Какую Родину любить. О духовном выборе народа Украины

На вопросы журнала «Прихожанин» о ситуации на Украине отвечает протоиерей Андрей Новиков, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

– Отец Андрей, читая в информационном пространстве о событиях на Украине, неизменно встречаешься с противоположными точками зрения на происходящее.  Как обычно, у каждой стороны своя правда. Удивление вызывает тот факт, что люди, которые считают себя церковными, пишут, что «народ Украины защищает свое Отечество». Любить Отечество естественно для каждого человека. Не сомневаюсь, что Вы как человек, родившийся и проживший большую часть жизни в Одессе, тоже любите свою малую Родину, однако твердо стоите на защите интересов Русского мира. Почему?

– Для начала имеет смысл разобраться в том, что же означают эти понятия – Родина и Отечество. Нельзя любить просто территорию, которую на политической карте мира кто-то когда-то очертил определенными границами. Родина и Отечество – это духовные, исторические, культурные понятия, ценности, которые человек готов оберегать и защищать, не жалея даже собственной жизни. В определенном смысле – это ценности христианские. Особенно, когда речь идет о православной государственности, являющейся оплотом независимой от безбожного и еретического мира православной цивилизации. В святоотеческой литературе периода поздней Античности и эпохи Средних веков можно найти много тому подтверждений, не мы сейчас это придумали. Первоначально оплотом независимости и защиты православных народов были Рим (начиная со святого равноапостольного императора Константина), Византия, затем этим оплотом стала Россия. И до сего дня только она является независимым от антиправославного мира цивилизационным центром, защищающим православные ценности и христианские народы. На Руси защита Отечества традиционно ассоциировалась у народа с необходимостью сохранения Православной веры. Родина для народа Киевской, а затем и Московской Руси – это Святая Русь, духовное понятие, имеющее глубокие исторические и культурные корни. Это то, что связывает нас с мировоззренческим выбором наших предков – истинной верой, Православием. Вот почему цель жизни любого православного народа и православного человека, в частности, – содействовать торжеству Православия, способствовать тому, чтобы христианская цивилизация восторжествовала на Земле, чтобы голос Церкви звучал громко во всем мире, а традиционные ценности имели непреходящее значение.

Проект под названием «Украина» имеет своей целью ослабление России. И когда церковные люди говорят, что они защищают Украину от России, они должны отдавать себе отчет в том, чтó именно они защищают. На территориях, которые будут находиться под протекторатом Запада, Украина примет и уже принимает все западные ценности. Несамостоятельному правительству этого государства неинтересен народ с его тысячелетней историей. Это видно хотя бы по тому, как воюет украинская армия в городах, которые считает своими.  Советник Зеленского Подоляк открыто говорит (цитирую суть сказанного): «Да, мы вынуждены воевать в городах, в городской застройке, потому что иначе мы не можем оказывать сопротивление», то есть, фактически признает тот факт, что ВСУ совершают военное преступление против собственного населения, прикрываются им как живым щитом. Так воюют боевики запрещенной в России организации ИГИЛ, очевидно обученные теми же самыми инструкторами, что и военные украинской армии. Все мы видели, как на освобожденных территориях Донбасса наши войска обнаруживают пыточные тюрьмы для несогласных с киевским режимом. Впрочем, об этих пыточных было много свидетельств и ранее от тех, кому милостью Божией удалось, пройдя через них, выжить. И, если называть вещи своими именами, то в настоящее время на территории Украины осуществляется геноцид русского народа, частью которого являются украинцы.

Перед Российской армией поставлена трудная задача: максимально сохранять города и гражданское население. Но, к сожалению, когда третий, четвертый, пятый раз из жилого квартала снайперы или артиллерия обстреливают наших солдат, то, согласно законам войны, здание или район, где размещено орудие, становятся военной целью. И преступником является не тот, кто по этой цели ведет ответный огонь, а тот, кто, не жалея мирного населения, разместил там вооружение. Об этом молчат сегодня те представители церковной общественности Украины, которые обвиняют Русскую Православную Церковь в том, что она поддерживает Специальную военную операцию. Молчат эти люди и о страшных военных преступлениях, которые открыто признаются украинским режимом.

Авторы проекта «Украина» не принимают в расчет духовный выбор народа, проживающего на территории этой страны. Реализация данного проекта предполагает вхождение исторического пространства Руси в пространство западной цивилизации, где население будет обязано подчиниться его правилам и принять его ценности.

Но православный мир без России сегодня сразу теряет планетарный масштаб. Без России его воспринимают как периферийное явление, с мировоззрением которого можно не считаться, а вот с Россией – это уже независимый от западной секулярной цивилизации мир. В качестве подтверждения этой мысли достаточно вспомнить, какую позицию занимал ряд «как бы православных» государств, когда войска НАТО уничтожали Югославию. Некоторые из них предоставляли свое пространство для техники, осуществлявшей бомбардировки Белграда. Но Россия, ослабленная ельцинскими реформами, даже тогда смогла возвысить свой голос. Именно Россия не признала отделение Косово, и до сих пор надежда сербского народа на сохранение своей идентичности держится на поддержке нашей страны.

Давайте представим, какая роль в глобальном мире уготована православным странам без России? Роль обслуживающего персонала антихристианской цивилизации. Вот что защищают сегодня так называемые «патриоты», а точнее будет сказать, националисты Украины. Имеет ли это что-то общее с любовью к Родине? Не знаю.

Церковное единство неизменно остается ценностью украинского народа.

– Что же случилось с тем самым народом, который 30 лет отстаивал единство Русской Православной Церкви и на который мы все эти годы смотрели, как на пример для подражания?

– Ваш вопрос, очевидно, касается в большей степени духовенства и прихожан канонической Украинской Православной Церкви. Но на Украине ведь были и раскольники, были и люди, которые на протяжении тридцати лет воспитывались в ненависти к России. И такие настроения в отношении Русского мира сформировались не после развала Союза и не с началом спецоперации, а со времен Польско-Литовского княжества, захватнической политики Австро-Венгерской империи, а позже были подхвачены бандеровцами.  Да, они бытовали преимущественно на Западной Украине и изначально имели в своем основании намерение окатоличить Русь, но, поддерживаемые западной пропагандой, после 1991 года начали распространяться по всей территории современной Украины. Как в прежние века, так и теперь вдохновители борьбы с Православной Церковью и Русским миром отводят Православию на территории Украины место обрядово-фольклорного придатка воинственной русофобской государственности, а Вселенская истина, несущая человеку смысл его существования, соединяющего его со Христом, по их замыслу, должна, по их мнению, вообще исчезнуть. Политический проект по ликвидации независимости Православной Церкви, православных народов и превращение нас в придаток западной цивилизации – вот смысл русофобии на Украине. Униатская экспансия на Украине до сих пор является важной составляющей движущих сил по обособлению Украины от России, созданию идеологии ненависти украинцев по отношению к русским, потому что только так, лишив украинский народ духовных корней, можно разорвать его связь с Россией. У украинской идеологии нет никакого иного содержания, никакой самостоятельной сущности, кроме той, что основана на антироссийской идее. Но это движение неизменно наталкивается на сопротивление в лице России. В XVII веке украинские казаки обратились к России за помощью, так как сами не имели сил остановить уничтожение Православия, в наше время их примеру последовали жители Донбасса.

Тридцать лет государственной пропаганды, к сожалению, повлияли и на мировоззрение некоторых священнослужителей канонической Церкви. Мне очень трудно объяснить поведение тех иерархов, которые три десятилетия стремились сохранить единство с Русской Православной Церковью, а теперь принимают антиканоническое решение отделиться от Матери-Церкви. Я не хотел бы в сегодняшней ситуации никого упрекать в слабости или маловерии, тяжесть ситуации всем понятна, но если кто-то полагает, что власть Украины оставит Церковь в покое, когда священнослужители будут выполнять все ее требования, то это самообман. Вопрос сейчас заключается в том, сможет ли Украинская Церковь остаться Церковью, если будет выполнять требования лишенного самостоятельности режима Зеленского.

Кое-кто из резко ставших церковными националистами и автокефалистами на Юге и в Центре Украины сейчас заявляют, мол, легко вам говорить, сидя в своей спокойной Москве, а мы тут страдаем и мучаемся… Предъявил такие претензии ко мне и один молодой протоиерей из Одессы, когда-то учившийся у меня в духовной семинарии, а теперь «звезда» эфиров и социальных сетей. На что хочется ответить: если бы вам было так плохо, как людям на Донбассе на протяжении последних восьми лет, вы бы не сидели сутками в Интернете, а думали, как выбраться из разбитого дома, чтобы из грязной лужи воды попить. Но, увы, многолетние страдания православного народа Донбасса от обстрелов украинской армии замечать не хочется, ведь «у нас все было спокойно и комфортно». Эти люди фактически говорят: пусть бы Донбасс и дальше терпел, или сдался на расправу киевским русофобам, лишь бы нам не было никакого беспокойства.

– Сегодня мы слышим от духовенства и мирян УПЦ вещи прямо противоположные тому, что эти же люди говорили до начала спецоперации. Может ли страх настолько изменить мировоззрение христианина?

– Да, действительно, некоторые православные епископы, священники и миряне стали говорить вещи противоположные тем, что говорили еще некоторое время назад. Мы слышим обвинения в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России, которого украинская пропаганда в медийном пространстве стремится сделать причиной всех бед своей страны. Но, согласитесь, трудно представить себе святых отцов и подвижников благочестия, которые встали бы в подобной исторической ситуации на сторону Запада.

Я хотел бы обратить внимание и на тот факт, что на Украине есть довольно много священнослужителей и верующих, которые не хотят следовать подобным настроениям. В некоторых епархиях УПЦ, несмотря на колоссальное давление, шантаж и угрозы, продолжается поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за Божественной литургией. Я уже не говорю о епархиях, на которые не оказывается политического и военного давления. Они остаются в лоне Русской Православной Церкви, а некоторые из них, как общеизвестно, уже объявили о своем свободном выборе и перешли под прямое каноническое управление Московского Патриархата, чтобы остаться в Церкви. На Украине много священников, которые поддерживают священное церковное единство и не видят своей жизни без Русского Православия, и еще больше мирян, которые отказываются ходить в храмы, где прекратилось поминовение Патриарха. Я читал один документ, в котором благочинный (по понятным причинам  не буду называть епархию) пишет архиерею о ситуации после прошедшего в Киеве 27 мая 2022 года Собора и о том, что нужно срочно собирать епархиальное собрание, потому что люди в воскресный день не пришли в храм. Для активной части православных, тех, кто следит за событиями церковной жизни, не слышать патриаршего имени на Литургии означает потерять связь с Русской Православной Церковью, а значит, и со Вселенским Православием. Люди понимают, что решение Киевского Собора о прекращении поминовения Патриарха, о «полной самостоятельности», то есть, о разрыве канонических связей с Русским Православием – это духовная катастрофа.

Священный Синод Русской Православной Церкви 7 июня 2022 года выразил поддержку мужественным чадам Украинской Православной Церкви, которые продолжают возносить имя Предстоятеля за Божественной литургией, тем самым удерживая свою Церковь от раскола.

Дух Святой определил угодное Богу устроение Церкви

– В одной из социальных сетей я встретила полемику на тему, как связано поминовение Патриарха и спасение души человека. Как бы Вы ответили на этот вопрос?

– Дело в том, что в Церкви все иерархично, каноны и догматы установлены Христом, через епископат и духовенство они усваиваются верующими. В Священном Писании сказано: Без всякого же прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7:7). Церковь – это не клуб по интересам, где люди собираются, потому что им хочется совершать некие богослужебные действия, как они себе это представляют, или говорить о различных толкованиях Священного Писания. Дух Святой открывался нам через Вселенские Соборы, через признанные Церковью Поместные Соборы и святых отцов. Он определил угодное Господу устроение Церкви.  И поминовение Патриарха – это свидетельство единства со своей Поместной Церковью, а через нее и со всей Вселенской Церковью. Украинская Православная Церковь соединена со Вселенской Православной Церковью через Русскую Православную Церковь согласно грамоте Святейшего Патриарха Алексия от 1990 года. И никто на Украине не может этого отменить.

15 правило Константинопольского Двукратного Собора (861–862 гг.) гласит, что если кто, епископ или священник, прекратит поминовение имени Патриарха за богослужением не по догматическим причинам и не по каноническим причинам (то есть, если Патриарх не проповедует ересь, соборно осужденную Церковью), то такой священнослужитель совершает раскол и за это подлежит лишению священного сана, так как это есть отпадение от Церкви. И еще я хочу напомнить, что Церковь не существует без епископа, а епископы, в свою очередь, не существуют разрозненно, сами по себе. Лишь в единомыслии они составляют Собор Единой Поместной Церкви. И во главе каждой Церкви стоит Предстоятель. Русскую Православную Церковь возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Отделяясь от Предстоятеля, церковные националисты отделяются и от Собора епископов своей Поместной Церкви, послушание которому они канонически обязаны оказывать, а значит, отделяются они и от самой Церкви – Поместной и Вселенской. О страшной духовной опасности, которой подвергают себя и УПЦ новоявленные самочинные автокефалисты, предупредил и Священный Синод Русской Православной Церкви 7 июня 2022 года: «Самочинные действия по изменению статуса Украинской Православной Церкви могут привести к появлению нового раскола внутри нее».

– В качестве оправдания выдвигается то обстоятельство, что Святейшего Патриарха Кирилла в Украинской Православной Церкви теперь поминают в диптихе вместе с главами других Поместных Церквей…

– Так делают и раскольники – Епифаний Думенко  в так называемой Православной церкви Украины, и Филарет (Денисенко), глава Киевского Патриархата. К сожалению, такое поминовение Патриарха владыкой Онуфрием является претензией на равный статус Киевского митрополита с главами Поместных Церквей. Канонически правильно поминать своего Патриарха как Великого господина и отца, эта формулировка является обязательной в Поместных Церквах («Великого» – формула, принятая в Русской Церкви, но суть понятна). Если эта форма поминовения нарушена, значит, отвергается священный духовный статус Патриарха и тем самым отрицается церковное единство непоминающих с Матерью-Церковью. Поминовение имени Патриарха – это символ церковного единства, и это очень важно. Кроме того, надо понимать, что в Поместных Церквах не возносится имя митрополита Онуфрия как главы Украинской Церкви.

Церковь не уходит в раскол. В раскол уходят люди…

– Означает ли это прекращение евхаристического общения с Украинской Православной Церковью? Как вести себя мирянам, скажем,  русским людям, которые проживают на Украине? Могут ли они причащаться в церквах, где не поминают Патриарха?

– Русская Православная Церковь пока не прекратила евхаристического общения с Украинской Православной Церковью, таких решений не было. Но хочу напомнить, что даже с того момента, как Филарет (Денисенко) совершил раскольнические деяния, до момента лишения его сана прошло около трех месяцев.  Сейчас мы хорошо понимаем, под каким давлением находится епископат Украинской Церкви. При этом также стоит помнить, что, с канонической точки зрения, не УПЦ может отпасть от Православия, а те, кто совершают раскольнические действия, прекращают поминовение Патриарха, вычеркивают из Устава Украинской Православной Церкви пункты о ее единстве с Русской Православной Церковью, святотатственно присваивают себе не присущие им полномочия, – эти люди, если они продолжат подобные действия, отпадут от Украинской Православной Церкви. Мне представляется, что именно об этом и говорит постановление Священного Синода Русской Православной Церкви, уже процитированное мною, – в раскол рискуют впасть авторы и сторонники самочинных действий, манипулирующие статусом УПЦ и вносящие смуту в без того нелегкую жизнь церковного народа. А сохранившие верность Патриаршей Церкви архиереи, священнослужители и миряне остаются и останутся той самой канонической Украинской Православной Церковью, которая существовала и ранее.

Церковь не уходит в раскол. В раскол уходят люди. Сегодня ничего не изменилось в канонах Церкви. Те, кто не поминает Патриарха, не запрещены пока в священнослужении, но каждый раз, когда за богослужением не возносится имя Предстоятеля Церкви, совершается раскольническое действие, тяжкое церковное преступление, за которое предстоит дать ответ и на Суде Божием, и пред лицом суда церковного.

Указы, некоторые из которых размещены в Интернете, о запрете поминать Патриарха не имеют законной силы, их не следует исполнять, потому что само исполнение подобных предписаний является беззаконием. Священникам необходимо продолжать поминать Святейшего Патриарха, и абсолютно правы те миряне, которые, преодолевая подчас большие расстояния, специально идут на службу в те храмы, где поминается Предстоятель.

Подлинные исповедники Православия

– Целый ряд епархий УПЦ не приняли решение Киевского Собора и пожелали остаться в лоне Русской Православной Церкви. Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.

– То, что Симферопольская и Крымская митрополия перешла под омофор Московского Патриархата, – это абсолютно правильное решение, которое давным-давно назрело и только из-за нежелания подставить под удар наших братьев и сестер во Христе, духовенство на Украине, оно не было принято до сих пор. Но Киевский Собор, который постановил отделиться от Русской Православной Церкви, определил дальнейшую судьбу православных людей в Крыму.  Находящиеся на территории России епархии не могут быть заложниками подобной ситуации. Это абсурд. Отметим, что сами архиереи обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду с просьбой принять их в Патриаршую юрисдикцию.

Схожая ситуация и с епархиями, которые находятся на контролируемых Россией территориях Донецкой и Луганской Народных республик. Здесь также мы видим единодушное желание епископата, клира и мирян оставаться в единстве со своим Патриархом и с Русской Православной Церковью. На Донбассе очень тяжелое положение в смысле опасности для жизни человека, но гораздо меньше опасности духовной, в отличие от епархий УПЦ, на территориях, подконтрольных украинскому режиму. Православные люди имеют возможность свободно исповедовать истину и оставаться в лоне Церкви. Но, как я уже сказал, и на Украине есть священнослужители, которые поминают Патриарха. Верующим людям необходимо искать таких пастырей и посещать их богослужения. Таким архиереям, священникам и мирянам мы стараемся оказывать всяческую поддержку. Мы прекрасно понимаем, в каких обстоятельствах они находятся, продолжая стоять в истине. О них ясно сказал Священный Синод Русской Православной Церкви: «Выразить поддержку всем архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, которые, осознавая необходимость соблюдения канонического строя, стремятся придерживаться порядка, определенного Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года, и канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси (см. Двукр. 15)». Именно эти пастыри, монахи и верующие сегодня являются подлинными исповедниками Православия и примером для всех христиан. Мы только можем склонить голову перед их духовным подвигом и молитвой своей поддержать их.

– Но ведь подобная ситуация  может произойти в любой стране. Когда безбожная власть начинает гонения на Церковь, христиане призываются к исповедничеству…

– Русская Православная Церковь не так давно по историческим меркам прошла через страшные испытания. То, что происходит сегодня на Украине, пока что, слава Богу, не сравнимо с гонениями, которым подверглись наше духовенство и верующие в 1920–30-е годы советского периода. Тем не менее, наши предшественники с достоинством прошли это испытание, и Церковь Русская существует и будет дальше существовать. И сейчас те, кто задумал разорвать тело Церкви Христовой, напрасно надеются на успех.  Ничего из этого не выйдет. Те, кто соблазнятся, отпадут от Церкви, но Церковь никуда не денется. Глава Церкви Иисус Христос, Который вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8), и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Лидеры нового раскольнического движения, берущего свое видимое начало от Собора УПЦ 27 мая 2022 года, уже раздают интервью, в которых говорят, что они готовы объединиться с ПЦУ в обозримом будущем. Я уверен, что скоро мы услышим и слова о возможном единстве с униатами. Потому что ожидаемый итог любого проекта отделения Украины от России и Русской Православной Церкви – это всегда уния с католиками. Но только каким образом иерархи Украинской Церкви намерены объединяться с ПЦУ? По Интернету гуляет ролик, «герой» которого священник УПЦ с Западной Украины, изгнанный ПЦУ-шниками из храма. Выступая перед раскольниками, он, кажется, «сделал все возможное», чтобы храм у него не отобрали. Отрекся от Патриарха, от Русской Православной Церкви, сказал, что он уже готов с ПЦУ объединяться, что он такой же «патриот», как и сами захватчики, Патриарха не поминает с 2014 года, его выслушали и сказали ему: «Молодец, а теперь пошел вон отсюда, храм мы забираем, здесь будет служить священник ПЦУ».  И так будет со всеми избравшими путь церковного предательства.

Все прекрасно понимают трагизм сложившейся на Украине ситуации, никто не принуждает духовенство УПЦ выступать в поддержку военной операции или каких-либо иных действий Российского государства. Для спасения себя и паствы достаточно просто заниматься своими прямыми обязанностями – духовным деланием, а не разжигать политический конфликт внутри Церкви, беря на свою душу грех раскола.

Православный интернет-журнал «Прихожанин»

 
 
 

Назад к списку