Люди беспокоятся о многих вещах, окружающих нас: о своей работе, о своей семье, о своем профессиональном признании. И у нас почти не остается времени подумать: ценна ли жизнь? Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? Этот вопрос является самым важным и решающим – человеку необходимо осмыслить свое существование.
Наша жизнь – это Божий дар. Бог вдохнул в первого человека «дыхание жизни» (Быт. 2:7). Человек задуман и сотворен как сознательно-свободное существо. Бог дал ему решающую силу и мощь быть властелином даже своей собственной жизни. Чтобы он мог понять, быть или не быть.
Однако жизнь многих из нас не состоит из постоянной радости и истинного счастья; она часто наполнена ужасными несчастьями и невыносимыми страданиями.
Некоторые люди говорят, что этот мир является лучшим из всех возможных миров и что зло – это лишь тень добра. И обе крайности: пессимизм, отрицание жизни, и оптимизм, обманчивая восторженность жизнью, – неприемлемы.
Человеку необходимо осознать, что для него является преимуществом – живой ли он или неживой. Блез Паскаль пишет: «Человек — всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно вселенной ополчаться против него, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная раздавила его, то все равно человек был бы благороднее того, что его убивает, поскольку он знает, что умирает, знает и о том преимуществе, которое она имеет над ним».
Человек превосходит не только неживую материю, но и диких животных. Святой Василий говорит: «Животные – это земные твари и смотрят на землю, человек – это небесное насаждение. Человеческая голова поднята вверх, его глаза смотрят вверх».
Человек должен следовать своему естественному восходу и усовершенствованию, к достижению вечной жизни. Человек призван войти в жизнь, как в священный храм, и всю свою земную жизнь он должен прожить как священнодействие. Ежедневно совершать дела правды, мира, любви. Таким образом, мы будем венчаны Владыкой жизни – венком жизни. Человеческая жизнь – это не только данность, но и постоянная величина. Жизнь должна продолжаться, а человек – живя, стремиться раскрывать вложенные в него ценности.
Для христианина это вера, молитва, добродетельная жизнь и непрерывное общение с Богом. Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, есть полнота жизни. «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Христос – «Начальник жизни» (см.: Деян. 3:15), Слово жизни (см.: Иоанн 1:1), «Свет человеков» (Ин. 1:4). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36). Христос есть «Хлеб жизни» (см.: Ин. 6:35). Тот, кто ест этот хлеб, «никогда не будет алкать» (см.: Ин. 6:35), у него жизненные силы никогда не убудут и не уменьшатся, а постоянно увеличиваются и увеличиваются. «Я пришел, – говорит Христос, – чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).
Христос приходит невидимым через врата смерти, и Его самоотверженный подвиг победил смерть и принес жизнь и нетление (см.: 2 Тим. 1:10) для всех, кто принимает Его. «Я есмь воскресение и жизнь, – говорит Христос, – верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
Духовно доказано, что вера в Бога имеет силу укреплять ценность человеческой жизни, придает бодрость и терпение человеческому духу, защищает от уныния и отчаяния. Мы, верующие, знаем, что Бог Своим премудрым промыслом все направляет к добру и в конце концов приводит корабль жизни к спасительному берегу и поселит нас в блаженном царстве вечной жизни.
Вера в бессмертие человеческой души повышает ценность человеческой жизни, потому что эта жизнь – только преддверие и подготовка к небесной жизни. Кроме того, это качество нашего вечного существования. Для нас, верующих в вечную жизнь, земная жизнь – это безмерная ценность, потому что великая задача – достижение блаженной вечности – осуществляется только благодаря упорной нравственной деятельности в этой жизни.
Итак, человеческая жизнь – это дар Божий и великая ценность. Человек заслуживает того, чтобы жить и постоянно утверждаться и увековечиваться благодаря упорной и мужественной борьбе со злом и его последствиями. Посвятив себя продуктивной и творческой деятельности для своего личного совершенствования и для блага своих ближних, мы не должны допускать в наше сердце недовольство жизнью и впадать в отчаяние...
Монах Иоаким Александров и магистр богословия Виталий Чеботар
Православие.FM
|