23 мая 2017 года в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках сотрудничества с православными преподавателями Московского государственного университета, состоялось выступление Алексея Павловича Козырева - историка русской философии, кандидата философских наук, доцента кафедры истории русской философии и заместителя декана философского факультета МГУ, члена Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ, по теме «У стен Херсониса»: русская философия о цивилизационном выборе России».
Экскурс в историю русской мысли, затрагивающей вопрос о цивилизационном выборе России, А.П.Козырев начал с обращения к самым древним ее памятникам: к «Голубиной книге», в которой представлена более чем характерная беседа князя Владимира с царем Давидом и повествование о пребывающих в Черном море, у Херсонеса, мощей святого Климента, папы Римского – великой святыни, пред которой в день памяти святого отступает море. Затем, к «Повести временных лет» Нестора-летописца, с содержащимся в ней повествованием о выборе веры князем Владимиром и его крещении в Херсонесе, за которым последовало крещение всей Руси. А также, к написанному киевским митрополитом Иларионом важнейшему памятнику древнерусской гомилетической, или нравоучительной литературы - «Повести о законе и благодати». В каждом из этих произведений, как и в большинстве относящихся к теме произведений русской мысли, цивилизационный выбор России, произошедший в купели Херсонеса, осмысляется как промыслительный и единственно верный. В то же время, А.П.Козырев упомянул и о встречающихся в истории русской мысли критических взглядах на определившее цивилизационный выбор страны крещение от Византии, один из которых считает этот выбор искушением, а второй - ошибкой, поскольку более предпочтительным было бы принятие крещения от Рима. В этой связи, А.П. Козырев рассказал о католическом соблазне, произошедшем с известнейшим русским философом XXвека С.Н.Булгаковым, который, находясь в панике после революции 1917 года, решил, что православная Церковь погибла вместе с Россией, и спасение мирового христианство лежит на католической церкви – соблазне, который он по прошествии нескольких лет осудил и от которого отказался.
Тема выступления А.П.Козырева была приурочена к наступающему дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Дню славянской письменности и культуры и дню смерти великого русского мыслителя XX века Алексея Федоровича Лосева, в связи с чем Алексей Павлович ознакомил слушателей с последним текстом, написанным, а точнее, надиктованным А.Ф.Лосевым в его жизни – текстом, посвященным святым Кириллу и Мефодию и воспоминаниям о его гимназическом Новочеркасском храме их имени.
Елена МАЛЕР
|