Карает ли Бог человека? Так называется поучение весьма известного в наше время афонского старца Иосифа Ватопедского. Он был ближайшим учеником еще более известного старца – Иосифа Исихаста или Спилиота (т.е. пещерника), преставился 1959г. Эти поучения в настоящее время переводятся с новогреческого одним монахом Святой Горы. В скором времени выйдет книга «Аскеза…». Принцип, которому мы будем следовать в этой статье: Истина - это не конфета, которую можно взять с полочки и положить в карман. Ее нужно искать и выстрадать.
КАРАЕТ ЛИ БОГ ЧЕЛОВЕКА? – так ставит вопрос сам старец Иосиф Ватопедский. Далее автор излагает историю отпадения человека, делая акцент на добровольности выбора зла и предпочтении его добру. Излагая Божественное Домостроительство, старец приходит к выводу: человек отказывается от исцеления «…из упрямства».
Далее логика рассуждений автора следует определенному плану: Христос своим Подвигом «восполнил наше бессилие» и тем самым возвел нас в сыновнее достоинство. Это обычное догматическое клише в рассуждениях такого рода. Наконец, рассуждения старца приобретают оригинальность и особенную силу: теперь мы оказываемся в достоинстве сыноположения и уже «…не будет речи о суде и каре…».
Во всяком случае, отсюда не следует отрицания кары как феномена. Старец пишет: «…кара несомненно существует, но вне Бога и далеко от него!!!». Она существует «…исключительно для бесов, которые добровольно пребывают в высшей степени зла…». Т.е. бесы карают сами себя!
Мысль автора именно такова: Господь не карает людей, а напротив (!), награждает их сыновством (мой вариант перевода). Кто же изгоняется в муку? А это те, кто упорствует на протяжении всей своей жизни… По всей видимости, спасение мыслится герондой не как просто избавление от зла, а как – обретение новой семьи: хочешь – живи с любимой и детьми в любви, не хочешь - иди отведай удовольствий на помойке чужого тела. И этот выбор делается для Вечности!
Далее просто обратимся к тексту автора: «Ведая о том, как легко человеку оступиться и насколько тот немощен, Бог дал ему покаяние, которое продолжается на протяжении всей человеческой жизни. Все, кто соблазнился и поддался безрассудству противоестественности, могут исправить свой проступок, возвратившись на фундамент своего первоначального предназначения. Существует чрезвычайно много примеров из Священного Писания и из обыденной жизни, которые доказывают возможность исправиться через покаяние, вернуться к правилам нравственной и согласной с Богом жизни. Именно так достигли блаженства и благословения Божия те, кто на какой-то миг соблазнились и отошли от пути благочестия. Однако, к несчастью, большинство людей так и пребывает либо неисправимыми, либо вконец заблудшими, давая другим пример отступничества и отпадения от жизни в Боге.
К сожалению, некоторые так называемые «церкви» Запада распространяют разные учения о спасении, преисполненные заблуждений, искажающих Православное христианское учение. Спасение человека, как сообщает нам Божественное Откровение, — это не просто освобождение от некоего плачевного состояния и положения и переход в некое более благоприятное место или более счастливое окружение.
Главной целью человеческой жизни является восстановление изначального положения человека в «образе и подобии» Божием. Основной целью воплощения Бога Слова является Его личностное единение с человеком (обожение). Поэтому святые отцы, как истинные носители данного качества, не раз упоминали о богочелове-честве, указывая на него как на подлинную цель веры.
Высказывание: Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне и логически следующее из него: тем, кто приняли Его, дал власть быть чадами Божиими, — указывают именно на эту цель, которая является квинтэссенцией христианства. И не будет слишком смелым наше утверждение: если бы богочеловеческое состояние не было основной целью и задачей христианской веры, то не имело бы смысла обращаться в нее и посвящать ей всю свою жизнь.
В предыдущих главах книги мы подчеркнули важность всеобъемлющей аскезы как необходимого средства для возвращения всего того, что мы утеряли. Мы уже отметили, что причиной расколотости человеческой личности является развращенное после разрыва с Богом мышление наше, «склонное ко злу». Без уврачевания человек только напрасно тратит силы. Спаситель собственным примером показал нам способ достижения душевного равновесия. Он Сам воплотил в жизнь всеобъемлющую аскезу и подвижничество, хотя и нисколько не нуждался в таковых, и сделал это для того, чтобы разбить нашу ожесточенность и упрямство, доказав, что без тяжелого труда и старания нельзя возвратить растраченное богатство духовное. Когда человек с усердием подвизается и противостоит закону искажения и характеризующей страстную жизнь противоестественности, находясь, таким образом, в своем изначальном устроении, — он получает право на соединение со своим Творцом и пребывание с Ним в вечности.
Господь в Своей первосвященнической молитве просил Отца о том, чтобы остаться и пребывать в вечности с людьми: хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. Господь совершенно ясно призывает нас, как подобных Ему, к уподоблению Себе, обращаясь с такими словами: будьте святы, потому что Я свят.
Таким образом, не Бог осуждает людей, исказивших и преступивших границы и законы разумного естества тем, что предались скотству и бесовщине. Они сами отрекаются от законов разума и человеческого достоинства. Несмотря на то, что Бог в Своей благости терпит заблуждения грешников и принимает их, если они снова раскаются и вернутся, извращенные до крайности люди сами не допускают покаяния и отказа от своего извращенного образа жизни и мышления. Они по собственному выбору принимают и предпочитают извращенную жизнь в ненависти и преступлениях, духовно осуществляя ее до самой своей смерти! Так разве Бог судит их, когда они по своей собственной воле, решению и усмотрению предпочли порок и разврат? Разве не было бы несправедливостью лишить их зла и разврата после смерти? Разве было бы справедливым поместить их в среду, противоположную их собственному изволению и предпочтению?»
Остается только обратить внимание ищущих истину именно к афонскому богословию, поскольку могу вас уверить, - почти дословно я слышал такую интерпретацию от других ныне здравствующих старцев старцев Святой Горы. Пожалуй, пора признать, что администратор Форума Андрей устроил нам настоящий «виртуальный Афон», на уровне богословия отстаивая учение, хранящееся и поныне в темных пещерах – настоящих таинственных сокровищницах Святой Горы.
Преподаватель Православного Гуманитарного Университета Андрей Захаров.