КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ

Отрок, предоставленный своей воле, делает стыд своей матери.
(Притч. 29:15).

Начиная разговор о послушании детей, обратимся, прежде всего, к источнику, выше которого нет, – к Священному Писанию. В Евангелии не много повествуется о детстве и отрочестве Господа нашего Иисуса Христа; но это немногое весьма важно и поучительно. О 12-летнем Иисусе Евангелист Лука записал следующее: «Иисус пошел и пришел с ними в Назарет; и был в повиновении у них». Эти слова написаны в конце рассказа о том, как Иисус отстал от своих родителей, возвращаясь из Иерусалима, и как они долго искали Его. Евангелист поставляет в похвалу Отроку Иисусу послушание родителям. В Иисусе, достигшем мужеского возраста, апостол Павел прославляет — послушание Его Небесному Отцу: Он послушен был, свидетельствует апостол, даже до смерти, и смерти крестной. Апостол идет еще дальше и выводит из этого послушания грядущее спасение мира: как непослушанием одного (Адама) пришел грех, так послушанием одного (Христа) придет оправдание.

Нет необходимости говорить о величайшей важности послушания вообще в жизни людей; а как оно безмерно важно в воспитании детей – знают все родители. Можно даже сказать: кому удалось воспитать своих детей послушными, тот исполнил свою обязанность, разрешил свою воспитательную задачу.

Прежде всего надо сказать, что послушание есть такое растение, которое может расти не во всяком доме; а только там, где почва для него благоприятна. К прискорбию, есть семейства, в которых нет ничего благоприятствующего воспитанию детей в послушании. Это все те семейства, где господствует дух вольномыслия, вседозволенности, неуважения законов Божеских и человеческих, – дух, который не хочет признавать никаких авторитетов. Сейчас чаще всего тогда только прибегают к защите Божеского или человеческого закона, когда это находят удобным для себя и полезным. Где родители заражены этим духом, там невозможно воспитать детей в послушании. Кто хочет иметь послушных детей, тот сам должен уважать всякий признанный авторитет, всякую власть и закон, чтить Бога, Церковь, соблюдать заповеди Божии и установления церковные, выполнять государственное законодательство.

Но в иных семействах о Боге вспоминают в самую последнюю очередь. О Нем не принято бывает говорить, разве только при чтении чего-либо, где между строк выражается неверие в Бога или отрицается какая-нибудь незыблемая истина. [...] О том, что есть обязанности по отношению к Богу, многие совершенно не думают. И когда кто-нибудь надлежащим образом исполняет их, то это, по меньшей мере, возбуждает в обществе удивление. Все это ребенок видит и слышит. Какое же заключение выведет он отсюда? Очень простое: если отец мой не почитает Бога, не слушается Бога, то и я могу не почитать, не слушаться отца, не исполнять заповеди Божии. И согласитесь, при таком рассуждении логика ведь будет на стороне детей.

Далее, если принять во внимание, что для многих родителей власть Церкви и авторитет духовенства не имеют ни малейшего значения, то понятно, что в таких семействах не может быть и речи о воспитании детей в послушании. «Что мне священник? Что мне его выдумки?.. Разве можно верить тому, что он говорит?» – такие речи ныне нередко приходится слышать и детям! Между тем, ребенок в школе и в церкви слышит от священника, что дети должны быть послушны своим родителям.. А дома авторитет священника часто разрушается грубой насмешкой. Отсюда дети выведут прямое заключение: если отец мой не признает никаких заповедей, о которых говорит священник, то и мне нечего слушать его наставления, обращать внимание на его слова, когда он разъясняет пятую заповедь: чти отца твоего и матерь твою.

То же самое бывает и в отношении авторитета начальствующих. «Что мне начальство? Я сам себе господин: что хочу, то и делаю!» – говорит иной, говорит нередко и хуже. Конечно, эти речи не опасны для начальства, оно может принудить к послушанию имеющейся в его распоряжении силою, чего не делают ни Бог, ни Церковь. Тем не менее здесь есть почва для развития в детях непослушания родителям. Везде, где не признается и не уважается Божеская и установленная Богом власть, где законы исполняются только страха ради, там воспитание послушания не имеет почвы. Кто презирает авторитет Божий, авторитет Церкви, авторитет всякого начальства, тот не может требовать от своих детей, чтобы они уважали его родительский авторитет; и кто добровольно и по чувству долга не следует названным авторитетам, тот никогда не сможет воспитать своих детей послушными. Поэтому, если вы хотите, чтобы дети ваши были послушны, то уважайте законные авторитеты, сами следуйте их законам и прежде всего учите этому своих детей. Это их основа послушания вам.

Но предположим, что для развития послушания в детях имеется благоприятная почва. Что же надо делать, чтобы вырастить его? Послушание, в сущности, есть подчинение нашей воли воле чужой. Но чтобы подчинить свою волю воле другого, надобно иметь расположение и уважение к тому, пред кем должна склоняться моя воля, надобно любить его, чтобы следовать ему.

Между всеми душевными силами самая сильная есть воля; она господствует над другими; чего мы хотим, о том только и думаем, и говорим, то только и делаем. Бог дал нам эту душевную силу, дабы мы хотели добра и делали добро, ненавидели зло и отвращались зла. Но наша воля ослаблена грехом и склонна ко злу. Эта слабость пришла к нам с первородным грехом, привнесшим своенравие и упорство, которое с детства должно быть обуздываемо и искореняемо. Виноградная лоза приносит благородные и сладкие плоды, но не тогда, когда дают ей расти, как она хочет, а когда ее обрезают и привязывают к жерди. Что в виноградной лозе обрезывание и привязывание, то производят дисциплина и обуздывание своенравия и упорства в детях, чтобы они приносили благородные, сладкие плоды послушания. А чтобы вам собрать эти плоды, надо следовать определенным правилам.

1. Не допускайте в ребенке с малых лет упорства и своенравия, если хотите, чтобы он был послушен. Это не значит, что вы ни в чем не должны давать ему свободы. Если ребенок в надлежащее время просит пищи, так как чувствует голод, то это его желание должно исполнить, потому что отказать в этом было бы жестоко и безжалостно. Просит вещь, необходимую ему в школе, – нужно исполнить его волю, иначе мы подвергаем его опасности, что он приобретет эту вещь бесчестным путем. Совершенно иное дело, когда он хочет чего-нибудь непозволительного: в этом должно ему отказать, не обращая внимания на слезы. Никогда не следует обращать внимания на капризы детей; кто раз показал слабость, будет и впредь рабом своего ребенка, и его своенравие станет господствовать над родителями.

Хотите вы, чтобы дети ваши были послушны? Оказывайте и доказывайте им свою любовь – не ту любовь, которая изнеживает детей и готова бывает сластями закормить их до смерти, но сердечную, разумную любовь, направленную ко благу детей.

2. Желая сломить детское своенравие и упорство, родители должны действовать согласно между собою: нельзя одному разрушать того, что строит другой. Ничто столько не укрепляет ребенка в своенравии, как если один из родителей дает ему то, в чем другой отказывает. Когда приходит он с плачем к матери и жалуется, что отец отказал ему в том-то, то мать не должна выказывать сожаление, а тем более выказывать свое неудовольствие на отца, что тот не исполнил просьбы. Так должны поступать и старшие братья, и сестры, и родственники, а особенно бабушки и дедушки. Известно, что старые люди ищут в других привязанности, и так как молодежь не любит оставаться подле них, то они стараются привлечь к себе детей — но чем? Тем, что исполняют любую их волю.

3. Никогда нельзя давать пищи детскому своенравию: нельзя допускать, чтобы дети что-либо приказывали старшим братьям или сестрам, или другим взрослым, или же делали своевольно какие-либо распоряжения. Если дети чего-либо хотят от старших, то они должны просить, а не приказывать; — должны быть довольны тем, что им дают и благодарить за это.

4. Никогда не следует позволять детям выходить из послушания: что сказали отец или мать, они должны тотчас исполнить без замедления и отлагательства. Сказано — должно быть и сделано. Дети должны знать: если я тотчас не делаю, то поступаю дурно. И при этом родители всегда должны быть убеждены, что сказанное ими должно быть исполнено. Только таким образом можно сломить своенравие и образовать сильную, на добро направленную волю, послушную родителям.

5. Искореняя в детях своенравие и упорство, поступайте так, чтобы ваши дети имели почтение к вам. Почтение к повелевающему составляет существенное побуждение к послушанию. Дети уже по природе своей с особым почтением смотрят на родителей; это природное чувство. То же внушает и пятая заповедь. Казалось бы, поэтому совершенно излишне говорить родителям: поступайте так, чтобы дети имели почтение к вам; однако повторить это необходимо. Конечно, ребенок знает, что нужно почитать отца и мать, что Бог это повелевает; но как быть, если он видит иногда в родителях такое, что и невинному его детскому чувству является противным и омерзительным? Что, если он не может почитать родителей при всем своем желании? Что, если он видит постоянно отца пьяным, мать — с ругательствами и проклятиями на устах, а обоих — в вечной ссоре и брани? Может ли он почитать их? Дурной пример родителей не только уничтожает почтение к ним, но и подрывает фундамент послушания. Не подумает ребенок: «Что вы мне за наставники?» Поэтому родители должны всячески избегать поводов к неуважению к себе детей.

6. Никогда родители не должны унижать друг друга и тем подрывать в детях уважение. Отец и мать должны взаимно с величайшим уважением относиться друг к другу; никогда они не должны позволять себе пред детьми неприличных речей; никогда они не должны порицать друг друга; никогда дети не должны слышать, как это бывает часто: «ты так же изолгался, как и отец твой», «ты будешь таким же негодным, как и отец»; или же: «ты будешь такая мотовка, как и мать твоя», «не будет в тебе толку, как в твоей матери»... Где дети слышат такие речи, там прощай почтение и послушание! Никогда родители не должны позволять себе с детьми неприличных игр и шуток. Отец, который любит паясничать пред своими детьми, не может рассчитывать на их почтение; они будут дерзки к нему в словах и в поведении. Это не значит, что к детям нужно быть всегда суровым, серьезным; серьезность с ласковостью и родительскую нежность нетрудно отличить от неразумного шутовства, которое унижает родительский авторитет. К серьезно-ласковому и нежному отцу дети больше всего питают почтение: одного взгляда его довольно – и послушание готово.

7. Хотите вы, чтобы дети ваши были послушны? Оказывайте и доказывайте им свою любовь – не ту любовь, которая изнеживает детей и готова бывает сластями закормить их до смерти, но сердечную, разумную любовь, направленную ко благу детей. Где дети видят такую любовь, там они оказывают послушание не из страха, но из любви.

8. Не будьте никогда равнодушны к радостям или горю ребенка. Не говорите никогда, что дети – тяжесть и мука для вас; не показывайте никогда, что какая-либо жертва ради детей с вашей стороны слишком велика или тяжела. Доставляйте им все, что должны доставлять, охотно и с радостью. Если родители с упреком и ропотом бросают ребенку своему кусок хлеба, как в нем может держаться любовь к ним?

9. Доставляйте иногда детям небольшие удовольствия и радости. Незначительный подарок к празднику или в день рождения, в день Ангела, сделанный с любовью, поддерживает детскую любовь.

10. Привлекайте к себе сердце детей доверчивостью и искренностью обращения с ними; им всегда должно доверять в добром, пока нет оснований убедиться в противном. Подозрение и недоверие огорчает и убивает любовь. Не усиливайте заслуженных детьми наказаний презрительными насмешками или язвительными замечаниями; это ожесточает сердце и изгоняет всякую любовь.

Вот главнейшие средства к воспитанию детей послушными. Употребляйте эти средства добросовестно. Прежде всего приучайте своих детей к тому, чтобы они слушались вас, зная, что на это есть воля Божия. Не допускайте, чтобы в них укоренилось своенравие, не терпите в них упорства и дерзости к кому бы то ни было. Не все позволяйте, чего бы им хотелось; напротив, приучайте их к самоограничению, воздержанности и умеренности. Требуйте от детей всегда скорого и пунктуального послушания, приучайте их к тому, чтобы они по первому слову исполняли ваши приказания. Твердо настаивайте на исполнении того, что однажды вами приказано. Но чтобы они могли это сделать, не приказывайте им чего-либо невозможного, чего-либо слишком трудного; не будьте сами капризны и произвольны в своих приказаниях, сегодня позволяя то, что вчера запрещали. Не противоречьте сами друг другу в своих действиях относительно детей. Поддерживайте необходимое уважение к себе детей; заботливо избегайте всего, что может поколебать уважение к вам с их стороны. Наконец, никогда не забывайте призывать благословение Божие на дело воспитания, и ваши труды, попечения и заботы, при благословении Божием, увенчаются тем, что дети ваши выйдут послушными детьми.

По материалам научения о религиозном воспитании детей епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея

Журнал «Глинские чтения»

 
 
 

Назад к списку