Статьи - История

ТАЛЕРГОФ — КОНЦЛАГЕРЬ ТОЛЬКО ДЛЯ РУССКИХ

К 100-летию русской трагедии. Геноцид русских в Австро-Венгрии.

В первые дни Первой мировой войны власти Австро-Венгерской империи создали первый европейский концентрационный лагерь, предшественник гитлеровских лагерей и фактически первый в истории лагерь смерти – Талергоф. Этот лагерь был создан именно для русских. Его главной целью был геноцид русского населения с целью проведения украинизации ряда областей Западной Руси, принадлежавших в то время Австро-Венгерской империи.

Концлагерь Талергоф располагался в песчаной долине у подножия Альп, возле Граца, главного города провинции Штирия, и предназначался не для военнопленных или обвинённых в каких-либо преступлениях, а для изоляции и уничтожения тех, кто лишь подозревался в том, что может проявить симпатию к русским — специально для русофилов. 

В Талергоф сажали невинных людей по этническому признаку - только за то, что они считали себя русскими. Сюда были депортированы жители Галиции (территория современных Ивано-Франковской, Львовской и западной части Тернопольской областей Украины, Подкарпатского и большей части Малопольского воеводств Польши) и Буковины (территория Черновицкой область Украины), симпатизирующие или предположительно симпатизирующие России, высланные из Галиции по заявлениям поляков и украинофилов.

Особенно страшными были первые месяцы существования лагеря. До зимы 1915 года в Талергофе не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Среди заключённых было много женщин и детей. Их постоянно подвергали избиениям и пыткам, регулярно производились казни. В лагере был изобретён и ряд новых видов казней (как, например, своеобразное подвешивание на столбах).

Концлагерь просуществовал почти 3 года и был закрыт только в мае 1917 года. За это время через Талергоф прошло не менее 20 тысяч человек.

Всего же в результате австро-венгерского террора на территории Галиции, Буковины и Закарпатья пострадали 120 000 человек. Было убито около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию.

Сообщение о зверствах австро-венгерской армии шли сплошным потоком из всех уголков Карпатской и Галицкой Руси. Российскому обществу особенно невероятным казалось то, что все эти чудовищные злодеяния творили цивилизованные европейцы, еще недавно считавшиеся образцом гуманности и порядка.

Австро-Венгрия — многонациональное государство в Центральной Европе, которое было третьим по населённости государством Европы (после Российской империи и Германии), существовавшее в 1867—1918 годах. На севере Австро-Венгрия граничила с Саксонией, Пруссией и Россией, на востоке — с Румынией и Россией, на юге — с Румынией, Сербией, Турцией, Черногорией и Италией, а на западе — с Италией, Швейцарией, Лихтенштейном и Баварией.

За весь период существования Австро-Венгрии главами государства были всего лишь два человека:

  • Франц Иосиф I (1867—1916)
  • Карл I (1916 — 1918)

Население Австро-Венгрии было многонациональным и включало в себя немцев, венгров, чехов, словаков, сербов, хорватов, поляков, украинцев, румын, словенцев и др. 

Австро-Венгрия, составленная, как лоскутное одеяло из частично завоёванных, частично унаследованных, клочков земли, расчленённых горными хребтами, не могла быть стабильным государством. 

С момента своего образования Австро-Венгрия испытывала существенное давление со стороны славянских национальных движений, охватывавших значительную часть ее территории. На территории страны активизировалось чешское национальное движение, охватившее промышленно наиболее развитую часть страны. Пробудилось национальное самосознания в других славянских регионах — австрийской части Польши, Славонии, Хорватии, Галиции. В Галиции, на Буковине и Закарпатье сформировалось русское движение — Галицкие русофилы (также известно как москвофилы).

Сильные межнациональные распри, в конечном итоге, привели к распаду Австро-Венгрии в 1918 году и образованию полностью этнократических государств. На территории бывшей империи возникло несколько новых государств — Чехословакия, Польша, Австрийская республика, Венгрия. На Балканском полуострове в результате объединения Королевства Хорватия и Славония, Королевства Далмация, Боснии и Герцеговины и Крайны возникло Государство словенцев, хорватов и сербов, которое уже через месяц, после объединения с Королевством Сербия, создало Югославию. Остальные регионы страны вошли в состав Румынии, Югославии и Италии.

Карта распада Австро-Венгрии

Причиной столь жестокой зачистки русофильского населения в Австро-Венгрии являлось бурное национальное возрождение галицко-русского народа, населявшего Галицию и Прикарпатье, входившего в то время в состав Австро-Венгерской империи.

Дело в том, что в Германии и на Западе в XIX - начале XX вв. среди интеллигенции была распространена симпатия к некоторым проявлениям русской культуры, в том числе и восхищение классиками русской литературы — Толстым, Достоевским, Чеховым. Симпатия к русским в западных странах была основана на стереотипах массовой культуры — «русская доброта», «традиционное русское гостеприимство» и т. п., а также на всестороннем исследовании русского и российского менталитета.

В XIX веке Западная Украина, находившаяся в составе Австро-Венгерской империи, также тяготела в культурном и национальном плане к Российской империи. Представители интеллигенции на Западной Украине видели в России освободителя и представителя общих славянских корней. В Закарпатье получил значительное распространение русский язык, где сложилась его особая разновидность («подкарпатская редакция русского языка») и возникла целая школа русскоязычных писателей. Жители Закарпатья (русины) исторически ощущали себя «русскими в Карпатах» и все земли своего края в совокупности веками считали Карпатской Русью. (По одной из версий русины — потомки древнерусской народности, из которой выделились русские, украинцы и белорусы). Жившие в Галичине русофилы воспринимали украинцев только как часть русского народа и даже выдвигали проект слияния всех славян под эгидой России. К концу XIX века в Галичине и Буковине почти никто не считал себя украинцами – так называла себя лишь небольшая горстка людей, участвовавших в «украинском» политическом движении. Кроме того, с начала XX века в Галиции, на Буковине и Закарпатье шёл массовый процесс возвращения униатов в Православие, чему Австро-Венгрия решила сопротивляться самыми жёсткими методами. Начались гонения за «неправильную веру».

В 1890-х гг. в Галичине произошёл раскол национального движения на два враждующих лагеря - на большинство «русофилов» и меньшинство «украинофилов». Украинофилы выступали за создание украинского литературного языка на народной основе, то есть письменного языка с Украины (в то время входившей в Российскую империю). Их идеология в общих чертах сводилась к тому, что русский народ Юго-Западной Руси – это совсем другой народ, чем тот русский народ, который живёт в Северо-Восточной Руси, и потому ему необходимо обрести другое имя и особое самосознание.

Австрийское правительство поддержало украинофилов (как украинский национальный проект), а против русского движения была развязана борьба. Начавшаяся с закрытия всех газет, культурных и общественных организаций русофильского направления, она вскоре перешла в массовые аресты всех заподозренных в русофильстве.

Чаще всего в отношении «русофилов» выдвигались голословные обвинения в шпионаже в пользу России, хотя понятно, что шпионов не может быть тысячи. Другое типичное для этой кампании обвинение – в «пропаганде православия».

С началом Первой мировой войны на русское движение австрийских Галичины, Закарпатья и Буковины обрушилась волна репрессий. Наименование себя русским и православное вероисповедание трактовалось как государственная измена. По заранее заготовленным спискам «политически неблагонадежных», которые составлялись полицией на основе донесений польских и украинствующих активистов, была арестована почти вся русинская интеллигенция и тысячи крестьян. Точное количество жертв репрессий по сей день остаётся спорным, но счёт идёт на тысячи. Репрессии прекратились только в 1917 году, после смерти Франца-Иосифа (1830—1916) и фактического выхода России из войны.

Называть произошедшее обычной "этнической чисткой", наверное, было бы вряд ли корректно. Это был геноцид. Откровенный, ничем не прикрытый. Который продиктован был, помимо всего прочего, яростной русофобией самих немцев и венгров.

Кайзер Вильгельм в своих дневниках писал, что ненавидит всё славянское до дрожи и что его даже по этому поводу совесть мучает, так как оно "не по-христиански", но поделать с собой он ничего не может. Русофобия пропитала весь немецкий политический спектр, от Кайзера, до Фридриха Энгельса. А ведь это абсолютно полярные персонажи. И эту же накалённую, пышущую жаром русофобию они передали своим "украинствующим" подопечным - будущим петлюровцам и бандеровцам. Не случайно их главным принципом стало: "Убить русского в себе!".

Приходится признать, что геноцид восточных славян Австро-Венгрии оказался весьма успешным: русофильству, православию и традиционной идентичности в Галичине и отчасти в соседних областях был нанесён сокрушительный удар.

В результате всей этой геноцидной кампании доля восточных славян, проживавших в одном только Львове, сократилась в два раза, а украинское движение, разжигавшее ненависть ко всему русскому, превратилось из весьма немногочисленного в преобладающее.

Теперь на месте концлагеря Талергоф расположен аэропорт Грац-Талергоф, и его поверхность столь же ровная, как и историческая память галичан. Талергоф вычеркнут из памяти местных жителей. Тотальная украинизация не оставила места для этой памяти, ведь эта память сама по себе – мина под украинский национальный проект. 

Украи́нство, украинская идея (в наши дни также известны как украинский национальный проект) — это однозначный проект, проводимый попеременно несколькими зарубежными центрами, один из альтернативных вариантов формирования национальной идентичности восточнославянского населения Галиции и населения Малороссии, происходившего на рубеже XIX и XX веков. Украинский национальный проект был изобретён неким Павло Свием - польским сепаратистом, люто ненавидевшим всё русское. Вот ему и принадлежала нехитрая идея, искусственно углубив субэтнические различия, оторвать от русского народа его западную часть. Он первым издал "украинский словарь", выдав диалект за самостоятельный язык и даже попытавшись перевести его на латиницу. Потом идею подхватили власти Австро-Венгерской Империи, начавшие финансировать это начинание. В последствии проект был подхвачен Германией и Англией.

Украинство неотделимо от русофобии (враждебное отношение к России и русским), так как способно утверждаться только на его основе.

Украинство – особая идеология, лишь имеющая формы национального патриотизма. Один из идеологов украинского национализма Михаил Грушевский в своих статьях, опубликованных в различных московских и С.-Петербургских изданиях, призывал «украинское племя» к самостоятельной государственной жизни. Украинским националистам приходилось «начинать с нуля», то есть с привития местному населению нового, прежде не существовавшего самоназвания и самосознания. И связано это в первую очередь с первичным отсутствием той этнической идентичности, на которую она могла бы опираться и на базе которой она могла бы строить нацию. А единственный путь создания нового украинского народа – этноцид (политика уничтожения этнической или национальной идентичности, самосознания народа) местного русского населения. Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память или значительную её часть, в ряде случаев также своё самоназвание, культуру, вероисповедание, и ассимилируются либо занимают подчинённое, угнетённое положение в отношении тех, кто подверг их этноциду. Сознательная политика ассимиляции не является физическим уничтожением людей, но результат ее проведения тот же: сокращение (вплоть до полного исчезновения) числа людей, считающих себя принадлежащих к какой-либо национальной группе.

Более того, для того, чтобы заставить миллионы людей отказаться от имени предков, время от времени оказывается необходим и прямой геноцид, то есть физическое уничтожение особо упорствующих.

В наши дни мы видим, как нынешняя киевская власть перешла к откровенному истреблению проявивших сопротивление насильственной украинизации жителей Донбасса. О геноцидном характере карательной операции на Юго-Востоке Украины, является то, что уничтожению подлежат не только активные политические и общественные деятели, а всё население – с детьми, женщинами, стариками. Уничтожение мирных жителей и их изгнание с Украины является важнейшей целью проводимых военных действий.

События на Юго-Востоке показывают, что и в наши дни украинство может утверждаться на новых территориях именно через истребление «особо упорствующих»

Проводя параллели событий 100-летней давности с нынешними методами карательной операции на Юго-Востоке Украины, направленными против собственного народа, который не пожелал отрываться от своих русских корней, вспомним, что говорили о наших братских народах православные старцы.

Старец схиархимандрит Серафим (Тяпочкин) (1894-1982) был тем благодатным старцем, который смог взять икону святителя Николая Чудотворца из рук окаменевшей девушки Зои в знаменитом чуде «Зоино стояние", потрясшем в 1956 году жителей советского Куйбышева. Батюшка сподобился от Господа благодатных даров любви к людям, непрестанной сердечной молитвы, прозорливости и исцелений. На вопрос, что будет с Украиной и Белоруссией, старец отвечал: «Те, кто в этих народах против союза с Россией, даже, если они считают себя верующими, - становятся служителями диавола. У славянских народов единая судьба, и ещё скажут своё веское слово преподобные Отцы Киево-Печерские, они вместе с сонмом новомученников Российских вымолят новый союз трех братских народов...»

Об общей судьбе Украины и России говорил и другой современный старец схиархимандрит Иона Одесский (Игнатенко) (1925-2012), авторитет которого не оспаривается никем. Старец скорбил о том, что политики отрывают Украину от России и говорил: «Через год после моей смерти начнутся большие потрясения, начнется война, начнется голод. Продлится это 2 года и закончится большой войной. Будет много крови, после чего возродится Святая Русь...Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь. Это Божий Промысел. А разделить нас решили враги, чтобы уничтожить Православие на Малой Руси. Но Господь того не допустит.»

На основе статьи Олега Борисовича Неменского, Центр исследований проблем стран ближнего зарубежья

Ссылки по теме:
Документальный фильм «УКРАИНА.RU» (2014)