Всегда имейте мысль о смерти, о Суде, о геенне, о последней минуте в жизни, о Царстве Небесном, о славе истинно верующих, об окончательном решении в день Страшного суда, поскольку все это заставляет нас бодрствовать. Стоит только представить себе, что умрешь, но не знаешь когда, то как же не готовить себя к этому часу?
Кто может сказать, встретимся ли мы завтра, когда взойдет солнце? Увидимся ли? Уверены ли мы, что доживем до завтра? За это нельзя ручаться, ведь жизнь не в наших руках. Придут болезнь и страдания – и все кончено. Но если размышляешь о смерти, то это очень помогает не грешить.
И мысль о смерти – самый большой советник, самый добрый советник, который должен сопровождать тебя по жизни. Так говорят святые отцы. Святого Василия спросил философ Эвбул, большой ученый: «Василий, в чем суть философии? В чем заключается самая высокая философия?» – «Постоянно думать о смерти».
Что мы собой представляем, братья? Прах и пепел. Черви зловонные земли. Персть земная. «Горсть земли на дне могилы». Вот кто мы есть на самом деле. Чем нам хвалиться? В чем нам упорствовать? Что мы создали? Может быть, новое солнце на небе, новые звезды, новые небеса? Самое большое безумие – превозношение. Самое большое безумие – это то, что человек не понимает, что он не всевластен.
Прихворнул ты вечером и до утра не дожил. Ты ушел, умер без покаяния – и пропал! Где теперь тираны? Где императоры? Где сильные века сего? Где шахиншахи Персии? Где императоры Китая? Где турецкие султаны? Где фараоны древнего Египта? Где Наполеоны Франции? Где русские цари? Где кесари Рима? Где кайзеры Германии? Где же они? Где?
В глубинах ада, если не сделали ничего доброго! А если сделали хоть немного доброго, счастье им, что перешли из одного в другое Царство. Господь судит всех. Атомный потоп у дверей – во мгновение ока можем потонуть. И тогда увидит человек, на кого он гневался и на кого сердился.
Что Он сделал для нас? Ты закроешь в ответ глаза и скажешь: «Послушай, а ведь я не знаю!» Подумайте только, сколько безумства в этом! Сколько хулы! «Возопили они до небес», – как говорится о грехах в Псалтири.
Горе нам! Лучше нам не родиться на этой земле, чем говорить такое. Горе нам и всем тем, которые твердо верят, что без Бога могут что-то сделать. Горе нам! Спаситель сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас… ибо без Меня не можете делать ничего». Что мы можем сделать? И вот все кончено. Но куда ты идешь? Если бы и продолжался ад 200 тысяч лет, все казалось бы, что мало. Потому что веришь: «Ну что ж, после 200 тысяч лет я освобожусь». Но там – вечность.
Святой Антоний говорил ученикам: «Всегда вспоминайте о вечности. Всегда думайте о том, что если вечером ты увидел закат солнца, не будь уверен, что доживешь до завтра. И если утром увидишь восход солнца, не будь уверен, что увидишь закат. Поскольку не в наших руках жизнь наша».
Горе мне! Нам говорит Псалтирь: «Господи, ты пядями измерил дни мои». Ведь не проживет и лишнего часа человек, когда придет смерть.
Вот одна история. Был некогда в Персии правитель. И был он очень падок на золото. Сделал мебель из золота, дома все покрыл золотом, мебель же из благородного дерева бросил в огонь. Был он таким любителем золота, что собрал золотых монет в 75 сундуках, – таким он был скупцом. И наложил на народ тяжкие подати и угнетал людей всеми возможными способами. Супруга его была женщиной мудрой:
– Послушай, зачем нам столько золота?
– Молчи! Золото более могущественно, чем все прочее на свете.
И заболел смертельной болезнью царь. Тогда созвал он всех персидских мудрецов, чтобы узнать, сколько ему осталось жить. И был у него ученейший философ и врач, которого звали Синдонием. Сказал он царю всю правду без утайки. Царь удивился, что не польстил он ему. Есть люди лицемерные, злые, которые льстят: «Ваше величество проживет еще много лет!» Но этот врач сказал правду. Царь мог бы его казнить, мог бы погубить его, но, проснувшись позднее, сказал: «Ну что же, он прав, всегда он говорит мне правду». Правду всегда гонят. Спаситель сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас».
И призвал царь врачей и философов, которые говорили ему: «Ваше величество проживет еще столько лет!» И позвал Синдония. И спросил у него царь:
– Синдоний, что скажешь, буду ли я жить?
Положил тот руку свою на царское запястье, чтобы посчитать пульс:
– Не успеет завтра солнце взойти, как ты умрешь!
– Ты уверен?
– Да, уверен. Если же не случится этого, то пусть слетит с плеч моя голова. Позволь мне дожить до завтра!
Тогда царь спросил остальных.
– Ваше величество, – сказали они, – все хорошо, вы еще свое поживете!
– Я действительно проживу дольше, чем сказал Синдоний. И за каждый час я даю по сундуку золота тому, кто даст мне еще время жизни! С этими 75 сундуками золота я смогу прожить еще 75 часов! – сказал царь.
И все придворные сказали:
– Ваше величество, вы еще поживете!
Один говорил, что сделает уколы, другой, что сделает массаж, этот твердит про лекарства, тот, что поставит царя на ноги…. И все только для того, чтобы получить сундук с золотом!
Снова призывает царь Синдония:
– Что скажешь, Синдоний? И тебе я дам сундук с золотом, если я проживу хоть час больше, чем ты мне сулил.
Отвечал Синдоний:
– Даже если ты дашь мне все, тебе я ничего не могу дать – ни часа, ни мгновения, ведь над жизнью мы не властны, а один только Бог.
– Что еще скажешь?
– Как уже говорил тебе: срок – до восхода солнца. Когда останется полчаса до восхода, ты отойдешь в мир иной.
Другие же тем временем настаивали:
– Ваше величество, оставьте Синдония, дайте нам денег, чтобы мы сделали все, что в наших силах. Привезем лекарства из каких только возможно стран…
Царь был готов отдать те 75 сундуков с золотом, чтобы только еще пожить:
– Даю сундук за каждый час! Только чтобы не было так, как сказал Синдоний!
Как будто оставались еще 75 часов? Безумие. Чтобы человек мог распоряжаться своей жизнью?!
Послушай, брат, когда речь идет о правде, всегда говори только правду. Мы не распоряжаемся жизнью; как так можно: дай сундук с золотом – и проживешь еще час?
Но я, не зная, когда умру, хотел бы, чтобы Господь дал мне час на покаяние! Видишь, сколь дорога жизнь? Но «если хочешь жить во веки веков, исполняй волю Божию, обратись к покаянию и твори добрые дела и будешь жить во веки веков». Если же нет, то ждут тебя мучения во веки веков. Избави нас, Боже, от этого! Избави, Господи! Поэтому я и сказал, чтобы мы не уповали на человеков, упаси Бог, и на их слова. Каждый человек просто горсть пустой земли на дне могилы. Сходи на кладбище и покажи мне, кто есть император, кто воин, кто министр и кто генерал. Сходи к тем, кто умер 50–60 лет назад. Там мне покажи, где митра архиерея, где корона императора, где трость философа, где генеральские нашивки; покажи мне, чтоб мы увидели! Мы равны с теми, что там. Мы – прах вместе с ними. И ты можешь мне говорить, что это неправда? Не можешь так говорить во веки веков. Вот что мы есть! И не будем надеяться в этой жизни. Ведь всех обманывает эта жизнь и со всеми играет. Ты окажешься на дне адовом, если понадеешься на нее. Но если в этой нашей столь кратковременной жизни кто-то из нас сделает хотя бы самое малое для спасения души, то тогда такой человек – самый умный на всем белом свете. Располагая столь малым временем, пока продолжается наша жизнь – которая всего лишь переход, краткое пребывание на этой земле, мы можем обрести вечность – жизнь вечную.
Потому не нужно тебе возлагать надежд ни на это бренное тело, ни на деньги, ни на сановников, ни на славу, ни на дворцы, ни на богатство, ни на науку, ни на ремесло, ни на красоту, ни на что-либо другое. Все это – мираж. Разве не слышал, что воспевает святитель Иоанн Дамаскин? Великий ум!
«Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение – и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею».
Это стихира, которую воспевают, провожая умершего до могилы. Ты слышал, что говорится? «Все ничтожнее тени. Все обманчивее сновидений. Одно мгновение – и смерть все отнимает». Что заставляло святых отцов плакать всю жизнь? Для чего они постились и проливали море слез, и среди них такой святой, как Арсений Великий? Он носил платок за пазухой: столько слез он лил, что должен был постоянно вытирать их. Ум его был на небе! Выпали у него ресницы из очей, и было ему 70 лет – и всегда в пустыне. Почему? Потому что размышлял о вечности.
Пришел раз один человек ко мне, который не мог отстать от некоего греха, хотя и был уже преклонных лет, и говорит:
– Дай мне строгое послушание, отче: не могу отказаться от курения.
– Старче, брось курить, ведь окажешься в аду!
– Отче, я привык и не могу бросить.
– Да ведь ты уже старик и не знаешь, когда придет смерть.
– Хочу я избавиться от этой привычки, но не знаю как.
– Если ты не можешь избавиться от греха, как сможешь выдержать адское пламя?
– Боюсь ада, но не могу бросить курить.
Рядом был подсвечник с толстой свечой, и я ему сказал:
– Подойди сюда! Подержи палец над огнем!
– Ой, не могу!
– Нет, держи!
И я взял его за руку и удерживал ее над свечой.
– Не могу больше, отче, жжет!
– А теперь возьми свечу, брат! Когда явится тебе диавольское желание, зажги свечу и держи над ней руку. Хочешь отправиться в ад? Там нет никаких свечей. Раскаленные печи там, в миллиарды раз горячее, чем эта свеча. Положи руку на огонь и постой так, пока не пойдет кровь, пока не рассыплются кости! Увидишь, появится ли опять у тебя желание?
– Хорошо, отче, так и сделаю. Ни одной сигареты больше, пока жив буду.
– Не только. Если овладеет тобой какая-либо страсть – клади руку на огонь и так держи ее, пока не вспомнишь об адском огне. И вот тебе правило: говори «Господи Иисусе» и – руку на огонь. Посмотрим, привлечет ли тебя еще эта гадость?
Да, если забудем об этом огне, от вечного огня не убежим!
Горе нам, поскольку напрасно мы видели солнце над землей. Что, думаешь, это шутка, брат? Тебе говорит Христос, тебе сказали пророки, тебе сказали патриархи, тебе сказали праведники, и придет Господь с небес и скажет тебе, что есть огонь вечный. Где «огнь неугасающий и червь неусыпающий»! Придет Господь сказать, что есть огонь вечный. Кому еще из нас, братья, нужно говорить о Страшном суде? Ведь сказано: «Свяжут ему руки и ноги и бросят во тьму кромешную, где плач и скрежет зубовный». Это разве шутка?
Господь говорит! Тебе объяснили, что есть геенна, где огнь черный без света, в миллиарды раз горячей, чем этот, и нет у него ни конца, ни границ во веки веков, где мучаются черти и грешники. Ты знаешь эту историю, приключившуюся с иноком Андреем? Который пробыл в геенне три минуты, а ему показалось, что прошло более 300 лет? Ты видел, что за чудо. Только подумайте! Разве это шутка? Когда тебе скажут: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». Какая правда у Него! И дальше: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Ты слышал? Для одних уготовано Царство, для других – вечные муки. Избави Бог! Встанем добре, вонмем! Чтобы не обманула нас эта жалкая жизнь и наше греховное тело никогда не привело бы нас к смерти. Это тело – самый лучший друг диавола, самый лучший среди всех. Оно ведет тебя к чревоугодию, к питию, к многоспанию, к развлечениям, к лени, к страстям, к сребролюбию.
Посмотри, как диавол влечет тебя ко греху! Спутник злой и лукавый, который постоянно нас порабощает, всегда нас марает и всегда грозит отогнать ангела Божия от нас. Это самый большой враг, который влечет к смерти и вечной муке.
Но Господь пришел со Своим даром и дал нам крещение, и дал нам оружие – покаяние и исповедь, чтобы мы могли исправиться и могли спастись.
Источник: Православие.ru
|