300 ЛЕТ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ НА БРИТАНСКИХ ОСТРОВАХ

В 1716 году, по распоряжению российского императора Петра I, в Лондоне появился первый русский православный приход и была совершена первая Литургия. За прошедшие 300 лет русские православные приходы распространились по всей Британии, в середине XX века была основана Сурожская епархия, и с тех пор число православных, в отличие от приверженцев большинства других существующих в этой стране конфессий, с каждым годом не уменьшается, а растет.

О том, как развивалось русское Православие на Британских островах, что представляет собой главный приход Русской Церкви в Лондоне, в чем специфика православного служения и миссии в Великобритании и каковы ожидания от предстоящих торжеств в честь 300-летнего юбилея, – интервью недавно побывавшей в Лондоне православной публицистки Елены Малер с главой Сурожской епархии Русской Православной Церкви архиепископом Елисеем (Ганабой), настоятелем кафедрального собора Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне.

Архиепископ Сурожский Елисей

– Ваше Высокопреосвященство, позвольте в первую очередь поздравить Вас и всю Вашу епархию с 300-летием присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах и с предстоящим визитом к Вам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла! А от какого именно момента отсчитывается юбилейная дата: от регистрации общины, от открытия первого храма или от какого-то другого события? И какие сведения сохранились о первом русском храме?

– Да, мы говорим о том, что 300 лет назад, в 1716 году, по указу императора Петра I на английской земле был открыт первый русский православный храм. Но указа именно с этой формулировкой пока найдено не было. Зато найдены упоминания о том, что в 1716 году была совершена первая Литургия в первом русском храме, в связи с чем и был сделан соответствующий вывод. Больше того, есть указание на то, что эта первая Литургия была совершена в конце ноября, и мы предполагаем, что речь могла идти о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Известно, что этот первый русский храм был основан при Российском посольстве для молодых дворян, присланных в Англию для обучения, а также для приплывающих сюда русских моряков. Но нужно сказать, что его точное местонахождение установить пока не удалось: он находился не в самом посольстве, а в одном из приписанных к посольству помещений, и единственное, что известно, – это улица в районе Сохо, на которой он находился, в то время, надо сказать, весьма специфичном, не самом мирном и спокойном месте, в котором наш приход задержался ненадолго.

– Какова же была дальнейшая история русского православного прихода: много ли адресов он сменил до того, как оказался в нынешнем кафедральном Успенском соборе?

– Да, за свою трехвековую историю нашему приходу пришлось сменить несколько адресов в самых разных местах. По нашим сведениям, одним из таких временных мест был англиканский храм, находящийся на вокзале Виктория, который был передан нам для богослужений, пока во время расширения территории вокзала он не был разрушен. И достаточно долгий срок – около 120 лет – наш приход находился в небольшом храме в центре Лондона, на Уэльбек-стрит, 32. Сейчас это здание принадлежит одной медицинской организации, но там все еще остались не замазанные росписи, украшавшие храм. Я очень хотел бы, чтобы во время предстоящих торжеств в этом месте, где более ста лет служила наша община, мы совершили молебен! Таким образом, наш приход долгое время перебирался с места на место, пока в середине XX века не появилось окончательное: в здании англиканского собора на Эннисмор Гарденс, выкупленном по решению митрополита Антония Сурожского на пожертвования всей общины, – ныне наш кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы и всех святых.

Но здесь нельзя не упомянуть еще об одной интересной истории, когда в 1940–1950-е годы наша единая православная община разделилась на две, и обе служили поочередно в этом храме. Произошло это разделение следующим образом: сначала, после большевистской революции, одна часть нашего прихода перешла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, а другая – стала частью Русской Зарубежной Церкви. Затем, когда митрополит Евлогий вернулся в Московский Патриархат, за ним последовала и его община. Когда же он вновь перешел под Константинополь – община не последовала за ним и осталась в Московском Патриархате. Отсюда разделение нашего некогда единого прихода на два, причем отношения между ними были такие, что после служб московской общины зарубежные служители переосвящали Престол… Но, слава Богу, это разделение было преодолено, а у зарубежной русской православной общины есть свой храм, также Успения Пресвятой Богородицы, в районе Чизвик-роад, в юго-западной части Лондона, по дороге в аэропорт Хитроу.

– Насколько стало известно из программы предстоящих торжеств, они коснутся всех самых значимых мест, связанных с историей русского Православия: состоится молебен в уже упомянутом месте пребывания общины, состоится служба в Успенском храме РПЦЗ, но главным событием должно стать освящение кафедрального Успенского собора. Действительно ли это так, и с чем это связано? И какие еще мероприятия планируется провести в связи с наступающими торжествами?

– Дело в том, что к нынешнему юбилею в течение нескольких последних лет мы проводили масштабные работы по реконструкции нашего храма. Нашей задачей не являлось вносить что-то новое, но нам пришлось полностью заменить пол и крышу, сделать внутреннюю перестройку колокольни и установить колокола, установить Престол, написать иконы для иконостаса, установить баптистерий и рядом с ним детскую купель – работы, действительно, масштабные! Освящение Престола у нас уже было, теперь же, после всех этих лет реконструкции, нам нужно было совершить полное освящение храма, и мы направили приглашение Святейшему Патриарху, чтобы он совершил освящение нашего кафедрального собора и возглавил наши юбилейные торжества – для нас это очень желаемое и долгожданное событие. Интересно отметить еще одно совпадение: так получилось, что ровно 60 лет назад наш кафедральный собор впервые освящался как православный – и вот теперь мы все ждем его освящения после ремонта и масштабной реконструкции.

Вообще же мы ожидаем, что наступающее празднование 300-летия епархии станет важной вехой для нашего прихода: это хороший повод проанализировать результаты служения русского Православия за прошедшие три века; это важный повод преодолеть разногласия, возникшие десять лет назад внутри нашей общины.

В ожидании этого события в течение всего года мы устраивали самые разные мероприятия, конференции, выставки, рассказывающие английскому обществу об этой дате – о трехсотлетнем присутствии здесь русского Православия, а непосредственно к самим торжествам мы подготовили открытие в Королевском Географическом обществе двух очень интересных выставок: об истории Русской Православной Церкви на Британских островах и о пастырских поездках Святейшего Патриарха Кирилла по всему миру.

О приходской жизни Сурожской епархии

– Каково число православных приходов Сурожской епархии? И сколько примерно прихожан в Вашем главном приходе?

– На данный момент в Сурожской епархии насчитывается около 46 приходских общин. Есть и большие приходы, организованные приходскими советами, а есть и совсем маленькие общины. Самый большой приход, конечно, в Лондоне: здесь только активных членов не менее 1000 человек, на втором месте – большой приход в Дублине. Вместительность нашего кафедрального храма как раз около 1000 человек. На церковные праздники он заполняется полностью, а на самые главные праздники – Пасху и Рождество – полностью заполняются и храм, и площадь перед храмом, а это еще от 800 до 1000 человек. Очень много народу приходит освящать яйца и куличи – но об этих людях трудно говорить как об активных прихожанах: часть из них приходит только раз в год и всё.

Есть и не столь многочисленные приходы, но очень активные – таков, например, наш приход в Оксфорде, в котором около 300 членов, и, конечно, есть и совсем маленькие провинциальные приходы, по 20–30 человек, как, например, на севере Англии, и в таких местах службы проходят нерегулярно, поскольку один священник служит в нескольких приходах.

    

– А кто они, члены Вашего прихода? Наши соотечественники, русские? Или среди Ваших постоянных прихожан есть люди и других национальностей? И есть ли среди них принявшие Православие англичане?

– Наш приход, что, наверное, свойственно Англии и в особенности Лондону, носит интернациональный характер. Национальный состав прихожан самый разнообразный: совсем недавно, к примеру, у нас проходило крещение женщины-китаянки, восприемниками которой были греки. И англичан среди наших прихожан достаточно много – конечно, в первую очередь из смешанных семей, но также и из чисто английских семей. В целом в епархии счет уже идет на тысячи и число православных англичан только увеличивается. Плюс к этому все больше коренных англичан встречается среди духовенства.

Мы, естественно, стремимся в первую очередь духовно поддерживать наших русских людей, соотечественников. Бесспорно, очень важно – и я внушаю это родителям, – чтобы дети не забывали свою родную культуру и свой родной язык. Поэтому в наших детских приходских школах в обязательном порядке изучается и русский язык, и русская литература – чтобы они ценили русскую православную культуру. Но, с другой стороны, – и это я тоже обязательно говорю родителям – мы должны научить детей молиться и на английском языке. Потому что здесь русский – это язык, на котором говорят дома, а вне дома везде звучит английский, и со сверстниками наши дети говорят тоже на английском. И я думаю, что если они с другими детьми общаются и познают мир на английском, то они должны уметь и молиться на этом языке. Нужно, чтобы дети не начитывали молитвы на церковнославянском как «по-написанному», а чтобы реально молились на том языке, на котором общаются и в среде которого живут. В этой связи упомяну, что у нас есть специальный епархиальный проект: детский лагерь, в котором все воспитательные, образовательные и игровые программы проходят полностью на английском языке, и там учатся как русские дети, так и дети из английских семей, и их все больше и больше.

– Невозможно не поговорить о такой важнейшей фигуре для истории русского Православия в Британии в целом и Сурожской епархии в частности, как митрополит Антоний (Блум). Расскажите, пожалуйста, о нем и об отношении к его трудам, которое Вы видите в Вашем приходе.

– Да, митрополит Антоний, бесспорно, одна из ключевых фигур в истории Русской Православной Церкви на Британских островах. Во время предстоящего патриаршего визита у нас запланировано освящение нового надгробия, установленного на его могиле. Конечно, среди наших прихожан есть люди, которые реально жили с митрополитом Антонием и действительно являются его духовными чадами, – люди, которых он привел к Богу. Но при этом они, как правило, не делают из него кого-то наподобие «гуру» и легко могут, скажем, критиковать его как человека. Но есть и такие, которые благоговеют перед ним и создают образ некоего идеального владыки – можно сказать, создают миф.

Я бы сказал, что он, прежде всего, пастырь, который воздействовал на людей через общение. Он считал, что встреча с каждым человеком есть уже таинство, в котором «Христос посреди нас». Для него встреча с каждым человеком была событием, при котором у обоих горели глаза, и люди это чувствовали и ценили, к тому же такое очень редко встретишь в общении с другими батюшками, а уж тем более с архиереями. Ну, а его богословие – это то, что вышло из его регулярных и тематических бесед.

О специфике православного служения и миссии в Британии

– Скажите, пожалуйста, как Вам кажется, какова специфика православного служения и миссии именно в этой стране, в Великобритании? Чувствуются ли здесь какие-то особые преимущества или, напротив, препятствия для развития Православия, в отличие от других стран?

– Наверное, главной специфичной чертой, с которой здесь приходится иметь дело, является толерантность как вездесущий принцип, пронизывающий все общество. И с одной стороны, конечно, эта английская толерантность дает нам свободу, формирует спокойную среду и спокойное отношение ко всем и ко всему, в том числе и к православным. Вот, скажем, недавно в Лондоне прошла «атеистическая акция»: на красных рейсовых автобусах появился транспарант: «Не волнуйтесь, Бога нет». Мы решили придумать соответствующий ответ и запустили на одном из рейсов другой транспарант, с изображением наших православных и всеми узнаваемых куполов, со словами: «Не переживайте, Бог есть». Толерантность все это позволяет.

С другой же стороны, как известно, толерантность – это медицинский термин, который говорит о том, что человеку чего-то не хватает, у него что-то не работает. И надо понимать: что бы мы здесь ни придумывали – здесь никого ни что не удивляет, не заинтересовывает, не шокирует, и любая православная «акция», как и священник в подряснике и с крестом, в большинстве случаев вообще не привлечет никакого внимания. Но при этом толерантность совершенно неожиданно может повернуться к тебе совсем другим, нетолерантным лицом.

В связи с этим расскажу реальную историю из жизни нашего прихода, ставшую анекдотом. Однажды мы решили на праздник Крещения устроить «публичную акцию» и освятить в Гайд-парке воду в пруду. По этому поводу была устроена встреча, на которой мы сказали, что хотим получить разрешение. Нас спросили: а что именно вы планируете делать? Мы начали описывать, что пойдем процессией от храма до Гайд-парка, в красивых облачениях, прямо по дороге. Отвечают: пожалуйста, идите, как хотите. Мы уточнили, что будем петь песнопения. Отвечают: ну, пойте, кто вам мешает. И уточняют: а пруд-то вам для чего? с водой-то что собираетесь делать? Мы отвечаем: а мы туда крест опустим и освятим ее. И тут вдруг неожиданно нам говорят: о, нет, нет, нет! вот этого делать нельзя, это – не толерантно.

– Есть ли в английской протестантской среде разочарование в связи с последними ультралиберальными реформами, осуществленными Англиканской церковью, – от признания «гей-браков» до введения «женского священства»? И есть ли какой-то интерес и стремление к поиску изначального, подлинного, нереформированного христианства?

– Мне трудно так обобщать… Но, да, становится заметно, что люди теряют веру, говорят, что предки были более набожные, в церковь ходили, а сейчас церкви надо закрывать и использовать не по церковному назначению. И, конечно, среди англикан есть такие, которые категорически не согласны и не принимают все эти последние реформы. И действительно, начинают интересоваться другим христианством. К нам обращаются и разочаровавшиеся англикане, и даже целые англиканские общины, но мы переводим в Православие только индивидуально, чтобы была гарантия, что это действительно личное решение.

Но главное, на мой взгляд, то, что все-таки к вере должно приводить не это – не разочарование чем-то плохим, не укрытие в безопасное местечко от негатива, не спасение от «нехороших» англикан, католиков или мусульман. Люди должны услышать зов Божий, услышать слово Божие и найти свое счастье во Христе. Должно произойти обретение истины, обретение смысла жизни, духовной свободы, возрождение человека.

Могу сказать, что вслед за владыкой Антонием я именно так вижу нашу миссию: миссия не должна начинаться с обличения неверующих и инаковерующих и сводиться к этому. Нужно, прежде всего, пытаться показать, какая вера прекрасная, какое это счастье – верить в Бога и быть с Богом.

Кстати, по статистике, больше всего у нас принимают Православие именно неверующие люди, возможно, формальные англикане или католики, но неверующие, безразличные, которых долгое время это все не интересовало – как на самом-то деле огромную часть населения Земли. Человек живет просто материальной жизнью, просто чтобы выжить – и вдруг он обретает веру, обретает Христа и рождается духовно. Больше всего здесь именно таких случаев, и это – очень здорово.

В заключение хочу отметить, наверное, самый важный в вопросе о миссионерстве момент: нужно, чтобы православная вера преподносилась не как нечто «русское», или «славянское», или «антизападное», что часто можно встретить, а как изначальное христианство, которое на протяжении нескольких веков I тысячелетия было на Британских островах и которое исповедовали все британские дораскольные святые. На эту тему мы в 2012 году издали первую на русском языке книгу «Жития святых, в землях Британских и Ирландских просиявших» – уникальный труд, в котором собраны жизнеописания самых важных святых, просиявших в Британской и Ирландской земле до XI века, когда христианство на этих землях было еще православным.

– Уважаемый владыка, благодарим Вас за возможность нашей встречи, за такую содержательную беседу и еще раз поздравляем Вас, Ваш приход и всю Сурожскую епархию с наступающим 300-летием пребывания Русской Православной Церкви в Великобритании!

С архиепископом Сурожским Елисеем
беседовала Елена Малер

14 октября 2016 г.

 
 
 

Назад к списку