Иуда Искариот навеки сделал свое имя нарицательным, став символом величайшего предательства в истории человечества. Однако Церковь учит, что Иуда лишил себя прощения вовсе не потому, что предал Спасителя. Дорогу ко спасению ему отрезал другой грех.
Если бы мы ничего не знали об Иисусе, кроме тех нескольких скупых строк Евангелия, в которых описана драма отношений Иисуса с учеником Иудой, уже этого было бы достаточно, чтобы составить о Христе четкое и внятное представление. Христос любит людей и бесконечно долготерпелив к ним. Он понимает, что человек несовершенен, ждет его исправления, вновь и вновь пытается достучаться до сердца.
Почему Христос взял в число учеников недостойного? А почему Он вообще призывает к вере нас с вами, людей, часто неверных Богу и порочных? Он верит в нас и знает нас настоящих, таких, какими мы должны быть по Его замыслу — прекрасными и свободными. Он знает, что Его любовь и терпение способны исправить нашу душу, если только мы откликнемся на призыв этой любви. Так верят в своего ребенка родители, хотя бы даже чадо сбилось с пути истинного.
Итак, Христос взял в ученики Иуду из Кариота, который не отличался никакими выдающимися особенностями. Евангелия не говорят о какой-то его активности в деле ученичества Христу, не донесли они до нас и каких-то других подробностей о его жизни среди апостолов. А ведь Иуда был одним из них, даже не другом их, а братом…
Что мы знаем о нем? Существует версия, что это был человек идеи. Так же как Симон Кананит, он свято верил в то, что будущий Мессия придет в наш мир для того, чтобы воцариться в нем и придать новую силу оружию иудеев. Мессия — победитель римлян, Мессия — земной царь. Об этом грезили многие современники Иуды, а потому им было не просто принять Христа и Его проповедь, совсем не похожую на воинственные призывы антиязыческой революции. Поэтому и существует предположение, что Иуда просто разочаровался в своем Учителе и потому пошел на предательство.
Есть и другая версия относительно личности Иуды. Она представляет его просто мелочным и жадным человеком. Известно, что именно ему было доверено носить ящик с пожертвованиями, в который каждый из слушателей Христовых мог что-то опустить. Из этого ящика апостолы брали деньги на пищу, ночлег, какие-то иные нужды. Только вот зарекомендовал себя Иуда нечестным хранителем. Когда одна женщина вылила на ноги Христу благовонное миро и отерла ноги волосами, Иуда брюзжал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Апостол Иоанн замечает: Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:6). В греческом оригинале вместо слова носил стоит уносил, таскал, что придает этому свидетельству апостола Иоанна больший драматизм, нежели есть в нашем русском переводе.
В другом месте Иоанн приводит такие слова Спасителя: Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати (Ин. 6:70-71).
Что чувствовал Иуда, находясь рядом со Спасителем? Какая происходила в нем борьба? Эта борьба, какая-то внутренняя работа несомненно происходила, хотя мы этого не знаем наверняка, известно лишь что даже в самый момент предательства Христос пытался достучаться до сердца Иуды... На Тайной Вечери, когда Иуда уже согласился предать Учителя, Спаситель показывает ему, что Он знает об этом, говоря: один из вас предаст Меня (Ин. 13:21). Может быть, хоть эта терпеливая и ждущая отклика любовь остановит Иуду?.. Но вошел в него сатана (Лк. 22:3) и Иуда ускользает в ночь.
Гефсиманский сад. Иисус молится, ученики дремлют. Вдруг… сонные апостолы переглядываются… Бряцание оружия, хруст камней под ногами идущих людей. Из темноты выныривает Иуда. Конечно, Иисус понял, что Иуда привел сюда отряд, который должен схватить Его. Иуда должен подать знак — кого хватать. В темную палестинскую ночь такой знак необходим, иначе можно было обознаться. Взволнованный Иуда подходит к Иисусу — и целует Его. Это — знак, и уже ничего нельзя переиграть. Но спасти душу Иуды еще можно. И Иисус спрашивает: Друг, для чего ты пришел? (Мф. 26:50).
Когда для Него Самого уже не остается шанса, Иисус хочет спасти человека. Даже негодяя и предателя.
Чуть выше мы сказали, что в душе Иуды, несомненно, происходили какие-то процессы. Находиться рядом с Иисусом, с этой воплощенной Любовью и остаться прежним — жадным и мелким — невозможно. Пусть, предав Иисуса, Иуда проиграл эту схватку со своими страстями. Пусть он не нашел в себе сил покаяться, как нашел их Петр, трижды отрекшийся от Христа. Однако мы знаем, что и жить, заглушив в себе голос совести, Иуда не смог. И тут в его жизни произошла катастрофа, быть может, даже большая, чем предательство Спасителя.
История Петра — живое доказательство того, что Господь способен простить любого, даже того, кто предал Его. Найди Иуда в себе силы покаяться, всё бы могло сложиться совсем иначе. Но он проиграл свою внутреннюю борьбу, и совершил непоправимый шаг — самоубийство. И этот шаг окончательно отрезал ему все дороги к переменам в земной жизни. А значит — и в вечности.
Автор: Константин Пархоменко, священник