Проповедь в Оптиной Пустыни
Страшно, если все устремления человека обращены только на земное!
Что такое - человек без Бога? Иустин Сербский говорит: «Это лишь обломки человека. Одетая в униформу земля. Ходячий гроб из глины!»
И птицы небесные, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы – поют человеку прекрасную песнь о Боге!
И полевые лилии своей красотой напоминают человеку о неизреченной Красоте Небесной!
А он все выбирает мамону! Ищет лихорадочно – что есть и что пить, и во что одеться!
Человечество мертвой хваткой уцепилось за временное. А в Вечность осуетившееся сердце взглянуть не хочет, а порою уже и не может.
Весь мир, всю Вселенную, Царствие Небесное хочет дать Господь человеку, а тот зажал в своей руке жалкие земные ценности, фальшивые стекляшки и не хочет эту руку разжать, чтобы Господь вложил туда несметные Божественные дары, настоящие духовные жемчужины.
И озабочен он только одним: он ищет царствия земного и правды его, и считает, что все Небесное, Вечное, Божественное как-то само собой, по инерции, магически приложится к нему….
… Ну а все же – как это? Не заботьтесь – что есть, что пить, во что одеваться, как зарабатывать, где жить!! Как это? А дети? А семьи? А престарелые родители? А наши многочисленные обязанности? Все бросить? Всем уйти в леса? Всем стать как лилии полевые?
Конечно, Господь говорит тут о другом. Он говорит о многозаботливости, о неправильно расставленных жизненных акцентах.
… Страшно, когда вся жизнь человека сосредотачивается, фокусируется на земном: на добывании вкусного корма, на выстраивании блистательной карьеры, на погоне за большим достатком, на поиске сладкой славы.
Когда человек выбирает себе господином диавола и добровольно подклоняется под его мрачное ярмо, тогда око его души - нечисто! И свет его сердца - не свет, а ужасная тьма!
Что будем есть и пить? Как будем себя чувствовать? Каким будет наше завтра?? А у св. Николая Сербского есть такое выражение: «Господь говорит: Я ваше завтра!»
Полнота жизни там, где есть доверие Богу! Как говорит св.Григорий Нисский, – «Богатый простор веры!» Полнота жизни – там, где душа человека ищет прежде всего Царствия Божия и Правды Его! Душа ведь больше пищи и тело – одежды. «Свобода наступает лишь тогда, – говорит преп.Максим Исповедник, – когда душа ничего не ставит выше, чем знание Бога».
И вот это искание Царствия Божия, которое внутрь нас есть – самая главная задача любого человека, живущего на земле! Докопаться до своей души, начать возделывать и хранить ее, «пуститься в странствие в недра своего сердца» (как говорил Гоголь), и, самое главное, встретиться с Богом на благословенных глубинах души – вот цель нашего духовного делания! Это и есть динамика уподобления Богу!
По Божественному Промыслу, человеку, как носителю образа Божия, дано творческое задание, которое он призван исполнить в пределах своего земного пути: реализовать в себе подобие Божие, стяжать обожение!
И все мы будем когда-то спрошены – как мы употребили врученные нам таланты! Пытались ли стяжать в сердце творческую энергию Любви к Богу и ближним или закопали все в стремлении хорошо поесть, красиво одеться и закружить в земном танце!!
И это внутреннее делание стяжания в сердце благодати Святаго Духа доступно и возможно каждому христианину. Где бы он не жил – в мегаполисе или в далекой пустыни, в хибарке отшельника или в многоэтажном небоскребе.
Монах, удаляясь от мира, не выпадает из этого мира. Он сострадает миру! Живет трагедию этого мира! И он присутствует в нем. Причем присутствует более, чем активно – только на другом уровне. В молитвенном, духовном пространстве.
Подобно и мирянин – внешне живущей в суете мира может быть глубоко погружен во внутреннюю исихию. Старица Смарагда рассказывает: Сидит торговка, торгует чем-то, платок на глаза надвинут, а сама творит Иисусову молитву. Подходит к ней нищий и говорит тихо: «А ты бы попроще: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную. Тебе легче будет». Вот такие бывают торговки и нищие.
Понятие «мир», по святым отцам, означает «жить по страстям». «Не любить мира», «уйти из мира», «отречься от мира», «умереть для мира», – это значит умереть для греха и отречься от пагубного действия страстей!
Господь благословляет Своею Любовью наш падший, погруженный в себялюбие мир! Он молчаливо и кротко напоминает:
Рожайте детей, растите, кормите, их, но помните, что все вы сами – дети Небесного Отца!
Изобретайте новые технологии, но знайте, что Творец Вселенной – выше и мудрее всех земных технологий!
Лечите людей, помогайте им избавиться от болезней, но не забывайте, что Господь – Главный Врач и душ и телес наших!
Охраняйте границы Отечества от «нашествия иноплеменных», но не теряйте упование на Бога: «Аще не Господь сохранит град – всуе бде стрегий!»
Ешьте и пейте – но не превращайте это в главное делание вашей жизни!
Потому, что Царствие Божие – не пища и питие!
Св.Феофан Затворник говорит, что мы должны исполнять свои каждодневные труды – как бы прикасаясь к ним только кончиками пальцев! А преп. Амвросий говорит: живите, как колесо вертится… оно только одной точкой коснулось земли и опять к Небу!
Но это ни в коем случае не означает, что мы должны исполнять наши земные обязанности небрежно, кое-как, походя… Это означает, что мы должны проснуться и почувствовать себя участниками Жизни! Не той жизни, где царит корысть, гордость, неправда, поиск непрекращающихся развлечений, ложь и обман! А настоящей, глубокой, покаянной, светлой, молитвенной, благодатной, радостной жизни!
Той Жизни, которая есть Царствие Божие! И той Жизни, которая есть Правда Его!