После Своего Крещения Христос удалился в пустыню ради поста и молитвы, и как сказано в Мф 4:1, «для искушения от дьявола». Таков был Его путь к спасению мира: взять на Себя грехи мира, будучи (и оставясь) безгрешным, и при этом идти путем всех людей - но и Своим, и встречать искушения. Это нелегко себе представить, поэтому и нужно постоянно вчитываться в слова Благой Вести. Выдержав 40-дневный пост, Иисус «напоследок взалкал».
Тут полезно уяснить, что Он испытывал, как это называется, дозволительные страсти: голод и жажду, усталость, сонливость; мерз и страдал от жары. А также шутил, огорчался, плакал и гневался. Заметим, что как-то так сложилось, что именно против этих страстей часто бывает направлено острие аскезы, в то время как более серьезные вещи остаются почти без внимания: мы стараемся не есть - и гордимся этим, а ведь гордыня гораздо хуже утоления голода (об обжорстве речи нет). Да, кстати, на усложненном языке дозволительные страсти называются также неукорительными, а вот кто-то не может удержаться, чтоб не укорить ближнего за то, что тому есть (пить, спать) хочется. А уж если попросишь не оскорблять...
И.Н. Крамской Христос в пустыне. 1872.
И грянули искушения. Первое: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».
Замечательно, что логическая схема искушения и доныне та же: «докажи, что ты не слабак». И миллионы людей тотчас берутся «доказывать», демонстрируя этим зависимость от чужого мнения и страх. Причем зачастую если подумать, а так ли важно мнение именно этого человека, то результат будет такой: конечно, нет, он мне даже попросту не нравится, но ославит же...
В ситуации искушения в пустыне нельзя не принимать во внимание еще и голод; вроде бы так легко соблазнить голодного хлебом, простенько так. И ведь действительно Сын Божий, и действительно мог бы превратить камни в хлеб. Но не стал. Дело в том, что Иисус никогда не делал ничего для Себя, хотя и мог бы, а только для того, чтобы дать людям уверение в силе Божией и в милости, - но и не только в этом дело. Негоже Сыну Божию действовать по указке дьявола. А, между прочим, и все мы усыновлены нашим Творцом во Христе Иисусе, так что и нам это не к лицу.
А слова Христа таковы: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». В сущности, Он не разговаривает с сатаной, а приводит цитату из Ветхого Завета; «не хлебом единым...» - это Втор 8:3. И это важно в том смысле, что показывает нам неразрывную связь двух Заветов и актуальность Ветхого даже при том, что нам дан Новый.
Второе искушение еще похлеще; сатана возносит Христа на крыло храма и предлагает: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Тем самым обнаруживается, что враг рода человеческого при случае тоже может цитировать Писание; это слова из 90-го псалма. Коварство этого искушения раскрывается ответом Христа: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Втор 6:16).
А ведь это для нас проблема: установить себе запрет на выпрашивание чего-то чудесного, такого, «чтобы все ахнули», в чем проявляется и нездоровое любопытство, и тщеславие, и глуповатое желание узнать степень своей «святости». Хотя и есть у нас образцы: «Се, раба Господня», сказанное Богородицей, и «да будет воля Твоя», сказанное Ее Божественным Сыном - Отцу.
Наконец, дьявол с горы (обратите внимание: в Ветхом Завете отпадение от Единого Бога характеризуется устроением мест поклонения «на высотах») показывает все царства мира и славу их: «все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Здесь можно усмотреть то, что на современном языке называется особым цинизмом, потому что мир и так принадлежит Богу. Но ведь дело еще и в том, что сатана предлагает Христу владеть миром не в духе Божием, а особым, сатанинским (попросту - диктаторским) образом, когда что хочу, то и ворочу. А между тем известно, что Бог сотворил мир в любви и даровал ему свободу. Свобода - это сложно, это труд, поэтому мир с ней до сих пор не освоился. Только полезно помнить, что отказ от свободы - дело дьявольское. Как, впрочем, и злоупотребление ею.
Ответ Христа - снова цитата из Писания: «написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Втор 6:13, а это уже заповеди Моисеевы! - см. также Втор 10:20).
И дьявол отходит, а Христу служат Ангелы.
Вот после того, как Иисус поборол искушения, Он и выходит на проповедь.
Искушения Христа от сатаны (в дальнейшем будут и от людей) - повод для длительных и глубоких раздумий. Вот некоторые предложения к таким раздумьям.
Никто не гарантирован от искушений. Встречать их нужно спокойно, достойно и трезво. При этом хвостатые не выносят, когда над ними смеются, испробовано многократно: убегают, поджав хвост. Но для этого нужно самообладание. Очень люблю молитву при искушении: «Предложение твое, враже, на главу твою. Матерь Божья, помози мне!». И много раз читаетася «Богородице Дево...». Люблю также рассказ про монаха, который «запер» беса в умывальнике крестом и заставил петь «Херувимскую». Сначала не получалось, а потом пошло - и бес превратился в ангела и улетел.
Писание - наша защита и опора. Бывают случаи, когда помощи ждать неоткуда - только от Бога через Его Слово: Священное Писание и богоданные молитвы.
В этом эпизоде (как и во многих других) Христос являет нам Свое поистине Царственное достоинство. Об этом не следует забывать. представлять его бесконечно мягким и уступчивым неполезно: в Нем была сила. И она остается в Нем. Этой силой Он создал мир, спас его и пребывает в нем до конца времен как Глава Церкви.