Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
Будем относится к людям с простотой и спокойно реагировать когда нам делают замечания. Если человек живет и действует просто и с добрым помыслом – он радуется когда его ругают.
***
Монашество благоприятствует очищению помыслов, так как инок видит и слышит вокруг хорошее.
***
Мы не должны разбирать по косточкам человека сказавшего что-нибудь догматически неверное по своей простоте. Следует относиться к этому с добрым помыслом, так как Господь будет судить его по-своему.
***
Слова Евангелия «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви»[1] не означают, что Господь изначально был несовершенен в знании и добродетели и преуспевал в них по мере взросления. Он всегда обладал всей полнотой Знания и Святости (так как был соединен с Божественной ипостасью), но открывал их миру постепенно, чтобы люди не устрашились и могли его принять.
***
Христа ради юродивые обладают великим смирением – поэтому Бог открывает им Свои тайны. Раньше на Святой Горе Афон было много блаженных. Когда Священный Кинот[2] принимал ошибочное решение они собирались около колокольни Протата и начинали траурно звонить в колокола. Многие люди относились к ним с благоговением и понимали о чем те хотят сказать.
Протат
***
Меня пугает не то, когда у человека много страстей. Гораздо страшнее другое: когда нет стремления к борьбе с грехом и желания исправиться. Люди привыкают к определенному образу жизни и привычка становится для них второй натурой. Таким исправиться сложно, они могут прожить свою жизнь рядом со святыми людьми, но так и не получить пользы.
***
Бог уважает нашу свободу, поэтому мы должны сами попросить Его о помощи.
***
Тело человека стареет, но сердце никогда.
***
Ум новоначального монаха атакуют мирские, богохульные и нечистые помыслы. По мере возрастания в духовной жизни он все больше думает о вещах нейтральных (не греховных, но в тоже время и не полезных). Когда продвинется по лестнице духовного возростания еще выше – во время молитвы помысел начинает с ним что-то вроде духовной беседы. Он думает что это хорошо, а это всего лишь козни лукавого, желающего отвлечь его от молитвы. Это можно сравнить с тем, как если бы во время Евхаристии нас кто-то окликнул, и мы вместо того чтобы причаститься, вступили бы с ним в беседу.
***
Очень полезно для детей учиться церковному византийскому пению. Их ум удаляется от вещей тщетных и греховных, они освящаются и славословят Бога.
***
Диаволу не под силу исцелить ни одной болезни. Он лишь может “вылечить” человека, который заболел из-за воздействия нечистой силы.
***
Самоубийцы, как правило, страдают от эгоизма. Диавол помрачает им ум, приводит к отчаянию и подталкивает к тому, чтобы наложить на себя руки. Когда у человека есть смирение, даже если по его вине произошло какое-то недоразумение или скандал, он не будет совершать самоубийство. Если наложит на себя руки человек душевно больной – его можно хоронить на территории кладбища, так как у него есть смягчающие обстоятельства.
***
Псалтырь – богодухновенная книга, наполненная умилением и благоговением. Давид похож на простого мастера, который хотя и не был архитектором, воздвиг величественное и прекрасное здание.
***
Когда закроются наши телесные очи и откроется духовное зрение – увиденное поразит нас. В другой жизни нас ожидает много неожиданностей.
***
Мы должны посвящать Богу свое время и силы. Но иногда надо остановиться и просто осмыслить нашу духовную жизнь – то, что мы делаем и читаем.
***
К своей боли надо относится так, словно ее совсем нет.
***
Сегодня многие хотят стать монахами, но у них нет духовной закваски. Мы отклонились от Предания. Не стараемся подражать подвигам святых. Мы должны сравнивать себя с подвижниками, а не смотреть на тех, у кого есть большие или малые страсти и сравнивать себя с ними.
***
Чем больше ты трудишься – тем больше радости и благодати получишь от Бога.
***
У многих молодых людей сегодня есть духовные интересы. Они ищут ориентиры и примеры для подражания, поэтому мы должны жить по Воле Божией – чтобы иметь возможность принести им пользу. В противном случае, будем держать ответ за тех кто приходит к нам в поисках примера, а уходит без пользы или даже с вредом для своей души.
***
Чтобы наш завод (то есть ум) прекратил производство дурных помыслов – мы должны избавиться от хитрости. Тогда обретем духовное здоровье.
***
Чтобы помочь ближним стать духовными людьми мы не должны относиться к ним несправедливо. Несправедливость – это желание сделать их такими как мы сами, дать им ту же [духовную] пищу, которая по нраву нам самим. Мы не принимаем в расчет расположение, потребности и желания других.
Источник: Agionoros.ru
[1] Лук. 2:52.
[2] Священный Кинот – главный управляющий орган Святой Горы.