Обрывок папируса, надпись на котором можно интерпретировать в том смысле, что у Иисуса была жена — предположительно, Мария Магадалина
На днях по новостным лентам пронеслась сенсация — найден обрывок папируса, надпись на котором можно интерпретировать в том смысле, что у Иисуса была жена — предположительно, Мария Магадалина. Правда, надпись относится (в самом лучшем случае) к IV веку, а некоторые специалисты вообще считают ее современной подделкой — но восторженным заголовкам в стиле «Ранние христиане верили в существование жены у Иисуса Христа» это никак не помешало. Для сравнения — большинство текстов, вошедших в состав канонического Нового Завета, написаны при жизни первого-второго поколения учеников Господа, и они не упоминают о Его «жене». Разумеется, состоять в браке никоим образом не грех, и никаких причин скрывать факт «брака», если бы он имел место, у христиан не было. Тем не менее, текст Евангелии подразумевает, что ближайшими к Господу людьми были Его мать (которую Он у Иоанна поручает любимому ученику), сам этот ученик (Иоанн), избранные Апостолы, и отсутствие в Евангелии Его «жены» можно объяснить только одним — ее не было.
Пытаться (как некоторые это делают) приписать ранним христианам отрицание «брака» Иисуса по причине «аскетических тенденций» в раннем христианстве просто нелепо — Новый Завет последовательно утверждает высокое достоинство брака, сам Господь говорит о нем как о Божием установлении.
Такие «открытия» делаются не первый раз. Время от времени появляются книги и документальные фильмы, которые рассказывают «как оно все было на самом деле», а Церковь скрывает. Десятилетия назад задержка с публикацией свитков мёртвого моря вызвала волну спекуляций на тему того, что эти свитки каким-то образом опровергают христианскую веру, и коварный Ватикан не хочет, чтобы их увидела широкая публика. Недавно группа документалистов сняла фильм о якобы найденной в Израиле «гробнице Иисуса», где лежат кости Его родственников — и, вы будете смеяться, но и Его собственные.
Специалисты по истории возникновения Христианства, а среди них есть Христиане, Иудеи и неверующие, смотрят на эти великие открытия с той же холодностью, с которой учёные вообще смотрят на «околонаучные» сенсации из популярной прессы. В английском языке уже сложился термин «archeoporn», буквально «археологическая порнография», для обозначения подобных сенсаций, в одночасье ниспровергающих все, во что верит Церковь и все, что установила наука.
Но почему люди так жадно ухватываются за подобные сенсации? В центре европейкой культуры и истории стоит — нравится это людям или нет — Тот, от чьего Рождества мы отсчитываем годы. И мы неизбежно сталкиваемся с Его вопросом «ты веруешь ли в Сына Божия? (Иоан.9:35)» Это присутствие является источником радости и упования для тех, кто отвечает вместе с исцеленным слепорожденным «верую, Господи!» и смутного беспокойства для тех, кто отвечает «нет» или хотел бы проигнорировать сам вопрос.
И это беспокойство порождает желание как-то окончательно закрыть этот вопрос — мол, Церковь говорит вам неправду, не так все было, британские учёные доказали... Но если обратиться, собственно, к учёным, то в их среде (независимо от их личных убеждений) существует согласие относительно того,что а)Иисус существовал, как историческое лицо б)у Него были ученики в)Он был распят на римском Кресте б)после этого Его ученики стали провозглашать, что Он воскрес и они видели его живым. Неверующие исследователи, понятно, не признают самого факта Воскресения, но никто не оспаривает того, что в основании Церкви лежит свидетельство Апостолов о том, что Он воскрес. Ученики Распятого провозглашали, что Он воскрес, они видели Его живым. Можно изыскивать разные объяснения этому факту. Но самым убедительным является самое простое — они говорят правду. Он воистину воскрес. Он жив сейчас. Каждый из нас может сказать «верую, Господи!» и Он услышит.
Автор: ХУДИЕВ Сергей
|