События Страстной Пятницы относятся к Страстям Христовым, произошедшим после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Проследим хронологию Евангельских событий, которые начинаются поздним вечером четверга.
После Тайной вечери Христос с учениками направляются за город, в Гефсиманский сад.
У входа в сад Иисус оставил учеников. Взяв с собой лишь троих избранных: Иакова, Иоанна и Петра, он пошёл на Елеонскую гору. Наказав им не спать, он отдалился для молитвы. Предчувствие гибели переполняло душу Иисуса, сомнения овладели им. Он, поддавшись своей человеческой природе, просил Бога-Отца пронести мимо чашу Страстей, однако покорно принял Его волю.
Спустившись с горы, Иисус будит апостолов и говорит им, что предавший его уже приближается.
С отрядом воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, с фонарями и светильниками и оружием появляется Иуда и поцелуем выдает Христа.
Стражники хватают Иисуса, при попытке апостолов помешать им, Петр отсекает ухо рабу первосвященника Малху, но Иисус его исцеляет. Воины берут Христа под стражу, ученики разбегаются, лишь Петр и Иоанн тайком следуют за стражей, уводящей их учителя.
В ночь Страстного четверга Иисуса Христа к первосвященнику Анне, тестю Каиафе, который был в тот год первосвященником. Петр скрытно следует за Иисусом. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Иисус отказался отвечать, он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Анна не имел власти вынести приговор и посылает связанного Иисуса Христа к Каиафе.
У Каиафы собираются книжники и старейшины. Первосвященники и старейшины и весь синедрион ищут лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти.
Иисуса Христа обвиняют в богохульстве. Его избивают, хулят и требуют: «Прореки, кто ударил Тебя?». Иисус хранил молчание. Синедрион, собравшийся у Каиафы, приговаривает Христа к смерти.
Петра, следовавшего за Иисусом до синедриона, не впустили в дом. В прихожей он подошёл к очагу, чтобы согреться. Одна из служанок первосвященника, всмотревшись в греющегося у костра во дворе Петра, узнает его.
Петр трижды отрекается и слышит, как поет петух. Исполняется слова Господа: «Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк 22:34). Петр в слезах уходит. Наступает рассвет.
Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в преторию, которая помещалась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Необходимо было получить от Понтия Пилата утверждение смертного приговора.
Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело, но допрашивает Спасителя, не находит в нем никакой вины и отсылает к Ироду Антипе.
Ирод радуется встрече с Иисусом Христом, потому что давно надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, но Спаситель не отвечает. Первосвященники и книжники стоят рядом и продолжают обвинения. Насмеявшись над Христом, Ирод одевает Его в светлую одежду и отсылает обратно к Пилату.
Между Пилатом и Иродом устанавливается дружба.
Пилат созывает первосвященников и народ. Он предлагает, по обычаю праздника отпустить одного из узников: разбойника Варавву или Иисуса. Однако толпа, подстрекаемая первосвященииками, требует отпустить не Иисуса Христа, а Варавву.
Пилат колеблется, но в итоге приговаривает Христа, однако, при этом использует не формулировку первосвященников. Умывание рук Пилатом — знак того, что он не хочет вмешиваться в происходящее.
Бичевание
Пилат приказал бичевать Иисуса (обыкновенно бичевание предшествовало распятию).
Поздним утром Страстной пятницы воины отводят Христа в преторию, собирают весь полк, одевают Его в багряницу и возлагают на голову терновый венец. Его бьют по голове тростью, плюют и насмехаются, становясь на колени и кланяясь Ему как Царю. Чтобы осмеять Иисуса, «Царя Иудейского», на него надевают красную власяницу, венец из терновника и дают в руки жезл.
Пилат выводит Христа в венце и багрянице к народу, надеясь, что вид Его страданий смягчит людей. Народ требует казнить Христа и отпустить Варавву. Пилат умывает руки и предает Христа на распятие.
С Него снимают багряницу, одевают в Его собственные одежды ведут на смерть.
Иисус приговорён к позорной казни через распятие вместе с двумя разбойниками. Местом казни была Голгофа, расположенная за городом. Время — около полудня Страстной пятницы. Место действия — подъем на Голгофу. Приговорённый должен был сам нести крест до места казни. За Христом следовали плачущие женщины.
По дороге на Голгофу воины встречают Симона Киринеянина, шедшего с поля. Так как Христос падал под тяжестью креста, солдаты заставляют Симона помогать нести крест за Иисусом.
Распятие
В час третий по иудейскому исчислению, что соответствует 9 утра, Спасителя распинают на Кресте. Над головой Иисуса к кресту прикрепляют табличку с надписью на надписью еврейском, греческом и латинском языках: «Царь Иудейский».
Распявшие Христа воины стерегут его и делят Его одежды. Каждому воину достается по части, но тканый сверху хитон они поделить не могут и бросают о нем жребий.
По обеим сторонам от Христа были распяты два разбойника. Один из них хулит Христа, Второй просит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» и получает обещание «ныне же будешь со Мною в раю».
Через некоторое время Христос, мучимый жаждой попросил пить. Один из солдат, стерегущих Христа, обмакнул в губку в смесь воды с уксусом и на трости поднёс к его губам.
Иисус, увидев у подножия Креста Свою Матерь, поручает ее заботе стоящего рядом ученика – по преданию Иоанну Богослову, автору Евангелия, в котором упоминается это событие.
Распятие Христово
С шестого часа по девятый (т.е. с полудня до 3 часов по современному исчислению) по всей земле царит тьма.
В час девятый Иисус громко восклицает «Или́, Или́! ламá савахфани́?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Ему подносят губку с уксусом.
Спаситель произносит последние слова: «Свершилось. Отче! в руки Твои предаю дух Мой» и испускает дух.
Меркнет солнце. Храмовая завеса раздирается надвое. Происходит землетрясение.
Чтобы ускорить смерть распятых (был канун пасхальной субботы, которая не должна была омрачаться казнями), первосвященники приказывают перебить им голени. Однако Иисус был уже мёртв. Один из солдат (в некоторых источниках — Лонгин) ударяет Иисуса копьём в рёбра — из раны потекла кровь, смешанная с водой.
Тайный ученик Христа – Иосиф из Аримафеи, член Совета старейшин, просит у Пилата позволения снять тело Иисуса и получает разрешение.
Другой почитатель Иисуса, Никодим, помог снять тело с креста.
Никодим и Иосиф берут около ста литров состава из смирны и алоя и обвивают тело Христа пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
Христа погребают в саду на том месте, где Он распят, в новом гробу, высеченном в скале.
За тем, как тело полагают во гроб, смотрят женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи. Они возвращаются по домам, готовят благовония и масти и остаются в покое, поскольку наступает суббота.
|