Как правильно подготовить организм к Великому посту? Что нужно делать, чтобы переход к посту был безболезненным? Как выяснили, что квашеная капуста препятствует развитию рака молочной железы? И почему хуже «Макдональдса» только расстрел? Об этом и многом другом классик хирургической гастроэнтерологии академик Александр Федорович Черноусов.
Академик Александр Федорович Черноусов
– Александр Федорович, сегодня много говорят о правильном питании. А что такое – правильное питание?
– Правильное питание – это, прежде всего, чистые продукты. Выращенные без химии, на традиционном удобрении – навозе. Вот как раньше крестьянские хозяйства выращивали овощи. Сегодня слишком много химических удобрений используется. Я не хочу сказать, что совсем от них надо отказаться. Вероятно, это сделать нельзя. Но должен быть точный расчет, что и сколько в землю сыпать, чтобы это было безопасно для тех, кто потом эти овощи будет есть.
Хорошо, что сейчас у нас в некоторых районах, как я читал, стали производить чистые продукты.
– Правильное питание, вероятно, исключает фаст-фуды?
– Хуже фаст-фуда придумать ничего нельзя.
Самая лучшая еда – домашняя, приготовленная любимой женой, мамой или бабушкой из хороших продуктов. И без всяких добавок, никому не нужных.
Наверное, есть и рестораны, где готовят вкусно и – самое главное – здорово, из хороших продуктов. Но в рестораны каждый день ходить не будешь, это ведь дорогое удовольствие.
– Я слышал, что наш организм генетически приспособлен к определенной пище – традиционной для того или иного народа или региона. И потому всякие суши и сашими нам не очень подходят… А какая еда хороша для жителя России?
– А вот та, которая была на столе у наших предков. Как в пословице говорится: «Щи да каша – пища наша». И самая вкусная еда – приготовленная в русской печи. Лучше ничего не придумаешь. Помню, однажды мы были на охоте, взяли двух-трех осенних вальдшнепов, и те, кто нас принимал, в русской печке сварили суп с этими вальдшнепами. Когда вынули чугунок из печи, открыли крышку – какой чудесный тонкий аромат заполнил весь дом!..
Я вырос в маленьком городке Тверской губернии, бабушка готовила в русской печи. До сих пор вспоминаю ее пироги и другие кушанья.
– А как часто в течение дня надо есть? Для многих это важный вопрос…
– Мало-мало, часто-часто. Не объедаться, не стараться в один присест и позавтракать, и пообедать, и поужинать. Поел, а через три часа можно еще перекусить. И последний прием пищи должен быть в пять – максимум в шесть часов вечера.
И этот вечерний прием пищи не должен быть основательным и главным в течение дня. И без мяса. Мясное нужно есть до двух часов дня. И не каждый день.
– Но многие любят мясо. Почему мясо не полезно есть каждый день?
– Потому что от избытка белка в организме развиваются болезни. А кому-то и вообще, может быть, стоило потребление белковой пищи свести к минимуму. Но сколько чего есть, это индивидуально с каждым больным должен все-таки врач решать.
Мясо можно и нужно есть, но не так, как у нас едят: каждый день и на завтрак, и на обед, и на ужин.
А вообще, чтобы не быть больным, питаться нужно дробно – относительно небольшими порциями несколько раз в день. И это должна быть нормальная пища. Не бесконечные бутерброды или, не дай Бог, эти, американские…
– …гамбургеры из «Макдональдса»?
– Из «Макдональдса»! Хуже этого – только расстрел.
– А почему этот фаст-фуд так популярен. Ведь везде очереди…
– Так это с детства прививается. Если бы дети, и не только дети, дома видели, как надо правильно питаться, они понимали бы, что такое фаст-фуд и полуфабрикаты. А то что получается: муж/отец на работе, жена/мать на работе. Если бабушек нет, обед приготовить некому. А когда мать семейства усталая вечером приходит с работы, ей не до «правильного питания», ей лишь бы приготовить что-нибудь побыстрее, чтобы семью накормить. Вот и питаются у нас все абы как. А что мы обычно с собой берем на работу, в школу, в институт?
– Бутерброды.
– Вот именно: бутерброды. А это сухомятка. Разве это хорошо? Нет, конечно!
– В каком возрасте люди должны задуматься о здоровье своего желудка, о правильном питании?
– Вот пока ребенок пешком под стол ходит, родителям уже надо об этом задумываться. Не тогда, когда в школе, в институте начинаются проблемы с пищеварением и болезни.
Господь дает нам здоровья много. Его хватает на наш век. А наш век, как сказано в псалмах, – 70 лет, если же в силах человек – 80. Но и до 100 лет люди живут, если нормально питаются. Почему на Кавказе долгожители? Во-первых, пьют чистую родниковую воду. Во-вторых, едят того барашка, который питается травой, там растущей, тоже чистой. А когда мясо от коровы, которую вырастили на комбикормах с кучей добавок… От пищи очень многое зависит.
– Александр Федорович, а что делать, чтобы сохранить желудок здоровым. На первом месте, конечно, правильное питание – вы уже об этом сказали. А что еще?
– Я скажу, чего НЕ надо делать. Во-первых, пить спиртное, тем более так, как у нас пьют. Так пить нельзя! Ведь спиваются люди! И что пьют? Ладно бы хорошее вино, но ведь полки магазинов заставлены гадостью. Мы же знаем, сколько людей травится. Сколько я оперировал людей, у которых пищевод был обожжен неизвестной жидкостью: в ларьках покупали вроде бы водку, а это на самом деле какая-то отрава… Сколько беды! Но тут еще вот что: когда человек выпьет, он ест все подряд. Все сметает, что перед ним на столе! Это как раз дорога к тому, чтобы потом болел желудок.
– Совсем отказаться от спиртного?
– Это очень трудно. Да, может быть, и не нужно. Пить вино – но в меру! – можно. Но хорошего, настоящего. Есть же у нас хорошие вина, и лучше того, что у нас продают как французское. Кто любит водку – ну, выпей рюмку, две. А не так, как в анекдоте: вечеринка у офицеров, пришло начальство и увещевает: «Ну, выпил литр, ну, два, ну, три… Но зачем же напиваться?» (Смеется.) Сколько по пьяному делу беды. Ведь помирают от перфоративных язв, ожогов пищевода, непроходимости кишечника…
– А разве пьянство как-то с непроходимостью кишечника связано?
– Еще как связано. Потому что пьяный, как я уже сказал, ест – даже жрет – все подряд, без меры. Вот и завороты…
Во всем нужна мера. Если человек меры не знает – ничего хорошего не будет. Смотрите, сколько сейчас с лишним весом – это же беда!
– У нас уже, говорят, каждый десятый.
– Да больше! И пища должна быть разнообразной. Не только мясо, но и капуста, и картошка, и свекла, и морковь, и лук, и горох…
А от обжорства и грыжу пищеводного отверстия можно получить, и кучу других неприятных болезней…
– Онкоболезни тоже следствие неправильного питания?
– Во многих случаях – да. Известно, что пища может влиять на рак толстой кишки. У тех, кто не в меру ест мясное и мало овощей – капусты, разных овощных салатов, – рак толстой кишки бывает значительно чаще. Интересные исследования проводили в Польше американцы. Там женщины много едят квашеной капусты. Оказалось, что у них рак молочной железы встречается значительно реже, чем в тех странах, где кислую капусту не едят. Не зря наши предки ее любили. И нам заповедали.
– Сейчас очень популярны всевозможные диеты. В интернете их не счесть – на любой вкус. Можно ли доверять диетам из интернета?
– Я бы не доверял. Ведь очень много в интернете всякой дури. И в основном, чтобы похудеть. Надо обращаться все-таки к специалистам. Вот есть известный и опытный врач-диетолог Маргарита Королева, автор многих книг, разрабатывающая в частности индивидуальные диеты для конкретных людей. С помощью ее диет можно и похудеть, и здоровье поправить. Это рекомендации врача, понимающего, что, к чему и зачем. Я, кстати, из ее книг и себе кое-какие рецепты взял. А после неизвестно кем составленных диет люди и в больницы попадают.
– Сейчас очень популярен иван-чай. Многие батюшки его рекомендуют, в монастырях выращивают. Как вы относитесь к напитку из него?
– Все наши российские травы полезны. Их много – на всякий вкус. Знаю, что монастыри на ярмарки привозят травяные чаи. Собирают сестры, с любовью заготавливают их. Пейте эти чаи на здоровье. В том числе и из иван-чая.
– Скоро наступит Великий пост. Как правильно подготовить себя к тем ограничениям в пище, которые налагаются в пост?
– Но ведь в пост еда не главное. Один из наших старцев говорил: ешьте мясо, но не ешьте людей. Если поститься, но вести себя как последний сукин сын, толку от твоего поста – ноль. Но и пищевые ограничения в пост, конечно, надо соблюдать.
Тем, кто привык много есть, пост переносить очень тяжело. Ведь вопрос не только в том, что есть, но также и в том, сколько есть. Определенные ограничения в количестве пищи должны быть всегда. Если этого нет, то хотя бы перед постом, пока еще все есть можно, начинай себя постепенно ограничивать в количестве еды. Тогда и в пост войти будет легче.
Но в держании поста тоже нужна мера. Какая? Если ты человек больной, у тебя уже никудышные внутренние органы, больной желудок, кишечник, желчные пути, печень не в порядке, подойди к священнику, объясни, поговори с ним, как тебе поститься. Мясо, конечно, не нужно в пост себе позволять, но, может быть, что-то из молочного… Батюшки сейчас в проповедях говорят о разумном посте, о том, что если и будешь жестко поститься, во святые не выйдешь, о том, что строгость без рассуждения не на пользу. А то ведь что получается?! Одна моя знакомая после поста в тень превратилась. Зеленая, еле ходит… Решила строгий пост держать. Зачем? Это святые люди постились с такой строгостью. Но им Бог помогал, а мы-то кто? Мы же грешники сплошные!
– Хорошо, тогда как определить эту меру поста для себя?
Обязательно надо поговорить со своим священником о том, как именно тебе пост держать. Он исповедует, он знает, у кого какое состояние души, знает, какой кому пост: кто – и достаточно строгий пост может понести, а кто еще не подготовлен, кто впервые за 60 лет своей жизни постится, кто все эти десятки лет ел что попало и когда попало в лошадиных дозах, а тут вдруг – такие ограничения!..
Но повторю: в пост главное – не есть людей. Прощать тех, на кого зуб имеешь. Добро творить, любить своих ближних – и не только ближних. А кто для нас ближний, помимо нашей семьи? Тот, кто нуждается в нашей милости. И надо подходить к людям с милостью.
И молиться надо. О своих ближних, о тех, кто тебе не самый ближний, но кто дорог, о своей стране родной…
О еде в пост вот еще хочу что сказать. Часто слышишь: ешьте в пост побольше овощей, ешьте рыбу, сейчас в магазинах большой выбор… Так и бабулек поучают. Но ведь бабулькам на их пенсию всякие кабачки-помидоры-огурцы не купить! Что, они пойдут на рынок за фруктами? Да посмотрите, сколько та же рыба стоит… Так что, мне кажется, об этом тоже нужно помнить, и священник должен реагировать на то, какая у него паства. Давая советы, не обижать тех, кто живет на пенсию. Они и так постятся круглый год, мясо видят на своем столе только, может быть, по праздникам!
– Подходить по-человечески?..
– С любовью! Если нет любви – то ничего нет. Можно все что угодно говорить, можно все что угодно делать, но если нет любви, ничего нет в том человеке. Любовь – это основное.
– Александр Федорович, вы академик, авторитетный и серьезный ученый. К вам очередь выстраивается. Так просто не попасть. А как вы пришли к вере?
– Я, как и все, был и комсомольцем, и в партии. Но, милостью Божией, как-то враз все перевернулось во мне: я понял, что так дальше жить нельзя. Перестройка в душе произошла. Я начал ходить в храм. И первые десять лет это был такой восторг! Я и алтарником многие годы был. Особенно мне нравилось читать Шестопсалмие. И сейчас я не мыслю жизни без веры. Не хочу жить без веры! Мне такая жизнь не нужна.
Не понимаю, как можно в воскресенье не пойти в храм. Для меня это – радость. Не обязаловка – радость! И я жду эту радость. Но чтобы прийти к этому, надо работать над собой. Это ежедневное чтение Евангелия. Ежедневное! Это ежедневное чтение Псалтыри. И, конечно, другой литературы, которая сейчас, слава Богу, доступна. Без этого понять глубину веры нашей невозможно. Запомнилось из жития одного святого: он умирает, ему говорят собравшиеся у его одра: «Верим, что ты пойдешь прямо к Богу в Небесную обитель». А он в ответ: «Не знаю, так ли будет… Положил ли я начало покаянию…» И это святой говорит!
И в кабинете у меня, вы видите, иконы, и дома. Я без этого уже жить не могу. И литературы у меня много: старец архимандрит Наум мне присылает, а я ее тут распределяю народу. Я часто читаю и своим, и на конференциях отрывки из Евангелия, Псалтырь… Если что прочитал интересного, обязательно всем рассказываю.
– А зачем?
– Потому что тот, кто уже воцерковился, должен нести слово Божие. Конечно, не думая о себе много. Но именно слово Божие. Чтобы люди слышали эти поразительные слова. А Евангелие – это такая глубина! Сколько мы его читаем, и всегда что-то новое открывается. Настолько оно многослойно. А ведь кто это написал? Рыбаки! Понятно, что, как Господь сказал: «Святой Дух вас наставит». Но все-таки – это рыбаки. А мы, профессора, академики, что, знаем Евангелие наизусть? Нет, увы…
А молиться надо всегда. Я не делаю ни одной операции без предварительной молитвы. Молюсь за больного и чтобы Господь помог. Мне священник один, очень опытный, составил молитву. И на операции перед тем, как делать разрез, я говорю: «Господи, благослови; Пресвятая Богородица, благослови!» Только после этого делаю разрез.
Милостью Божией всё. Как говорили наши деды: без Бога не до порога. Это так и есть. Выходишь из дома – перекрестись. Я как-то сказал священнику, что, когда сажусь в машину, крещусь, впереди себя тоже крест – и только тогда завожу машину и трогаюсь. А он мне: «Так до машины-то еще надо дойти…» Мудро, правда? Священники есть очень мудрые. Причем некоторые скрывают свою мудрость.
С Александром Федоровичем Черноусовым
беседовал Никита Филатов
Православие.ru
|