Часто возникает вопрос: «Почему сегодня в мире столько страданий и бедствий, нужды, горя и болезней?» Смерть уносит ежедневно тысячи людей, а ненависть и зло достигают своего апогея… Почему так?
Далекие от христианства люди нередко во всем обвиняют Господа. Но в Слове Божием сказано так: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов» (Иак. 1:17). Господь Сам является источником света, жизни, любви, мира, радости и добра. И даже после того как люди далеко ушли от Творца и Его правды, Он «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:17).
Но если Бог дает только все доброе и благодатное, то откуда же все зло в мире?
Писание говорит, что борьба между добром и злом есть борьба между истиной и ложью, и ведется она с незапамятных времен, начавшись на небе. Некоторые ангелы восстали против Бога и Его правления. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы Его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7–9). Таким образом силы зла оказались на нашей земле. Они во все века старались отвлечь людей от Бога и вселить в сердца людей дух непокорности и возмущения против Него.
Существует множество различных мнений о сатане. Большинство людей, которые в разговоре употребляют его имя, знают о нем не так уж и много. В приведенном выше тексте о сатане как об определенной личности прикровенно сообщаются все-таки некоторые сведения. Его имя – диавол и сатана, что значит обольститель и клеветник. Он занят обольщением всей Вселенной.
Место деятельности диавола – Земля
Его помощники – бесы, то бишь падшие ангелы или т. н. инфернальные сущности.
Господь в Своем Слове дает совет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11–12). Здесь ясно сказано, что диавол и его ангелы являются частью мира духов. В то же время они активно вмешиваются в дела материального мира.
Священное Писание раскрывает перед нами следующую картину происхождения диавола: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низринул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я низвергнул тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:11–17). В тексте довольно подробно описано прошлое сатаны. Заметьте, что он вначале был «помазанным херувимом, чтобы осенять» престол Божий. В древнем храме Соломона, где хранился ковчег Завета Божия, два ангела из чистого золота чеканной работы стояли по обе стороны ковчега. Этот ковчег прообразовывал собой престол Божий – оригинал же храма находится на небесах: «Господь во святом храме Своем, Господь – престол его на небесах» (Пс. 10:4). Именно там, возле престола Божия, сатана находился первоначально, как «херувим осеняющий». Он был создан совершенным. Но в его сердце зародилось беззаконие, то есть нежелание подчиняться закону Божьему.
Некоторых смущает то, что в приведенных стихах сатана описан под именем царя Тирского. В этом нет ничего удивительного, так как деятельность сатаны в действительности была внушена им; движущей силой царя Тирского был сатана. Описывая падение этого некогда славного ангела, пророк в изумлении восклицает: «Как упал ты с неба денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце твоем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубину преисподней» (Ис. 14:12–16).
Писание называет диавола «денницей», утренней звездой.
Сравнивая это описание с выше приведенными из Откровения 12:7–9, где описывается война на небе, мы находим, что, когда этот ангел был изгнан из присутствия Божия, он стал сатаною. Он захотел быть равным Богу, завидовал славе и силе Творца. Использовав свои силы и свою мудрость на зло, он обманул многих ангелов и убедил их принять участие в его восстании против Бога. В результате этого он вместе со своими ангелами был изгнан с неба. Христос говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). С тех пор земля является полем его деятельности и местом сражения между добром и злом, истиной и ложью.
Писание говорит о сатане, что он обольщает всю Вселенную. Поэтому нам трудно понять, почему многие жители нашей планеты принимают его за кого-то другого. Современное непонимание личности диавола в сильной степени является следствием карикатурных изображений, ставших особенно популярными в Средневековье. Чтобы уменьшить свой страх перед царем тьмы, люди подтрунивали над ним, изображая его смешным и отталкивающим существом с вилами и хвостом. В руку его вкладывались вилы, на лице изображалась слабоумная усмешка, и при виде такого изображения невольно возникал вопрос: «Кто же убоится такой смешной фигуры?»
Истина, однако, заключается в том, что диавол – существо, обладающее высоким интеллектом, это могущественный и талантливый дух с даром бесконечной изобретательности. Его аргументы блестящи, и он превосходный софист. Его планы утонченны, и логика почти неопровержима. Могущественный противник Бога, это не скачущее существо с рогами и хвостом, а величественный князь «века сего» с неограниченной силой и тонким умом, способный использовать всякую возможность, чтобы проявить себя, умеющий повернуть любое положение в свою пользу. Диавол вполне способен произвести ложного пророка, о котором предостерегает Библия.
На развалинах современного неверия и сомнений сатана создаст ложного царя, антихриста. Он сформирует религию без Спасителя, построит церковь без Христа, призовет служить ему без Божьего слова. О его великой силе обольщения мы читаем: «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:14). Шедевр его бесконечного искушения заключается в том, что диавол убедил многих людей в том, что его не существует.
В настоящий исторический момент стоят лицом к лицу два могущественных триединства: Пресвятая Троица (Отец, Сын и Дух Святой) и ложное триединство, поклонения которому он хочет добиться от человечества. Триединство сатаны (диавол, антихрист и лжепророк) описано в Откровении Иоанна Богослова: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобным жабам» (Откр. 16:13).
Как же объясняют отрицающие диавола ту быстроту, с которой распространяется зло?
Как они истолковывают бесконечные препятствия, возникающие на пути праведных? Какими доводами могут они разубедить в том факте, что разрушение и гибель распространяются с молниеносной быстротой, в то время как созидательная работа и восстановление происходят так ужасающе медленно? Киньте на воздух лживые слова, распустите клевету – и, как по волшебству, эти слова достигнут сразу самых отдаленных мест. Но скажите правду, совершите великодушный, честный поступок – и невидимые силы сразу же примутся за работу, стараясь скрыть и затемнить этот крохотный луч света и надежды.
Казалось бы, никто добровольно не воздвигает храмов в честь диавола (разве что открытые сатанисты), никто не строит кафедр, с которых произносят его проповеди. Но слова царя тьмы слышны повсюду, и слишком часто мир претворяет их в отчаянные поступки. Если нет невидимых сил, старающихся опорочить человеческие сердца и исказить мысли в пользу зла, то как же вы можете объяснить человеческую готовность слушать все низкое, подлое и порочное, в то время как к чистому, доброму и светлому люди остаются глухи?
Писание прямо указывает на господство сатаны над миром в своем слове: «…Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она передана мне, и я кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6). Христос тоже говорит, что отцом всякой лжи является сатана: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое…» (Ин. 8:44); «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30).
Бог не сотворил Себе противника и носителя зла, как это утверждает, например, ислам. Он создал прекрасного ангела со свободной волей, со способностью выбирать. С подобными же качествами Бог сотворил и человека. Что же побудило счастливого херувима восстать против его Творца? Мы, очевидно, никогда не узнаем этой тайны. Если бы причины бунта у Божьего престола могли быть поняты и объяснены, то это уже являлось бы извинением для существования греха. Но для греха нет ни объяснения, ни извинения. Христианская философия и богословие не дают ответа на происхождение зла в сатане как первоначальном источнике этого зла. Зло – это парадоксальная отрицательная величина, паразитирующая на отсутствии добра. Как тень, которая появляется только при наличии солнца. Ясно одно – источником падения, греха и смерти является демон.
Бог не признает другого служения, кроме любви, потому что он Сам есть любовь.
Никого нельзя заставить любить насильно. Это свободный выбор каждого человека. Бог же проявил Свою любовь тем, что дал разумным существам возможность сделать свой выбор. Выбор был сделан не в пользу Творца, и постепенно зло затопило мир. Христос пришел разрушить дела диавола: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также принял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14). Христос пришел в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Зло не всегда будет существовать в мире. Господству сатаны положен предел. В Откровении 12:12 мы читаем: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени». Этот властитель тьмы знает, что день расплаты приближается. Этот день Суда был предначертан для диавола и его ангелов (бесов). Люди, которые продолжают жить под его влиянием, исполнять его волю, не исповедуют своих грехов, подвергнутся одной с ним участи: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).
Таким образом, зло и его родоначальник существуют только до определенного Богом времени, и конец его уже предопределен. Но нынче мы еще живем под их постоянной угрозой. Чтобы в таком мире вести благочестивую жизнь, устоять против козней диавольских и не подвергнуться одной с ним участи, нам дан в Писании совет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8). И так же апостол Иаков наставляет: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:7–8).
Профессор Чернышев В. М.
Православная Жизнь
|