Любой грамотный советский человек должен был знать: что первично – бытие или сознание? Разбуди его среди ночи, он заспанным голосом лепетал правильный ответ: «Бытие определяет сознание». Эта цитата из Маркса считалась единственно верным ответом на основной вопрос философии. Признаюсь, единственно верный ответ меня всегда поражал своей двусмысленностью, которую упорно не замечали марксисты. Где двусмысленность? В словах «Бытие определяет сознание» подлежащим может выступать как «бытие», так и «сознание». Ответ означает, что сознание определяется бытием или... наоборот, что бытие определяется сознанием. По многим причинам Маркс не помощник нам в размышлениях о проблеме бытия. Между тем проблема эта волнует не только философов, но и многих думающих людей.
Именно с книги Бытия начинается наше Священное Писание. За первой книгой пророка Моисея закреплено философское название. Эта книга наставит человека, который мучается, быть ему или не быть? Быть! – потому что человек сотворен Богом, и в жизни человеческой есть высокий смысл. Есть достойная цель – стать подобием Божиим. Поможет книга Бытия и тому, чья мысль не тонет в круговороте повседневных забот, а стремится к началу всех начал. Книга святого Моисея с первых слов говорит о главном: «В начале сотворил Бог небо и землю». Вечный Бог положил начало миру. Безначальный Бог создал мир, и ко всему созданному относится с деятельной любовью.
Фото: Православие.ru |
Греческое название книги – Генесис. В русском языке это слово прижилось и без перевода: генезис, то есть возникновение. Под космогенезом понимают возникновение мира, под антропогенезом – возникновение человека. Об этом и рассказывает первая книга Библии: «Сия книга бытия (греч. Авти и вивлос генесеос) небесе и земли» (Быт. 2:4). Так читаем в славянской Библии. А в русской Библии вместо «бытия» значится «происхождение», и сам стих немного короче: «Вот происхождение (евр. Эле толедот) неба и земли» (Быт. 2:4). Происхождение неба и земли по сути и есть космогенез. Все мировое бытие творится Богом для людей как их место обитания, дом: «Сия книга бытия человеча» (Быт. 5:1). Вот и антропогенез, или «родословие Адама» (Быт. 5:1) согласно русской Библии. К этому надо добавить еще этногенез, описание того, как появился народ Божий (Быт. 10 и до конца книги).
Ежегодно Церковь прочитывает книгу Бытия на службах великого поста. На протяжении нескольких недель храмы оглашаются дивными откровениями, данными через пророка Моисея. И верующие смиряют свои души, прислушиваясь к словам о начале миробытия. Правда есть одна особенность, Бытие читается по будням. Не получается у меня приходить в храм так часто, чтобы услышать там всю книгу Бытия. Из этого не следует, что за великий пост я не могу дома прочесть эту книгу. Домашнее чтение священной книги будет для меня духовной пищей великого поста и в какой-то мере участием в церковно-постовой службе. Так рассуждая, я поставил себе правилом: за четыредесятницу как минимум прослушивать аудиозапись книги Бытия, а при благоприятном течении дел – прочитывать книгу. В этом году я надеюсь прочесть Бытие по греческой Септуагинте (древнему переводу семидесяти). К концу первой седмицы, благодарение Богу, добрался до переселения Авраама (Быт. 12).
* * *
О чем говорят живые строки первой ветхозаветной книги? Бог творит мир буквально из ничего. Наши тела и души не вечны. Нас не было, мы существуем только благодаря Богу. Поэтому нам нечем гордиться, мы всем обязаны Ему. И это смиряет душу, возводит ее к Создателю с благодарностью за счастье быть. Бог призывает из ничтожествования весь этот мир, и человек предстает как венец творения. Человека, в отличие от других живых существ, Господь создает по Своему образу. В райских условиях человек получает «заповедь о посте»: плоды всякого дерева можно есть, только от дерева познания добра и зла нельзя. Нарушение воли Господней влечет за собой фатальные последствия. Змей соблазняет первых людей, они нарушают заповедь. Происходит грехопадение, Бог старается привести Адама и Еву к покаянию. Но каждый из них предпочитает свалить вину на другого. (Подобный уход от покаяния не так уж редко происходит на нашей церковной исповеди.) Нераскаянность Адама и Евы приводит к проклятой, обреченной на смерть жизни людей. Таково происхождение зла.
Вместе со словами осуждения прародители слышат Божие пророчество змею: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем тоя: той твою блюсти будет главу (или сотрет, евр. йешуфеха рош)» (Быт. 3:15). С тех пор древний змей и все змеиное отродье, то есть падшие ангелы, воспринимаются людьми как заклятые враги. Человечество ждет век за веком Того, кто поразит сатану сокрушительным ударом. И вторая Ева, Пречистая Дева Мария рождает Победителя греха, Победителя всех злых сил. Семя Пресвятой Жены поражает змия в голову. На Кресте искуплены все грехи, воскресший Господь Иисус является как Царь, одержавший победу над нашими врагами. Но к этому торжеству ведет долгий путь. Начальные его стадии прослежены в книге Бытия.
Падшее человечество грешит и борется с грехом. Каин из зависти убивает Авеля, хотя Господь и призывает его бороться с греховными устремлениями: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Древнее человечество настолько коснеет в грехе, что умирает в водах всемирного потопа. Господь спасает лишь одну семью праведного Ноя. Один из трех сыновей Ноя старается посрамить отца, перед братьями принизить отца и возвысить себя. Напрасно. Братья смиряются перед Ноем и оказывают отцу почтение, а тщеславный поступок Хама до сих пор называется отталкивающим словом «хамство». Преемство праведной жизни переходит от Ноя к Симу и дальше из поколения в поколение к Аврааму, Исааку и Иакову.
Гордые люди земли сплачиваются в амбициозном проекте, они строят вавилонскую башню. С земли она кажется огромной, до неба. А с небесной выси видится муравьиное копошение маленьких человечков, их безумное стремление приравняться ко Всевышнему. Бог смиряет гордых, Он устанавливает языковые барьеры. Единомышленники перестают понимать друг друга, башня остается недостроенной. Возникают разные языки, появляются новые племена. Вот и этногенез. Среди множества людей разных народов книга Бытия прослеживает поколения людей Божиих, особое родословие.
Бог даровал человеку свободу, и каждый волен выбирать себе путь. Так было и в семье Авраама. Исаак наследовал благословение отца, а другой сын Авраама, Измаил, – нет. И это зависело не от родительских пристрастий. Любимым сыном Исаака был Исав, но он продал свое первородство, и благословение получил другой сын, Иаков. В материальном плане Исав не понес убытка, но с духовной точки зрения Исав оказался в стороне от настоящей жизни. Патриарх Иаков, не будучи человеком, состоящим из одних достоинств, всеми силами боролся за одухотворенную жизнь, настоящую жизнь. Его большая семья описана в Библии с почтением, но без прикрас. Один из сыновей Иакова прошел страдальческий путь, стал великим человеком и спас всю семью от смерти. Судьба Иосифа представляет собой живое пророчество о Спасителе.
* * *
Иаков относился к Иосифу как к любимому сыну. Братья Иосифа в гневе решили его убить, но старший брат уговорил их смягчиться. Иосифа продали в рабство за 20 сребрянников. На положении невольника Иосиф оказывается... талантливым организатором, как бы сейчас сказали. Хозяин назначает его управляющим над своим имением. Более того, чудесным образом в его руках оказываются экономические рычаги всей страны, не только из-за того, что он умелый хозяйственник. – Иосиф благословлен даром пророческого предвидения. Однако его жизнь в Египте не обошлась без испытаний, он прошел через тюрьму, куда попал по ложному обвинению в блудных поползновениях. Когда из Палестины приехали братья Иосифа искать хлеба, Иосиф принял семью под свое покровительство. Братья раскаялись и смирились перед ним. Да, книга Бытия приводит древние свидетельства о покаянии. И не только такой проницательный христианский ум, какой был у преподобного Андрея Критского, может их найти. Сошлемся еще на одно свидетельство: кается Иуда, сын Иакова (Быт. 38:26), он тяжко согрешил против своей невестки.
...Жизнь ветхозаветных патриархов проходит в борьбе за Божие благословение. Противоборствуя греху, отдельные люди стараются объединять свои усилия. Горячее желание жить в мире с Богом сплачивает людей. К концу книги Бытия люди Божии уже составляют не просто семью, но нечто большее – род. Господь сохраняет Свой избранный род от гибели, хотя и не помещает его в какие-то искусственные тепличные условия. Вторая книга Моисеева начинается с того, что потомство Иакова в Египте умножилось и составило целый народ. Между Бытием и Исходом избранный род становится народом. Под водительством пророка Моисея этот народ переживает многие испытания и преображается в ветхозаветный народ Божий. Во время исхода из Египта люди совершают ветхозаветную Пасху – она указывает на спасительную жертву Христову. Это было «во время оно». А что в наши дни? Народ Божий по церквам готовится к участию в новозаветной Пасхе, и, читая книгу Бытия, славит Бога за все благодеяния, от дней древних до дня нынешнего.
|