ХРИСТОС НА ГОЛГОФЕ

Христос на Голгофе. Наш Спаситель на Кресте! Праведник страдает. Того, кто возлюбил весь человеческий род, убивают люди! Всякий, обладающий сознанием, да устыдится! Всякий, имеющий сердце, да скорбит! Всякий, имеющий разум, да осознает это…

Добрый Самарянин, спасший человечество от ран, нанесенных разбойниками, пал от их рук. Рядом с Господом было семь злодеев. Первый злодей – сатана, также злодеи – пресвитеры и правители израильского народа, третий – Иуда, четвертый – Пилат, пятый – Варавва, шестой – нераскаянный разбойник, распятый вместе с Иисусом, седьмой – покаявшийся разбойник. Остановимся ненадолго и выясним, кто эти злодеи.

Первый из них – сатана, желающий нанести человеческому роду непоправимое зло. Он отец лжи, злодей злодеев. Искушения, которыми он испытывает людей, желая нанести им вред, можно разделить на два вида: покой (достаток, удобство) и страдания. Сначала сатана искушал Господа на горе, обещая удобство, власть и богатство. Сейчас он испытывает его страданиями и страстями. Обратившись в бегство после первого искушения, он оставил Господа и удалился от него. Однако он покинул Его лишь на время. Как сказано в Евангелии, «диавол отошел от Него до времени» (Лк.4:13).

Это время прошло, и дьявол показался снова. В этот раз ему не нужно было появляться открыто. Теперь дьявол начинает действовать через людей. Он использует сынов тьмы, которые, ослепленные светом Христа, предаются в руки сатаны. Сатана, в свою очередь, использует их как оружие против Господа Христа. Однако он находится рядом с каждым языком, хулившим Христа, с каждым ртом, плюющим на всечтимый Его лик, с каждой рукой, стегающей Его и надевающей на Него терновый венец, рядом с каждым сердцем, пылающим ненавистью и завистью к Нему.

Другие злодеи – это израильские пресвитеры, а также политические, религиозные и духовные правители. Это книжники и фарисеи, саддукеи и священники во главе с царем Иродом. Зависть и страх заставили их преследовать Господа. Зависть одолевала их, потому что Иисус был сильнее, мудрее и прекраснее, чем они. Они боялись за свое положение, власть и славу в случае, если люди последуют за Христом. Поэтому они и кричали: «Видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за ним» (Ин. 12:19). Это происходило от страха, слабости и зависти.

Какое же самое великое из злодеяний, которое они причинили Господу? Это арест и казнь, без справедливого суда и приговора. В Евангелии сказано: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» (Мф. 26:3 – 4). Они не обсуждают между собой, какие обвинения ему предъявят и как поведут Его на суд, решив «взять Его хитростью и убить». Единственное, что их интересует – это коварно схватить Его и убить. Когда законник Никодим советует им сначала представить Иисуса в суде, чтобы сказать, в чем Его обвиняют, они отвергают этот совет с недовольством, иронически улыбаясь.

Третьим злодеем стал Иуда, называющийся апостолом, но на деле оказывающийся подлым предателем. Сатана участвовал в несправедливом убиении Христа из-за своей ненависти к Богу и человеку. Первосвященники и властители пошли на это из-за зависти и страха. Иуда связывается с сатаной и правителями израильского народа по своей алчности. Преступление Иуды состоит в том, что он предал своего Учителя и Благодетеля за тридцать сребренников. Впоследствии он сам признал свою ошибку и сказал об этом пресвитерам, подкупившим его ради предательства: «Согрешил я, предав кровь невинную… И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:4-5). Жалкая смерть свидетельствует о его трагической ошибке. Как сказано об этом в Деяниях Апостолов: «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:18).

Четвертый злодей – Пилат, представитель Кесаря в Иерусалиме, который олицетворяет в осуждении Сына Божия языческий мир. Пилат презирает иудеев, а иудеи презирают его. Сначала он не хотел вмешиваться в суд над Христом: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин. 18:31), – сказал он обвинителям Христа. Затем он выступает в защиту Иисуса и после допроса говорит иудеям: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:38). Но, в конце концов, он уступает их угрозам, решая «быть по прошению их» (Лк. 23:24) и отдает приказ стегать Иисуса, а затем распять Его.

Преступление Пилата состоит в том, что он, имея возможность защитить Праведника, не сделал этого. Он сам говорит Господу: «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» (Ин. 19:10). Этим своим заявлением Пилат берет на себя вечную ответственность за смерть Христа. Что же заставляет Пилата совершить это преступление и встать в ряд злодеев? Это его ограниченность и страх. Страх встать на защиту праведника, страх потерять свое положение и благосклонность Кесаря.

Пятый злодей – Варавва. В то время он находился в темнице «за произведенное им в городе возмущение и убийство» (Лк. 23:19). Он находился под следствием, согласно иудейским и римским законам, и ждал смертного приговора. Лично он не совершил никакого греха против Христа. Согрешают иудеи, которые ставят его выше Иисуса и отдают предпочтение ему. Пилат хотел использовать Варавву, чтобы избавить Христа от смертного приговора. Иудеи же использовали Христа, чтобы спасти Варавву. Пилат поставил иудеев перед выбором между Христом и Вараввой, фактически между Богом и преступником. Но подобное притягивается к подобному. Так, злодеи избрали злодея.

Оба последних злодея (шестой и седьмой) были распяты вместе с Христом на Голгофе, первый – слева, другой – справа. Пророк Исаия предрекал это: «И к злодеям причтен» (Лк. 22:37). Один из них, даже находясь в преддверье смерти, хулит Иисуса, в то время как другой молится.

Здесь перед нами предстают два человека с похожей судьбой: оба они пригвождены к кресту, оба готовятся покинуть этот мир и больше ничего не ждут от него. Но есть одно существенное различие. Это ответ на вопрос всем тем, кто утверждает, что если поставить людей в одинаковые материальные условия, дать им одинаковый почет и имущество, все они будут обладать одним духом. Один из разбойников, который через некоторое время испустит последний вздох, насмехается над Сыном Божьим: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). В то время как другой просит Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). Боль распятия одного убивает и телесно, и духовно. Другого же – только телесно, ибо душа его спасается. Крест Христов для одного стал соблазном, для другого – спасением.

Таковы семь злодеев, окружающих Христа. Господи, помоги нам видеть свою собственную жизнь, прежде чем осуждать злодеев, распявших Бога любви на Кресте! Зададимся вопросом: а не входим ли мы в их число? Будем же подобны седьмому злодею, который, перенеся крестные страдания, покаялся, найдя спасение от своих грехов.

Святой Николай Велимирович, «Время покаяния»

 
 
 

Назад к списку