понятии "апостольского преемства". Представители каждой их трех степеней священства различаются между собой "по благодати", дарованной им при возведении (хиротонии) в конкретную степень, или "внеличностной святостью", которая не связана с субъективными качествами священнослужителя.
Все представители внутри одной иерархической степени равны друг другу "по благодати". Различие – только по административному старшинству и чести. Это подчеркивается церемонией последовательного возведения в чины одной степени священства (дьякона – в протодьякона, иеромонаха – в игумена и т. д.). Она происходит на Литургии во время входа с Евангелием вне алтаря, на середине храма, как при награждении каким-либо элементом облачения (набедренником, палицей, митрой), что символизирует сохранение человеком данного ему при рукоположении уровня "внеличностной святости". В то же время возведение (хиротония) в каждую из трех степеней священства имеет место только внутри алтаря, что означает переход рукополагаемого на качественно новый онтологический уровень богослужебного бытия.
В таблице показаны звания белого духовенства и соответствующие им звания духовенства черного. Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас - с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.
|
Белое духовенство (женатые священники и не монашествующие целибатные священники) |
Черное духовенство (монахи) |
1-я: Диаконат |
Диакон |
Иеродиакон |
Протодиакон |
||
Архидиакон (обычно звание главного диакона, служащего с Патриархом) |
Архидиакон (обычно звание главного диакона, служащего с Патриархом) |
|
2-я: Священство |
Священник (иерей, пресвитер) |
Иеромонах |
Протоиерей |
Игумен |
|
Протопресвитер (обычно звание настоятеля Патриаршего Кафедрального Собора) |
Архимандрит |
|
3-я: Епископат (архиерейство) |
Женатый священник может быть епископом только после принятия монашества. Это возможно в случае смерти супруги или одновременного ее ухода в монастырь в другой епархии. |
Епископ |
Архиепископ |
||
Митрополит |
||
Патриарх |
Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и другие.
Справка:
КЛИР (греч. – 'жребий', 'доля, доставшаяся по жребию') - в широком значении – совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). Клирики так называются потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по жребию Матфий, поставленный апостолами.
ПРИЧТ, или ПРИЧЕТ ЦЕРКОВНЫЙ (слав. причьтъ – 'состав', 'собрание', от гл. причитати – 'причислять', 'присоединять') – в узком смысле – совокупность низших церковнослужителей, вне трехстепенной иерархии. В широком смысле – совокупность как священнослужителей, или клириков, так и собственно причетников, вместе составляющих штат одного православного храма (церкви). К последним относятся псаломщик (чтец), пономарь, или дьячок, свещеносец, певцы.
Представитель низшей степени иерархии, дьякон ("служитель слова Божия"), – только сослужитель и помощник епископа или священника, не имеющий права совершать ни одно таинство и богослужение по "священническому чину". В случае крайней необходимости он может лишь крестить по "мирскому чину"; а свое келейное (домашнее) молитвенное правило и богослужения суточного цикла (Часы) совершает по Часослову или "мирскому" Молитвеннику, без иерейских возгласов и молитв.
Представитель второй степени священства, священник, имеет право совершать все таинства, кроме любой хиротонии или хиротесии (даже во чтеца).
Архиерей (епископ, архиепископ, митрополит или патриарх), как преемник апостолов, обладает полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей епархии. Он имеет право совершать все таинства, в том числе последовательно возводить в священные степени (рукополагать) представителей своего причта и клира. Только хиротония во епископа совершается "собором" или минимум двумя другими епископами.
У слова "священник" существует несколько греческих синонимов.
Для белого священства:
- Иерей (священник; от греч. hieros - священный).
- Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально - старейшина).
- Протопресвитер (первый старейшина).
- Протоиерей (первый священник).
Для черного священства:
- Иеромонах (монах в сане священника).
- Игумен (от греч. hеgumеnоs, буквально - идущий впереди, вождь, полководец), в древности (и в современной Элладской Церкви) только настоятель монастыря, в современной практике Русской Церкви звание может быть дано и простым иеромонахам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.
- Архимандрит (от греч. аrсhоn - глава, старший и mаndrа - овчарня; буквально - старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом "мандра" в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.
Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого "паппас", что означает "папочка", "батюшка". В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo - священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название "поп" постоянно встречается как синоним слов "священник", "иерей" и "пресвитер". Протопоп - то же, что протопресвитер или протоиерей.
Что касается обращений к священникам, то к священнику не принято обращаться по имени-отчеству. Существуют официальные и неофициальные обращения. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: "отец Георгий", "отец Николай" и т. д. Или просто "батюшка". Обращение «Благословите!» – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте».
В официальных случаях диакона называют - "Ваше Благоговение", пресвитера - "Ваше Преподобие", протопресвитера - "Ваше Высокопреподобие".
Обращаясь к епископу, говорят "Владыка" (Владыка Георгий, Владыка Николай).
В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют "Ваше Преосвященство", архиепископа и митрополита "Ваше Высокопреосвященство".
К Патриарху всегда обращаются: "Ваше Святейшество". Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.
Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения.
Материал подготовил Сергей Шуляк
Ссылки по теме:
КЛИР: удел или владение Бога
ДИАКОН: служитель