Древний праздник Епифании, 6 января (в трансформированном виде ставший первым большим христианским праздником неподвижного цикла, с фиксированной датой), имеет египетское происхождение и впервые упоминается Климентом Александрийским († ок. 215 г.). До V в. включительно он замещал для восточных христиан римский по происхождению праздник Рождества Христова (25 декабря). При этом Епифания имела "синтетический" характер, включая в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время. Явление в мир Бога – это и рождение Иисуса в Вифлееме (явление во плоти, боговоплощение), и Его крещение от Иоанна в Иордане, когда Он впервые явил Себя Мессией (Христом) и Сыном Божиим израильскому народу, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской, явившее Его божественную силу и умножение пяти хлебов (у африканских христиан).
После принятия Востоком римского праздника Рождества Христова, смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. Безгрешный и не имеющий нужды в покаянии, Христос ставит себя в центр толпы грешников, являя пример смирения, которому Он будет верен до Голгофы. С другой стороны, погружаясь в водную стихию, Иисус ее освящает, и уже сама вода становится для христиан символом очищения. "Сегодня освящается естество вод", – поется за службой водоосвящения. При этом "Богоявление" стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя, Святой Дух. Поскольку в этот день древние христиане совершали массовое крещение оглашаемых, то образное название этого таинства – "свет", "просвещение" – часто употреблялось в качестве названия самого праздника ("Просвещение", "День светов") в древнехристианских источниках.
Особенностью богоявленского богослужения являлся обряд освящения воды, также восходящий, вероятно, еще к дохристианскому культу священных вод Нила (согласно источникам, 11 тиби, т. е. 6 января, египтяне приходили к реке, чтобы почерпнуть воды, которой они придавали освящающую силу). В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник и в самый день праздника, после Литургии.