Осторожно: китайские иконы-подделки

Оказалось, что в Китае есть производства, которые штампуют православные кресты и иконы. Причем, не оригинальные, а подделки под греческие или российские. Своими впечатлениями от посещения такого предприятия делится руководитель иконного производства проекта «Символик» Кирилл Шумов.

Мне рассказали о том, что в Китае уже много лет существуют производства православных икон, крестов и другой церковной утвари. Я решил поехать и посмотреть, как это происходит. Увиденное шокировало меня.

В начале мы посетили небольшое частное производство. Оно располагалось в обычном доме. Это был трехэтажный коттедж, на двух этажах которого трудились работники, на третьем жил хозяин и руководитель. Они занимались копированием греческих икон. В прямом смысле копированием — на иконах были надписи «сделано в Греции», название греческих производителей и даже бумажные сертификаты «подлинности».

Полиграфия, собственно лики Спасителя, Богородицы, святых, которые они наклеивали на деревянные основания, лежала у работников прямо под ногами. Никакого уважения к святыне. Это производство существует 7 лет. Раньше его хозяин производил пузырьки для духов, потом по совету украинского заказчика, переквалифицировался на церковную продукцию. Сам украинец (китайцы назвали его дядя Ваня) иконы у них не покупал, но помог найти сбыт в России и Румынии.

Следующее производство, которое мы посетили, было уже действительно большим — на нем работают около 70 человек. Экскурс мы совершали под видом клиентов и я смог сделать несколько фотографий. Все производство находится в большом ангаре. Приезжает клиент, показывает образец и с его делается копия. Полная копия, включая логотип оригинального производителя.

В Китае тепло и специального помещения для работы не нужно

Производство устроено в больших ангарах, фактически под навесами. Там установлены длинные столы, за ними в ряд сидят работники

Практически все операции делаются вручную

Кресты и распятия, после литья обрабатывают вручную

Эта женщина наносит на распятие надпись «Иерусалим». Когда мы к ней подошли, наши сопровождающие сказали, что могут нанести любую надпись по нашему желанию


Образцы продукции

Раньше они занимались производством швейной фурнитуры, но 9 лет назад к ним пришли заказчики и попросили сделать крестики, с тех пор они производят только церковную продукцию — католическую и православную.

Оклады элементы православных крестов, распятий, нимбы делают литьевым способом — все это валяется на полу, под ногами. После того, как литье окончено, они сгребают все с пола лопатой, выгружают на стол, где работники разбирают кучу на отдельные части, из которых составляется конечное изделие и обрабатывают их вручную.

Мы задавали работникам вопросы о том, как они относятся к православной вере. Нам отвечали, что это только бизнес и их интересуют только деньги. Мне кажется, если иконописец должен с постом и молитвой подходить к написанию иконы, то человек, который делает копии икон, пусть он даже просто их штампует, как минимум должны быть христианином, должен ходить в Церковь и уважительно относиться к своему делу. Понимать, что он делает.

Не думаю, что можно сравнить изображение Бога с телефоном, компьютером или еще чем-то, что сейчас дешево производится в Китае. Мало того, что эти иконы делают буддисты и идолопоклонники, а не христиане, так они к тому же занимаются подделкой, чем убивают оригинальные греческие производства, лишают их прибыли. Все это просто ужасно.

Когда я отправился в Китай, в наших планах было сотрудничество, но по итогам поездки, после всего увиденного, от этой идеи пришлось отказаться. Мы будем строить свое производство в России, давать работу соотечественникам — верующим, православным людям.

Что значит «поддельная икона», могут ли буддисты создавать священные христианские изображения и как происхождение иконы влияет на молитву перед ней мы спросили у преподавателя факультета церковных художеств ПСТГУ, члена Союза художников Светланы Васютиной:

Для того, чтобы стать иконописцем необходимо благословение священноначалия. Иконы может писать только человек верующий, молящийся, знакомый с канонами церковной живописи. Даже если он делает только копии или штампует типовые крестики. В древних памятниках осталось назидание иконописцам, где сказано, что человек который работает над священным изображением должен в это время поститься. Там даже не обсуждается, что он должен быть верующим. Это обязательно.

Если язычники приходят через эту работу к Богу — это можно только приветствовать. Но если они не приходят, то оправдания сложившейся ситуации нет. Например, один мой знакомый сейчас строит храм и оформляет его мозайкой. Для работы он нанял таджиков-мусульман, которые празднуя рамадан, выкладывают ему мозаичные образы. Они страшно искушают всех вокруг! Нельзя в алтарь пускать грешников, нельзя причастие давать богохульникам и нельзя давать писать иконы буддистам, мусульманам и язычникам. Это осквернение святыни на духовном уровне, ее разрушение.

Когда я работаю над иконой, я всегда молюсь. Постоянно молюсь. Стараюсь, чтобы икона была написана в молитве. И когда иконописец молится, в какой-то момент наступает такая ситуация, когда он перестает понимать как все пишется. Происходит взаимосвязь с духовным миром. Господь управляет рукой иконописца. А какая духовная связь может быть и с кем у идолопоклонников во время работы над священными изображениями?

Конечно, и нарисованная на бумажной салфетке икона может замироточить. Дух дышит где хочет. Потому что важна личность человека, который молится перед образом. Он получает благодать не благодаря работе иконописца, а скорее вопреки. Конечно, что если кто-то купил эту икону и молится перед ней, в этом нет ничего страшного. Господь не допускает поругания своей святыни. Но быть причастным к созданию или распространению такой якобы церковной продукции — духовное преступление. На мой взгляд, это бесовские уловки, чтобы обесценить святое.

Подготовила Екатерина СТЕПАНОВА

 
 
 

Назад к списку