Где и с кем быть ТАМ, мы решаем здесь и СЕЙЧАС.
Искупить нельзя, но избавиться от него можно. Если же имеется в виду, что человек попал в ад, то может ли он надеяться на выход из него собственными усилиями? Церковь отвечает решительно: нет. Земная жизнь – это время личностного определения вектора направления вечной жизни.
Где и с кем быть ТАМ, мы решаем здесь и СЕЙЧАС.
Является ли участь грешников в аду неизменной и вечной? Нет. Иначе зачем бы мы молились в Церкви «о иже во аде держимых» (см. молитвы на вечерне в день Пятидесятницы), если бы не верили в возможность их избавления.
Приходится слышать от некоторых людей о том, что нельзя и опасно молиться о тех, кто находится в аду. А о ком же тогда мы молимся? О тех, кто в преддверии рая? Кто-то купил новый «мерседес», а мы каждый вечер говорим Богу: «Ну, когда ж Ты уже дашь ему хорошую машину?» Звучит нелогично. Конечно, мы возносим молитвы о тех людях, которые, возможно, находятся в аду. Ведь никто из нас не знает, куда попали души умерших сродников. Что же касается неканонизированных, то наши молитвы о их упокоении понуждают святых молиться перед Престолом Божиим о нашем спасении.
Инструменты избавления из ада – это:
1) молитвы Церкви;
2) литургическое поминовение;
3) личная молитва за усопшего.
Каждый раз во время панихиды, богослужений в родительскую субботу мы возносим молитвы от всей Церковной полноты об умерших. Молитва, произнесенная в Церкви, особенно на соборном служении, в десятки раз сильнее личной домашней молитвы (прп. Амвросий Оптинский). Как свет пучка зажженных свеч ярче света одной, так и церковные молитвы действенней, чем наша келейная молитва.
Особым, высочайшим приношением за усопшего является литургическое поминовение, когда священник добавляет в Чашу с Дарами частички, вынутые за усопших, со словами «Отмой Господи грехи зде поминаемых Кровию Твоею Святою, молитвами святых твоих».
Не следует ни в коем случае пренебрегать и личной домашней молитвой. Тем более что Церковь позволяется молиться не только о крещеных церковных людях, но и о всех, о ком болит сердце и скорбит душа. Если эта молитва соединена с постом, милостыней и добрыми делами за усопшего, то она поистине творит чудеса.
Это и неудивительно. В «Алфавитном патерике» (IV–V в.) рассказывается о святом Макарии Египетском, который, однажды идя по пустыне, увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили на этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа; когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, они получают некоторое облегчение».
Все эти свидетельства даны нам для того, чтобы мы не пренебрегали ни одним из средств, полученным от Бога, для спасения как своих душ, так и душ наших усопших сродников.
Протоиерей Игорь Рябко
Православная Жизнь
|