Новый бестселлер Павла Санаева «Хроники Раздолбая» — в числе лидеров продаж. Одной из главных в книге является тема веры.
— Это смешная и драматическая жизненная история 19-летнего парня, который формировался и строил свои планы в советской стране, а потом страна за три дня поменялась, и он оказался в совершенно иных условиях, — рассказывает писатель. — У меня есть персонаж, чьи жизненные установки продиктованы верой. Ведь она была почти выкорчевана из сознания наших людей. И интересно показать, как она потом стала всё-таки проникать обратно. Мой главный герой формировался в то время, когда о Церкви думали примерно так: «Красноармейцы свергли царя, свергли попов, и мы стали самым прогрессивным обществом». Вера в Бога почти всем казалась тогда пережитком прошлого, и такого же мнения был мой герой. В какой-то момент он встречает другого героя, который что-то про это знает, читал и имеет другое мнение. Между ними и другими персонажами происходит спор, они делятся рассуждениями, но это вплетено в сюжетную ткань, так что авторской назидательности не будет. Мне интересно показать, как вера проникает в человека.
— Знаю, что сами вы человек верующий. А как вера проникала в вас?
— Вера очень редко приходит под влиянием книг и размышлений. Чаще всего человек приходит к Богу в моменты сильных потрясений, угроз, жизненного краха. Если человек извлекает уроки, меняет свою жизнь и начинает жить по вере, то с ним происходят удивительные вещи, которые его веру укрепляют.
— А ваш отчим Ролан Быков успел прийти к вере?
— Он крестился на смертном одре, в больнице. Он много про это думал ещё и раньше и пытался построить какие-то свои конструкции, причём не читая никакой церковной литературы, поскольку достать её тогда было невозможно. И он пытался сам додумывать. И какие-то его умозаключения были более чем спорные. Как-то блуждал, блуждал, но вот в конце концов всё-таки дошёл. Книга, которую он читал в больнице и которая его привела к крещению, — «Сын человеческий» Александра Меня. Если бы это произошло раньше, то, может быть, он и прожил бы дольше и что-то ещё сделал бы. Мы не знаем. Но получилось как получилось.
Елена АЛЕКСЕЕВА
Православная газета «Крестовский мост»
|